|
|
Двинская правда
Как выткать половичок Секреты древнего русского ремесла Ткачество - одно из древнейших ремесел русского народа. Это кропотливый труд, требующий усидчивости и терпения. В нашем городе немного умельцев ткать половики и полотенца, как делали это наши бабушки. Но что удивляет и радует, среди них - дети. Вместе с мастером по ткачеству и вышивке - директором Дома ремесел Татьяной Вохминцевой - они продолжают традиции ремесла. Работа хоть и нелегкая, но увлекательная. О ней расскажем вам прямо, как говорится, не отходя от станка. Снование Итак, берется бобина ниток, из них нужно сделать основу для будущего холста на сновалке в виде косы. Приступая к снованию, необходимо рассчитать длину и ширину будущего холста. Единица расчета длины полотна - стена. Длина одной стены холста равняется периметру сновалки и является постоянной. Если пряжи достаточно, можно сновать сразу 2-3 стены. Ширина ткани зависит от ширины берда. За единицу расчета берется 1 пасмо - 30 зубьев берда. На старых бердах каждое пасмо помечалось либо ниточкой, либо небольшими зарубками. Для снования требуется много места, поэтому в деревнях сновали обычно в теплые весенние дни в верх-нем сарае дома (на повети). Установив на стене с левой стороны от сновалки 2 небольших кольца, пропускали через них пару нитей- "сестричек" с двух бобин пряжи, связывали нити узелком и накидывали на колышек. Придерживая нити левой рукой, правой вращали сновалку вокруг своей оси против часовой стрелки до вилки, наматывая нити спиралеобразно. Натянув нити до вилки, делали "восьмерку", а затем вращали сновалку в противоположную сторону. И так до тех пор, пока не наберется нужное количество нитей (540). При сновании необходимо следить за тем, чтобы нити не не провисали, натяжение было одинаковым, а располагались они на стойках рамы одна за другой. Заканчивали снование на том же колышке, на котором начинали. Сейчас же снование происходит гораздо более упрощенно. Кстати, сновалка, она же воробы, - это сновальный круг, который представляет собой две взаимно пересекающиеся рамы (прямо-угольники) высотой до 2 метров и шириной до 1,25 м каждая. В месте пересечения рам устанавливается деревянная или металлическая ось. В каждой вертикальной стойке имеется отверстие для колышка. Для разделения нитей служит деревянная или металлическая вилка, которая прикрепляется к нижней части рамы (см. рис.) Навивание основы Дальше работать лучше вдвоем. Один человек находится у навоя (деталь ткацкого станка, на которую навиваются нити), а другой - у пришвицы (деталь ткацкого станка, к которому "пришивается" готовое полотно). "Косу" перекидывают через пришвицу и выводят снизу, а петлю фиксируют палкой. Палка с петлей должна упереться в станины, а основа - находиться в напряжении. Далее вставляют две ченовницы - плоские узкие дощечки с небольшими отверстиями по краям - в плети "восьмерки" и, чтобы они не выпадали, соединяют концы каждой ченовницы небольшими веревочками. Ченовницы подвешивают к гребням на уровне навоя. Нити распределяют равномерно парами на ширину берда и плотно привязывают колышек к навою в трех местах. Тот, кто работает у навоя, распускает несколько петель в "косе", фиксирует последнюю петлю палкой и начинает вращать навой правой рукой на себя. При этом он должен следить, чтобы нити располагались равномерно. А другой человек передвигает ченовницы от навоя к пришвице. Навивание продолжается до тех пор, пока палка с последней петлей не упрется в станицы. После этого палку с петлей выводят между станин снизу до пришвицы, следя за тем, чтобы основа была в напряжении. Концы нитей обрезают и завязывают небольшими пучками. Подготовка ткацкого стана к работе В передние стойки станин вставляют пришвицу. Раскручивают нити с навоя и привязывают нити основы к пришвице пучками. Чтобы нити не распускались, навой закрепляют в определенном положении при помощи палки, которую вставляют в пазы правой головки навоя. Установив на гребнях перекладину для векошек, нитеницы подвешиваются к векошам на кожаных ремешках. Прочными веревками нижние палки каждой нитеницы привязываются к подножкам так, чтобы носок подножки был приподнят над полом. Другой конец подножки привязывается к палке станин. Проверив готовность станка, можно начинать ткать холст. Теперь вы убедились, как непросто даже подготовить все необходимое. Зато, когда все готово и можно перейти непо-средственно к процессу ткачества, работа захватывает и увлекает. Приноровившись, мастера легко справляются с работой, и любой их них знает: чтобы сделать хорошее изделие, нужно правильно выбрать ткань. Например, шелк в изделие не добавляют. Лучше всего использовать хлопчатобумажную ткань. Трикотаж тоже нежелателен, разве что вместе с хлопчато- бумажной тканью, так как один он будет "изводить" изделие. Татьяна Вохминцева училась мастерству в Сольвычегодской школе-мастерской, а, переехав в Котлас, выступила с инициативой открыть мастерскую по ткачеству в нашем городе. Около года она уже существует, дети занимаются на старинных ткацких станках, ткут полотенца и половики. Цветовую гамму и узоры подбирают сами, подключая фантазию и воображение. Также в музее берут этнографические полотенца, делают на них копии. С работами ребята ездят на различные ярмарки, выступают перед гостями и жителями города. Татьяна Вохминцева планирует открыть мастерскую и для взрослых. Страницу подготовила Анна СТАРЦЕВА.
|
Двинская правда: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |