Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Архангельский епархиальный вестник
17 апреля 2009 (3)
Марк ПОЛОСКОВ

ВЕРУЮЩИЙ ОПТИМИСТ

Областной департамент по тарифам и ценам - это подразделение администрации области, которое регулирует цены на многие товары и услуги, в том числе на различные виды топлива и энергии, на социальные услуги, транспорт и многое другое. Руководить таким учреждением - дело ответственное. Мыслями о своей жизни, работе и вере поделился Сергей Николаевич Быков - руководитель департамента.

- Сергей Николаевич, вы не скрываете своих православных взглядов. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к вере, кто или что повлияло на ваше воцерковление.

- Я думаю, в нашей жизни ничего случайного не происходит. Для многих людей причиной прихода в Церковь зачастую служат личные скорби, когда человек наконец-то понимает, в чем смысл жизни. У меня, слава Богу, ничего подобного не происходило. К вере я пришел без каких-либо потрясений и бед, можно сказать, на позитивном настрое.

Все началось с того, что мы с родителями поехали за морошкой, и водитель предложил заехать в Сию. На дворе был 1994 год... Антониево-Сийский монастырь в ту пору возрождался и нуждался во многом. С тех пор мой отец начал помогать монастырю, он был одним из первых помощников обители. Помощь была в основном по строительству, материалами. Так сложились дружеские отношения с отцом Трифоном и отцом Варлаамом.

Надо сказать, никто ничего насильно делать не заставлял. Мне самому было все интересно. Помню, во время Великого поста смотришь, как живут монахи, и думаешь: а смогу ли я сам так прожить хотя бы немного? Однажды я приехал в монастырь на Страстной неделе. А в это время там долгие службы, строжайший пост. И я много думал о том, как много сил порой тратим мы на развлечения. Могут ведь люди всю ночь развлекаться где-нибудь на дискотеке, а смогли бы они прожить хотя бы одну эту неделю вместе с монахами? А через такое усилие над собой, в том числе стояние на службах, приходит то, что называется воцерковлением, приходит любовь к Церкви.

- Как, по вашему мнению, сочетаются вера человека и служебные обязанности?

- Здесь надо изначально определить, что такое вера человека и что такое властные полномочия. Одно дело - вера человека в себя, и другое - вера православного человека. Если человек уповает только на себя, то подвергает себя искушениям тщеславия, гордыни, и от этого будут страдать и он сам, и коллектив, в котором он работает.

Для чего дается власть? Православный человек верит, что институт власти существует благодаря воле Божией. Властные полномочия даются для того, чтобы решать проблемы людей. Надо понимать, что власть - это обязательства, которые ты на себя возлагаешь.

И тогда никакого конфликта веры и властных полномочий, мне кажется, не будет. Вера в Бога помогает понять, что все, что ни послано, ты сможешь преодолеть. А в радости и в победах вера помогает остановиться на пути гордыни, тщеславия.

- Получается, что верующий человек имеет некие преимущества?

- Вера дает некие ориентиры, которые позволяют не свалиться в пропасть, которая либо в гордыне, либо в унынии. Иногда мы гордимся успехами и считаем, что мы на вершине, а на самом деле - это глубокая яма. Верующему легче справляться со своими обязанностями потому, что он понимает, что лень - это грех. Поэтому появляется дополнительная мотивация к труду и добросовестному выполнению обязанностей. Такие качества, как доступность, досягаемость, возможность нахождения компромисса, неконфликтность - их можно перечислять до бесконечности, - очень важны.

- Много ли верующих людей во власти?

- Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Ведь не принято носить нательный крестик напоказ. Я считаю нормальным, что человек не кричит на каждом углу: "посмотрите на меня - я православный, я пощусь", но если его спросят, то смело и твердо говорит, что сейчас пост.

Я думаю, что во власти много верующих, но степень их воцерковления разная. Нельзя забывать и советское прошлое, когда было стыдно быть верующим. Все мы бывшие пионеры, комсомольцы и коммунисты, и это, конечно, не прошло бесследно. Многие до сих пор стесняются перекреститься, взять благословение у священника. Я считаю, хороший пример отношения к Церкви показывают наши руководители - президент, губернатор. И это должно служить некоторому раскрепощению людей в религиозном плане.

- Сейчас высказываются разные мнения по вопросу сотрудничества Церкви и госструктур. Некоторые говорят, что такое сотрудничество было бы эффективным. А как считаете вы?

- Нельзя сказать, что если Церковь отделена от государства, то она существует отдельно от общества. Россия все-таки считается православной страной. Мы гордимся тем, что ее называют Святой Русью. Так себя не называет ни одно государство мира.

Можно порадоваться за американцев. Когда президент Барак Обама вступал в должность, он приносил клятву на Библии. Америка - многоконфессиональная страна. Но там президент, приходя в должность, дает клятву на Библии, и это не считается преступлением. Если Россия - православное государство, то почему бы не положить Библию, когда выбранные или назначенные чиновники приносят клятву? Я считаю, что это могло бы быть неплохой традицией. Почему мы стесняемся, что наша страна православная? Уж если мы иной раз апеллируем к западному опыту в политике и экономике, то подобный пример должен быть для нас положительным.

Сотрудничество Церкви и власти необходимо - прежде всего в социальной и гуманитарной сферах. Если взять монастыри, то это часто прибежище для тех людей, которые не могут найти свое место в жизни, которые потеряли работу либо вышли из тюрем. А сколько наркоманов и пьяниц вылечиваются! Причем Церковь не навязывает свои услуги, а просто помогает нуждающимся. Поэтому государство само должно инициативно выходить на Церковь для того, чтобы оказывать реальную помощь. Эта помощь может быть различной, и она не обязательно материальная.

Но необходимо учитывать и отрицательный исторический опыт, когда Церковь и государство слились в единую церковно-государственную структуру. Это тот опыт, который мы обязательно должны учитывать и помнить. Иначе снова придем к плачевным итогам.

- Сергей Николаевич, может быть, у вас есть какие-нибудь пожелания читателям нашей газеты?

- Я по жизни верующий оптимист. Думаю, будущее будет светлым. Но нельзя только уповать на прозорливых старцев, предрекавших расцвет России и увеличение ее могущества. Без собственных усилий ничего в этом мире не достигается. Нельзя рассчитывать только на помощь свыше. Лишь трудом и с Божией помощью мы сможем улучшить свою жизнь. Чем больше будем трудиться, в том числе над собой, тем лучше будем жить.



Архангельский епархиальный вестник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя