|
Двина
1 августа 2005 (3)
о. Евгений СОКОЛОВ,
Родники великой культуры
(Из выступлений перед молодёжью)
[an error occurred while processing this directive]
Остро стоит задача духовного возрождения народа, обращённая, прежде всего, к
новому поколению, к молодёжи, к детям.
[an error occurred while processing this directive]
Проблему массовой подготовки учителей "с православным уклоном" может решить,
совместно с Православной Церковью, только государство. Если захочет. Если всё
общество будет охвачено такой идеей, а не малая его часть, пусть даже с
православным президентом.
[an error occurred while processing this directive]
Насколько я знаю, национальная идея не вырабатывается - она даётся Богом, когда
тот или иной народ собирается и по Божьей воле образуется на определенной
территории. Хотел бы напомнить общеизвестную вещь: могучей Римской империи Бог
дал возможность проповедовать Христианскую веру, распространить её по всему
миру. Рим от этой идеи отказался. "Хлеба и зрелищ!" - потребовало общество.
Вспомните, кому Рим проиграл войну? Варварам. И сегодняшняя Италия - это одна
четвертая территория Архангельской
[an error occurred while processing this directive]
Я убеждён: наша национальная идея предельно проста: "Святая Русь, храни веру
Православную!" Вся наша многовековая история свидетельствует: с этой идеей
Россия побеждала всегда. От Александра Невского и Сергия Радонежского до Минина
и Пожарского; от Ушакова и Суворова до Кутузова в первую Отечественную войну; от
генерала Скобелева в русско-турецкую войну до маршала Жукова (Георгий
Победоносец его небесный покровитель!) в Великую Отечественную. Особенно, когда
руководство страны круто изменило к лучшему свое отношение к Православной
Церкви. Если мы ищем ещё какую-то национальную идею, то напрасно. Напоминаю: она
не изобретается, а даётся Богом. И это хорошо бы помнить даже научным
работникам...
[an error occurred while processing this directive]
Кроме того, для глубинного понимания классики, надо так же, в первую очередь,
готовить души детские. А ведь как мы сами обедняем их!
[an error occurred while processing this directive]
Моя дочь училась в 9-м классе. Изучали письмо Татьяны. Спрашиваю, как-то
невиннно: "Маша, а почему Татьяна пишет столь безнравственное письмо Евгению
Онегину?" В ответ: "Она полюбила".
[an error occurred while processing this directive]
прислала ему такое письмо: "То в высшем суждено совете... То воля неба: я
твоя..." Что ты скажешь своему брату? Или они в Москве там все свихнулись, или
она развратная... Читай "Евгения Онегина", Пушкин же показал, кто в этом
виноват, почему эта неординарная, глубокая девочка пишет такое, действительно,
безнравственное письмо". Знаете, мне стало стыдно за свою дочь: она трижды
прочитала и не нашла, пока я не ткнул пальцем: "Ей рано нравились романы... Её
отец был добрый малый, он в книгах не видал вреда...". Когда родители не знают,
какой томик дремлет у девочки под подушкой, что крутится в голове девочки,
отсюда и: "Душа ждала кого-нибудь...". Понятие любви в школе извращено через
неправильную трактовку Пушкина (его просто не поняли). А в чём Татьяна упрекает
Евгения в последней главе: "...А нынче! - что к моим ногам / Вас привело? Какая
малость! / Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?".
[an error occurred while processing this directive]
Я хотел бы обратиться к писателям с просьбой и вопросом - мы когда-нибудь
посмотрим на историю, как, мне кажется, должно смотреть? Как на историю поиска и
потери молитвы и служения человека Богу. Как только терялась молитва, как только
терялось правильное служение, начинались революции, катаклизмы, потопы...
[an error occurred while processing this directive]
Никто не написал ещё историю Молитвы.
[an error occurred while processing this directive]
Я попросил слова и вышел: "Есть такая русская "Репка". Обычно я спрашиваю у
детей, чему учит эта сказка. Типовой ответ: дружбе, взаимопониманию,
коллективной работе... Хорошо, а назовите хоть одну вечную истину. С трудом
рождается - терпение. Ну, хорошо, кого зовёт на помощь кошка? Мышку. А теперь
объясните мне, как это мышка пришла помогать кошке? Они же непримиримые враги!..
Молчание. Что, говорю, должна сделать кошка? Попросить прощения, признать себя
виноватой. Вот она фундаментальная истина - смирение и покаяние... Таким
образом, через смирение и покаяние преодолеваем гордыню в соборности...
[an error occurred while processing this directive]
Вообще, все русские народные сказки - удивительны.
[an error occurred while processing this directive]
Есть одна сказка о любви, которую я читаю всем - в школе, в институте, военным.
Это "Аленький цветочек" Аксакова. Не знаю, почему эта сказка не оценена в полной
мере. Я спрашиваю детей на их сленге. "Папа уезжает за границу и берёт заказы у
дочерей: ларец с драгоценными каменьями, зеркальце и аленький цветочек. Какая
дочь демонстрирует максимальный эгоизм, себялюбие, самость?" К моему удивлению,
взгляды расходятся. Нет единого: младшая. А ведь самые большие проблемы именно с
третьим "заказом": пойди туда, не зная куда; найди при этом самый красивый в
мире цветочек; сорви и привези мне в монопольное пользование. Придумать же
такое! А кто виноват? Аксаков пишет - младшенькая и любимая. Вот к чему может
привести гипертрофированная любовь. Когда отец попадает на остров, находит
цветок, срывает его и слышит гневный окрик "как посмел!?" - то можно было ещё
отказаться... Но любовь - это ведь умение и желание жертвовать собой. И отец
говорит, что поедет, отдаст младшенькой цветочек и вернётся к чудовищу. А когда
девочка, осознав всё, смиряется и сама едет на остров, преодолев свою самость и
гордыню, самая большая загадка: что любит больше всего делать она на острове? На
этот вопрос отвечает не более 10 процентов ребят. Прочитайте внимательно, и вы
убедитесь, что больше всего она любит общаться с хозяином острова. Вопрос: когда
она его полюбила? Ведь нельзя же было полюбить то, что она увидела. Она его
полюбила в общении. А когда она увидела его, то первая реакция - обморок. А
потом - "Прости меня!" И последняя сцена, когда она обнимает его и, рыдая,
молит: очнись, вернись, я же тебя люблю!
[an error occurred while processing this directive]
А чтобы это понять, надо просто любить источник этой великой мудрости: русский
народ, с его великой культурой, корни которой - его фольклор, церковно-
славянский язык, его православная религия.
[an error occurred while processing this directive]
|