Правила стихосложения

>> Образование >> 30.07.2019

Переложить прозаическую речь на стихотворную форму совсем не сложно, если знать основные правила стихосложения, или версификации. Благодаря творчеству Ломоносова, Пушкина, Державина были заложены основы современной поэзии. Рассмотрим, чем и как отличается проза от стихотворения. Узнаем, что такое ритм, и как его сформировать при помощи чередования ударных и безударных слогов, чтобы получить стихотворную форму.

Другие полезные статьи:


Конструкция стихотворения


Стих. Поэтическая строка.

Строфа. Закономерное повторение рифмованных строк.

Рифма. Созвучные окончания строк или полустиший.

Двустишие. Две зарифмованных строки.

Четверостишие. Состоит из 4-х стихов. Может состоять из двух двустиший.

Стопа. Простейшая структурная единица, состоящая из чередования слабых (безударных) и сильных (ударных) слогов. Классический размер стопы определяют два слога – ямб и хорей, либо три – анапест, амфибрахий и дактиль.

Метр. Структурная единица меры стиха, где главное ритмическое ударение объединяет группу стоп.

Системы построения стиха


Свободная речь получила название прозы. Это обычный разговор людей, звучащий вокруг каждого из нас. Упорядоченная речь в определенном ритме с повторением соразмерных единиц (речь в рифму) называется стихом.

Важно! Рифма в переводе с греческого означает размеренность (ритм). В стихотворных строках окончания строк рифмуются за редким исключением, которое носит название «белого стиха».

Изначально стихосложение было песенным, с равным количеством ударений. Такой принцип получил название Тонической системы:
  • Во поле березка стояла./ Во поле кудрявая стояла...

Но начиная с XVII века стихотворные формы стали строиться по Силлабической системе, где в каждой строке стихотворения было равное количество слогов вне зависимости от ударных гласных:
  • Монаху подобает в келии седети,/ Во посте молитися, нищету терпети,…

Основу составляли тринадцатисложные стихи с ярко выраженной паузой после шестого/седьмого слога, разделяющий его на два полустишия. Ярким примером такой ритмической организации можно считать творчество Антиоха Кантемира:
  • Кто, дело своё вершив, утвердить желает,/ В долги веки, должен всё, что тому мешает,…

Но к середине XVIII века Ломоносовым была выведена и внедрена Силлабо-тоническая система построения, включающая как количественное число упорядоченных слогов, так и ударные гласные предложения. В этой системе писали многие поэты.
  • Мой дядя самых верных правил,/ Когда не в шутку занемог,/ Он уважать себя заставил,/ И лучше выдумать не мог.
  • …Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи / Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее….


Стихотворные размеры


Очередность безударных и ударных слогов разбивает стих по стопам. Стопа – отдельная простейшая ритмическая единица. В зависимости от ее построения, или комбинации одного-двух безударных слогов с ударным, формируется стихотворный размер.

Знаете ли вы? Замена безударного ударным носит название спондей, ударного безударным – пиррихий.

Ямб. Ударный слог – второй, причем, ударение всегда падает на нечетный
  • Запасшийся крестьянин хлебом,/ Ест добры щи и пиво пьет.

Хорей. Ударение всегда падает на первый ударный слог
  • Буря мглою небо кроет/ Вихри снежные крутя…

Дактиль. Трехсложная стопа. Первый ударный, за ним следует два безударных слога
  • Тучки небесные/ Вечные странники...

Амфибрахий. Трехсложная стопа с ударением на втором слоге
  • Однажды в студеную зимнюю пору/ Я из лесу вышел…

Анапест. Трехдольный размер с ударением на последнем слоге
  • Глубоко-глубоко всей душой/ Я вдохну запах двух городов…

Метрическое стихи лучше рассматривать на поэтических примерах творчества Маяковского. В рубленом тоническом размере акцентных стихов, написанных в определенном такте «лесенкой», уверенно просматривается и ямб, и хорей.
  • Подите прочь! какое дело/ Поэту мирному до вас!


Система рифмовки


Если окончания двух предложений имеют схожее на слух звучание, то они объединены рифмой. Как правило, рифмованные строки перемежаются – это носит название перекрестной рифмовки. Здесь расположение двух рифмованных строк через одну:

  • У лукоморья дуб зеленый/ Златая цепь на дубе том./ И днем и ночью кот ученый/ Все ходит по цепи кругом.

В поэзии нередко встречается другой прием, когда пара рифм разбивается. Одной строкой четверостишие открывается, внутри содержится другая рифмованная пара строк, а рифмованная с первой строка замыкает четверостишие:

  • О Север, Север-чародей,/ Иль я тобою околдован?/ Иль в самом деле я прикован/ К гранитной полосе твоей?

Понятие «сплетенной рифмы» родилось, как результат более сложных схем рифмовки и использованию не двух, а трех и более рифм в одном стихотворении. Звучание таких произведений действует весьма проникновенно.

  • И жизнь твоя пройдет незрима,/ В краю безлюдном, безымянном,/ На незамеченной земле,/ – Как исчезает облак дыма/ На небе тусклом и туманном,/ В осенней беспредельной мгле...

Однажды математики пошутили, и переложили ритмику и рифмовку стихотворения на цифры. Теперь просторами Интернета гуляет весьма интересная картинка, целиком и полностью передающая трех и пятистопные ямбы-хореи стихотворной формы.



Чтобы найти нужную рифму, нужно очень постараться. Нужно сразу отмести элементарный или случайный подбор слов. В этом и состоят «муки творчества», чтобы создать фонетически грамотное произведение, способное донести до слушателя переживания или страдания автора, что особенно свойственно современной лирике. Ведь когда мы переживаем период влюбленности, почему-то всем хочется создать нечто особенное, и желательно в стихотворной форме. Быть поэтом – это дар, но его можно развить.



Спасибо, что уделили время на прочтение статьи о правилах стихосложения. А как вы выражаете свои чувства, и пытались ли в свое время сочинять стихи? Возможно, вы и сейчас творите нечто особенное. Поделитесь результатами творчества с аудиторией. Возможно, читателям будет интересно прочесть о ваших переживаниях, изложенных в стихотворной форме.