Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Архангельский епархиальный вестник
31 января 2006 (1)
Монахиня Евфимия (ПАЩЕНКО)

Свет путеводной звезды

Русские православные святые на страницах детских исторических книг

"Выдумали разные..." А ведь именно так и говорили о православных святых в годы "воинствующего атеизма". Поэтому удивительно, что во времена гонений на Православие все-таки находились детские писатели, у которых хватило мужества и любви к Родине для того, чтобы сделать русских православных святых героями своих книг. Чтобы благодаря этим книгам дети узнали имена тех, кто стал гордостью и славой Руси Православной.

Детские исторические повести, героями которых являются православные святые, с течением времени претерпели интересную эволюцию, в которой можно выделить три этапа.

Желая рассказать детям о мученичестве этих людей и сделать его понятным и близким даже неверующим читателям, автор решил отойти от исторической правды. В его повести русский мальчик Николка и внук немецкого купца Мартин с помощью почтового голубя предупреждают жителей Пскова о готовящемся нападении ливонских рыцарей. Псков спасен. Но за это платят жизнью обитатели Русского конца в Юрьеве - и старенький священник отец Исидор, и Николка с отцом и матерью. А маленький брат Николки Саввушка, которого ливонцы хотели пощадить, добровольно разделяет участь погибших родных, бросившись за ними в прорубь. Несмотря на, казалось бы, трагический конец повести, автор показывает, что моральная победа осталась не за немецкими рыцарями, а за православными мучениками. И в знамение этой победы над крещенской прорубью, где приняли смерть жители Юрьева, взмывает стая белых голубей. А друг Николки Мартин, став взрослым, принимает Православие.

На общественное служение героини сделан акцент и в повести В. Пановой "Сказание об Ольге" (Л.: Дет. лит., 1968). Святая равноапостольная княгиня Ольга в изображении этой писательницы советской поры словно сошла с васнецовской фрески - это женщина властная, житейски опытная, не лишенная чувства собственного достоинства. Она так же мудро управляет Русью, как и своим домом, поддерживая в ней порядок. Вот как описывается война княгини Ольги с древлянами, убившими ее мужа князя Игоря: "...прошла она с войском по всей своей земле и всем показалась в мощи и строгости. Везде навела порядок. Наведя порядок, вернулась в Киев, переоделась по-домашнему и села отдыхать в своем каменном дворце". Согласимся, это описание представляет равноапостольную Ольгу именно "хозяйкой" Руси.

Однако, пожалуй, ни об одном из русских святых не было написано столько книг, как о благоверном князе Александре Невском. И не случайно. Ведь он был не только мудрым правителем, но и бесстрашным воином, одно имя которого наводило ужас на врагов. Его духовный подвиг - подвиг защитника Руси. В известной повести В. Яна (Янчевецкого) "Юность полководца" (М.: Дет. лит., 1952) перед Ледовым побоищем князь обращается к ратникам с такими словами: "Мы должны не пощадить жизни нашей, чтобы оберечь Русскую землю. Мы сумеем отстоять свободу земли Русской! Наше дело правое! С нами Бог!" Русское воинство идет в бой "за веру и Отечество" и побеждает.

О последних годах жизни святого князя-полководца рассказывается в повести А. Югова "Отважное сердце" (М.: Дет. лит., 1984) (отрывок из его романа "Ратоборцы"). Здесь отношение автора к своему герою несколько иное, нежели у В. Яна. В изображении А. Югова Александр Невский - мученик за Русскую землю, терзаемую татарским игом. Его не понимают даже близкие люди. "Он и шведов на Неве разбил, и немцев на озере, а с татарами чачкается, кумыс пьет с ними, дань в татары возит!" - осуждает князя Александра его юный лекарь Гринька Настасьин. Но, унижаясь перед врагами, князь спасает Русь от новых страшных вторжений врагов. "Нашествие Батыево! Да разве тебе понять, что творилось тогда на русской земле?! Одни ли татары вторглись? То была вся Азия на коне!.. - со скорбью говорит он Гриньке. - Немало твой князь утер кровавого поту за землю Русскую!"

Хочется упомянуть и о книге Ю. Вронского "Необычайные приключения Кукши из Домовичей" (М.: Дет. лит., 1974). С виду это обыкновенная приключенческая повесть о русском мальчике, похищенном варягами, и о его долгом и трудном пути на родину. По первой части этой книги, где описывалось житье Кукши у викингов, был снят фильм под названием "И на камнях растут деревья". К сожалению, гораздо более значимая вторая часть повести о приключениях ее героя в Константинополе, осталась без внимания. А именно в ней впервые в детской исторической литературе советского времени в качестве положительного героя появляется юродивый. Причем не кто иной, как Андрей Блаженный, с именем которого связана история Праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Второй этап развития детской исторической повести о русских святых начался в начале 80-х годов, когда интерес к культурно-историческому наследию прошлого выразился поначалу просто как стремление к "прекрасному". И вот тогда-то в детских исторических книгах стали появляться новые, ранее невиданные образы святых. То были уже не только воины и правители, но и священнослужители, и иноки. И служение их виделось уже иным. То было служение Красоте, воплощенной в святых храмах, иконах.

Писательница не идеализирует своего героя - князя Андрея. В ее изображении он жесток, надменен, мстителен. Однако он неравнодушен к прекрасному. И, приобщаясь к Красоте, нравственно перерождается. Вот, например, одна из сцен книги, где князь Андрей рассматривает модель строящегося собора: "...перед глазами князя стоял образ храма-богатыря в золоченом шлеме. Рядом с этим видением хотелось быть добрым, совершать великодушные поступки". И действительно, по мере строительства града Владимира "начинают проступать лучшие качества характера князя - правдолюбие, доброжелательность, воля". Созидая прекрасный город, украшая его благолепными храмами и зданиями, князь Андрей обустраивает и храм собственной души.

И таким удивительно ярким и светлым вышел из-под пера этой писательницы образ иконописца "с твердой рукой и мягким сердцем" - преподобного Андрея Рублева. Из- под кисти этого "изографа" появляются только "светлые и добрые" образы, несущие людям утешение и радость. "Разве мало видят они горя, и разве в людях только одно зло и нет добра?" - размышляет святой Андрей перед тем, как изобразить радостное шествие праведников в рай. Замечательна сцена встречи двух художников - Андрея Рублева и Феофана Грека. Феофан, рассматривая рисунки преподобного Андрея, где даже страшные чудовища выглядят милыми и безобидными, говорит ему: "Ласков твой мир. А земля охвачена борьбой. Ложь восстает на правду, сила на беззащитность. А у тебя свирепые хищники превратились в овечек". Чернец поднял глаза... "Злу не только силу, но и добро можно противопоставить", - сказал он негромко". В этих словах - жизненное кредо преподобного Андрея. Он несет людям добро и свет, тем самым побуждая их стремиться к добру и свету.

Надо сказать, что тема служения Красоте, отождествляемой со святыней и святостью, в детской исторической литературе впервые была поднята отнюдь не в книгах С. Фингарет, а намного раньше, в начале 70-х годов. И первым писателем, который это сделал, был Юрий Вронский. В упоминавшейся выше его повести "Юрьевская прорубь" есть потрясающие главы о судьбе "великого грешника Трифона Аристова".

Пережив духовный катарсис, Трифон Аристов решает уйти в монастырь. Но сделать этого не успевает. Вместо желанного монастырского жития Трифона ждет мученическая смерть. Во время ареста жителей Русского конца ливонские рыцари, зная о заведомой обреченности своих жертв, грабят их имущество. И когда один из них похищает заказанную Трифоном Аристовым лампаду, тот пытается отнять ее и тем самым спасти от поругания. Тогда ливонцы убивают его. Таким образом, в изображении Ю. Вронского первый из сонма юрьевских мучеников погибает, защищая православную святыню, которой была красивая лампада, обещанная им Святителю Николаю. Так, задолго до прекращения гонений на Православие детский писатель Ю. Вронский не побоялся рассказать своим читателям о том, как русские люди давно минувших времен шли на смерть ради защиты своей Православной веры, своих святынь. Именно поэтому его повесть "Юрьевская прорубь", изданная три десятилетия назад и прошедшая советскую цензуру, не потеряла своей значимости и в наше время и совсем недавно была переиздана издательством "Отчий Дом" в серии "Православная детская библиотека".



Архангельский епархиальный вестник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ