Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2004/04/19/1082378389-3.shtml>20 мая в мэрии Архангельска состоится конкурс на организацию летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах города

2004/04/19/1082378346-3.shtml>Исполняющий обязанности первого заместителя мэра по городскому хозяйству Владимир Войков подписал распоряжение 'Об организации движения транспорта по Кузнечевскому мосту на период закрытия понтонной переправы на время ледохода'

2004/04/19/1082378325-3.shtml>Администрации территориальных округов и предприятия ЖКХ готовятся к проведению 24 апреля общегородского субботника

2004/04/19/1082357700-28.shtml>В Архангельске открылись VI Ломоносовские научные чтения

2004/04/19/1082350980-28.shtml>В 2003 году на развитие образования в Архангельской области было потрачено более 3,7 миллиардов рублей

2004/04/18/1082281860-28.shtml>Пресс-служба ОАО "Архэнерго" стала лауреатом конкурса "Энергия и PR"

2004/04/18/1082277180-28.shtml>В Архангельске сегодня пройдет мини-фестиваль видеоарта "Electric Visions"

2004/04/18/1082275260-28.shtml>Здоровье будущих призывников Архангельска ухудшилось на 2%

  

Архангельский епархиальный вестник
10 марта 2004 (2)
Редакция газеты "Архангельский епархиальный вестник"

Являются ли споры грехом

По поводу публикации статьи "Православие и православность" (Взята с http://www.otechestvo.org.ua/akt_Bogoslovie/2003_12/akB_04_01.htm) в газете "Архангельский епархиальный вестник" N 1 / 2004

Публикуя статью А. Рогозинского, мы предполагали, что статья вызовет определенный отклик и, возможно, разные мнения. Так оно и оказалось, за исключением разве того, что реакция оказалась гораздо более бурной и противоречивой, нежели мы предполагали (смотрите опрос выше). Поэтому после обсуждения в редакции мы решили еще раз возвратиться к теме опубликованной статьи.

Определенное раздражение может, конечно, вызвать интеллектуализм автора и его резкий язык. Местами он пишет сложно, можно сказать, темно, но, признаться, мы так и не увидели в опубликованном тексте ничего антицерковного и "криминального".

Нас также несколько удивил в словах некоторых участников опроса отказ газете в праве на публикацию полемических материалов. Не будем рассуждать об этом сами, просто приведем фразу из одного из недавних интервью Святейшего Патриарха Алексия: "...не стоит забывать и слова апостола Павла, обращенные к коринфским христианам: "надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11, 19). Ибо Церковь - живой развивающийся организм, и потому многие актуальные вопросы ее бытия - например, вопросы миссии, образовательной и просветительской деятельности, социального служения - требуют общецерковного обсуждения, и такое обсуждение идет сегодня в Церкви. ... обсуждение различных точек зрения в лоне Церкви неконфронтационно по своей природе и духовно продуктивно, оно не угрожает единству Церкви, потому что речь идет о сопоставлении позиций людей, имеющих общую заботу - "чтобы слово Господне распространялось и прославлялось" (2 Фес. 1,3) везде, где наша Церковь несет свое спасительное служение".

Возьмите, к примеру, полемику вокруг книг и педагогической практики свящ. Анатолия Гармаева, развернувшуюся в православных СМИ последние полгода. Высказываются мнения зачастую противоположные, резкие, а иногда, возможно, и смущающие кого-то. Как об этом рассказать читателям епархиальной газеты? Если последовать логике некоторых участников опроса, то от такого "негатива" и "смущения" читателя мы должны старательно оберегать. Ведь все равно кого-нибудь смутим - сторонника книг Гармаева или противника... Получается, в таком случае лучше всего - молчать, пока там все решится. Но, думается, это неверный подход. Лучше рассказать, что-де есть разные позиции, и дать возможность поразмышлять читателю, поделиться информацией с окружающими. Ведь таких людей, кто имеет возможность спросить действительно знающего и опытного человека, не так-то уж и много.

Остается один вопрос: насколько затронутая в статье проблема актуальна, насколько правилен ее подход к этой проблеме? Насколько эта статья находится именно в русле продуктивной церковной полемики.

Рассуждая об этом, автор показывает картину, местами почти карикатурную. И, наверное, некоторые читатели всерьез решили, что автор хочет сказать, что эта картина и есть нынешнее Православие. Но речь на самом деле идет о другом. Автор хочет показать те тенденции сегодняшнего церковного сознания прихожан, которые, по его мнению, наиболее опасны для их духовного роста, для дальнейшего усиления роли Церкви в жизни нашего общества.

Мы слишком легко прощаем себе те ошибки, которые совершили в пылу неразумной ревности - ну как же, мы ревновали о Бозе! Когда их последствия касаются только нас, они и вправду могут быть простительны. Но мы живем, окруженные людьми, и от наших ошибок страдают наши дети, ожесточаются близкие. Наша жизнь, вместо того, чтобы быть свидетельством о Христе, становится - помимо желания - хулой на Него.

В результате мы создаем вокруг себя какой-то культурный, душевный, в конце концов, вакуум, через который ни нам до остального мира неверующих людей, ни ему до нас никогда не достучаться. А мы воображаем, что устроили нашу жизнь "по- православному".

Тем не менее мнение современных церковных авторов о духовной жизни наших современников звучит не менее пессимистично, чем у А. Рогозинского. Приведем отрывок из лекции прот. Владимира Воробьева, которая во многом перекликается с обсуждаемой статьей. Может быть, в нем чуть больше тех рецептов, которых не хватило участникам опроса: "Здесь мы имеем дело с людьми, которые уже прочитали Евангелие, которые уже знают, что нужно часто причащаться, которые знают, что нельзя совершать смертных грехов, и, как правило, их не совершают. Не блудят, не воруют, не делают аборты, не пьянствуют, не колются наркотиками, не отрекаются от веры, не идут к разным экстрасенсам и колдунам и сами не занимаются спиритизмом. Можно сказать с удовлетворением, что уровень их нравственности значительно поднялся. Они теперь имеют такие запреты, ниже которых они не опускаются. Теперь они являются членами Церкви и живут церковной жизнью. Церковной, но благодатной ли жизнью?

Многие из них, может быть, пришли в церковь и стали в церкви что-то делать: одни стали уборщицами, другие сторожами, третьи за свечным ящиком стоят, четвертые стали преподавателями Закона Божия, некоторые певчими на клиросе. Они, возможно, заняли свое место в общине. Но горение сердечное ушло. Они об этом иногда вспоминают и тоскуют, но со временем привыкают, что нет его, и им кажется, что его и быть не должно. Время духовного рождения, детское время, вспоминается только с тоской, с сожалением. И как его вернуть - неизвестно.

Духовник должен объяснить, что теперь этот подвиг должен быть другой, это должен быть подвиг молитвы, смирения, любви, послушания, подвиг постоянной борьбы со своими страстями, со своей гордыней, тщеславием, честолюбием, властолюбием, раздражительностью и со всеми другими страстями. Должно быть постоянное внимание к себе, к своей духовной жизни, очень требовательное внимание. Нужно замечать каждый свой ложный шаг, каяться в нем, исправляться. Без такой духовной жизни, без духовного труда не будет благодати Божией в сердце человека. А более всего нужно смирение, потому что "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Смирение - основа духовной жизни, смирение дается через послушание, через постоянное терпение скорбей, через постоянную победу над своей гордыней, над своим тщеславием, над своей обидчивостью".

Подход же А. Рогозинского более направлен на то, как эти искажения проявляются в жизни христианского общества, в человеческих отношениях.

Ведь пути преодоления этих проблем лежат уже за рамками сферы человеческих отношений. Они связаны с громадной внутренней работой, которую постоянно должен вести над собой человек, и которая является отдельной темой для разговора.



Архангельский епархиальный вестник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Губернский лабиринт
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
СМ. вестник
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета