Архангельский епархиальный вестник
10 марта 2004 (2)
Валентина МУЗЫКИНА.
Вера придет за Словом
Лишь в трех школах Архангельска проводятся сейчас факультативные занятия "Основы
православной культуры". И выясняется, что курс это очень интересен и
востребован. Но для того, чтобы дети понимали, что знания эти действительно
нужны, важна и личность педагога. Одна из преподавателей этого нового предмета -
Тамара Вячеславовна Зайцева, учитель школы N9 города Архангельска.
- По специальности я учитель французского и немецкого языка, окончила
Минский институт иностранных языков. В институте получила дополнительную
подготовку по западноевропейской культуре. В 80-е годы стала вести в школе
факультатив "Искусство Западной Европы". В то время этот курс был, пожалуй,
единственной отдушиной, где можно было открыто обсуждать с детьми библейские
сюжеты, говорить о христианстве, выходить даже на вопросы Православия.
В 1992 году в школах появился предмет "Мировая художественная культура", и я
очень легко перешла на него со своего факультатива. А в июне 2003 года с
благословенияВладыки Тихона десятки учителей города и области проучились на
базе АО ИППК на курсах "Основы православной культуры" (ОПК).
Важную роль в моем духовном движении сыграла встреча с игуменом Трифоном
(Плотниковым). Мне довелось работать воспитателем в лагере, который
располагался на территории Антониево-Сийского монастыря, именно летом 1992
года, когда монастырь передавался Православной Церкви. С тех пор стараюсь все
делать с благословения батюшки, по его совету.
- Расскажите о своей авторской программе по основам православной культуры. Я
знаю, что она уже утверждена городским экспертным советом при департаменте
образования...
Программа называется "Родник". Ее разработка стала попыткой создания
регионального учебного пособия по основам православной культуры Русского
Севера, не противоречащего по своему содержанию и его трактовке требованиям
светского образования.
- Концепция программы "Родник" разработана с учетом Рекомендательных
документов Министерства образования РФ относительно учебного предмета
"Православная культура". В ее основу положено святоотеческое учение о
Православии и православном воспитании, труды российских богословов,
архангельских краеведов, искусствоведов, российских педагогов. Использован
также собственный пятилетний наработанный практический опыт преподавания
курсов "Православная культура" и "Культура родного края".
Православию принадлежит все лучшее, что есть в духовно-культурном
пространстве архангельского Севера: жития северных святых подвижников,
монастыри, храмы, иконы - северные письма, колокольные звоны, памятники
духовной словесности. Все это - прежде всего православные святыни, а уж
только потом шедевры мирового уровня.
И на этом тема культуры заканчивается и начинается тема Православия. О чем
еще, кроме Православия, можно говорить в данном случае?! И мне никто не
запретит делать это свободно.
На таком принципе построена программа "Родник": основы Православия
раскрываются в ней в контексте истории и культуры на краеведческом
материале, на близких и понятных детям реалиях окружающего мира, в
том числе и православного, на духовных и видимых материальных ценностях
православной культуры Русского Севера.
- Начну с того, что в целом новое поколение просто изумляет своим невежеством.
Даже в атеистическом безбожном мире люди имели более ясное представление о
Христе. Последнее тестирование старшеклассников нескольких архангельских
школ выявило, что лишь 31% опрошенных четко формулируют ответ на вопрос "Кто
такой Христос?", не говоря уже обо всем остальном (лишь 7% знают, что такое
Оптина пустынь, остальные отвечают (прости, Господи): дискотека, тусовка,
группа, водка, пустыня, где много опиума и т. п.). И это при том, что нам
кажется, что сейчас много говорят о Боге. Говорят много, но конкретный ребенок,
или два, или десять, или сто могут об этом совершенно ничего не слышать и не
знать!
Малышам объяснять все не так сложно, как старшеклассникам. Маленькие все
понимают сразу. Но лично мне интереснее работать со старшими, которые могут
и возразить, и свою точку зрения отстаивать.
В педагогическом коллективе отношение к этому предмету совершенно спокойное,
есть немало единомышленников.
- Каким, по-вашему, должен быть учитель ОПК?
До сих пор нахожусь под впечатлением урока в 11-м классе на тему
"Евангельская заповедь непротивления злу". Сколько противоречивых мнений,
вопросов о Чечне, о терроризме, о войне! И учителю надо объяснить, убедить,
доказать: должен же кто-то первым прервать цепочку зла, чтобы избавиться от
него. Такова заповедь Христова, она справедлива, и ее надо исполнять!
- Что особенно нравится детям на занятиях?
Из года в год в нашей школе дети пишут сочинения, конкурсные и экзаменационные
рефераты на православную тематику, делают прекрасные доклады на ученических
конференциях.
С осени почти вся школа, даже те, кто не изучает православную культуру,
участвуют в проекте "Родник" - выпускаем настоящую газету. Газета выходит с
помощью Издательского центра Антониево-Сийского монастыря по благословению
архимандрита Трифона. Основную помощь оказывает иеродиакон Феофил: делает
компьютерную верстку, дает полезные советы по ее оформлению.
Беседовала Валентина МУЗЫКИНА.
|