Пресса Архангельской области
 


Графоман
15 ноября 2006 (26)
Борис ПОЛОСКИН,

Воспоминания об авторской песне

Лучшие публикации

Год 1965-й стал знаковым для авторской песни, он, как ни один из предыдущих и последующих, был насыщен событиями для бардов, их сподвижников и любителей этого жанра. Разного рода мероприятия зачастую накладывались друг на друга, мы - авторы - не знали покоя, не расставались с гитарой даже на своей основной работе, так как после окончания трудового дня надо было спешить куда-либо на концерт.

К середине шестидесятых годов авторская песня (тогда она еще называли туристской, студенческой, самодеятельной), несомненно, стала общественным явлением, которое требовало оценки, и они появились. Сначала необходимо было обратить внимание на эти песни, и это сделал Юрий Визбор, опубликовав в восьмом номере ежемесячного звукового журнала "Кругозор" за 1964 год репортаж "Проспект Белых Ночей, который проходит через весь Ленинград от мая до июля", дополнив его звуковой пластинкой с фрагментами песен ленинградских бардов в авторском исполнении. Пели в порядке записи (не в порядке значимости): Борис Полоскин, Валентин Вихорев, Евгений Клячкин и Визбор - песню Александра Городницкого. Журнал "Кругозор" был всесоюзного ранга, и тираж его составлял 150 тысяч экземпляров. А в начале следующего, 1965 года литературно-художественный и общественно-политический журнал, орган Союза писателей РСФСР "Октябрь" (N 1, тираж 143 тыс. экземпляров) опубликовал в разделе "Искусство" большую статью Юрия Андреева "Что поют?". Она впервые подчеркнула серьезность такого явления, как авторская песня. Удивительным было то, что она появилась не где-нибудь, а в толстом литературном журнале, который возглавлял в то время известный идеолог жесткой коммунистической этики В. Кочетов. Я листал журнал и не верил своим глазам: что ни говорите, бывают чудеса, редко, но бывают!

***

Статья Андреева появилась в январском номере журнала, а уже в апреле (15.04.1965. N 46) "Литературная газета" под рубрикой "Молодость, песня, гитара" открыла дискуссию по самодеятельной песне (процесс пошел). Толчок, данный "Литературной газетой", не пропал даром. Уже осенью в ДК Пищевой промышленности был открыт цикл абонементных концертов авторской песни с названием, позаимствованным у отзвучавшей дискуссии: "Молодость, песня, гитара". Одновременно с этим на базе молодежного кафе "Восток" в том же ДК был организован клуб песни "Восток", который стал проводить все песенные мероприятия. На протяжении ряда лет ведущие сменяли друг друга, концерты двенадцатого и тринадцатого сезона вел автор этих строк. Абонементные концерты были очень популярны и продолжались многие годы: 28 сезонов, 213 концертов, последний состоялся 30 мая 1993 года. Без доброй воли и горячего участия директора ДК А. П. Ландау и заведующей массовым отделом В. С. Войналович они были бы невозможны. Вначале абонементные концерты готовили Ира Костриц и Наташа Смирнова (Кане). Первый сезон состоял из девяти концертов. Стенографировал их Николай Федорович Курчев, награжденный в 2005 году национальной общественной премией "Благодарность" за выдающийся вклад в сохранение истории авторской песни, записывал концерты на магнитную пленку В. К. Сачковский.

На долгие годы выработался и регламент: ведущий или ведущие с отдельным микрофоном сидели на сцене за столиком. Тут же на сцене ряд стульев занимали все участники концерта. В глубине сцены с 1966 года на транспаранте красовалась эмблема клуба: стилизованная гитара, разъятая по оси, две части которой были сдвинуты относительно друг друга; посередине - стрелка компаса, наложенная на розу ветров, ледоруб, вспорхнувшая нотка, и все эти элементы объединяло слово "Восток". Автором эскиза эмблемы был художник киностудии "Ленфильм" Олег Николаев, инициаторами создания символа клуба - Наташа Смирнова (Кане) и Галя Дроздецкая. Выступающие по очереди подходили к микрофону, который был установлен на авансцене. Концерт состоял из двух отделений и завершался, как правило, дискуссией. Первый концерт состоялся 20 октября 1965 года, то есть с недельным опозданием по сравнению со сроком, указанным в афише.

***

Поднялся занавес, и переполненный зал увидел следующую картину: с левой стороны, если смотреть на зрителей, стоял столик с магнитофоном, за которым сидел ведущий - Владимир Фрумкин. В ряде кресел восседали участники сегодняшнего и будущих концертов. На правом, противоположном от Фрумкина фланге расположились поэт Лев Куклин и председатель Ленинградского отделения Союза композиторов СССР Андрей Петров. Левый фланг занимали самодеятельные авторы в следующем порядке: Борис Полоскин (я скромно расположился с краешка), Валентин Вихорев, Евгений Клячкин, Владимир Лосев, Александр Дулов (Москва), - устроители решили показать товар лицом. Жаль, что эта картинка не была запечатлена на фотографии. Фрумкин сказал тронную речь, которая была выслушана, как принято говорить, с напряженным вниманием. В первом отделении выступили "наши" - Александр Дулов и Евгений Клячкин. Саша Дулов не только пел, он проигрывал свои песни: интонировал диалоги, лицо его ежесекундно изменялось в соответствии с содержанием исполняемого. Второе отделение было целиком посвящено музыке и песням Андрея Петрова. Для их исполнения композитор привлек аж шесть солистов. Саша и Женя, естественно, аккомпанировали себе сами на семиструнных акустических гитарах. Солисты Петрова пели в сопровождении оркестра Театра эстрады под управлением А. Бадхена. Создалось впечатление, что профессиональные "танки" двинулись на наши хилые позиции с целью подавить, уничтожить раз и навсегда это недоразумение - "самодеятельную песню".

***

Фрумкин предложил перейти к дискуссии: "Ну, давайте обсуждать", - сказал он. Желающих начать не обнаружилось. "Тогда начнем с сидящих на сцене, с левого края. Слово предоставляется Борису Полоскину". Такого поворота события я не ожидал (неудачно я расположился на сцене). Быстро вскочил, но к микрофону пошел медленно, соображая, как поступить. Пересказать письмо, посланное в "Литературную газету"? Нелепо. Да и робость охватывает перед лицом многоуважаемого Андрея Петрова и битком набитого зала. Промямлил: "А что обсуждать? Еще мало пели. Вот споем побольше, тогда и обсудим". Предоставили слово Вихореву, но он только махнул рукой. Попытались вызвать из зала Юрия Андреева, но он тоже отказался пересказывать свою статью, опубликованную в журнале "Октябрь". Но и тут Фрумкин нашелся: "Тогда начнем с другого конца". И поэт Лев Куклин, расположенный на правом фланге нашей представительской шеренги рискнул поговорить: "Я боюсь только одного: что в зале ожидают, что я тоже буду петь (смех в зале). Дело в том, что я страшно завидую выступавшим здесь менестрелям, бардам, - как хотите, их называйте. Я петь совершенно не умею, к великому моему сожалению, и вдобавок еще на слух только отличаю "Широка страна моя родная" от "Шумел камыш, деревья гнулись" (смех в зале), и то с большим трудом, - когда поют со словами. А вот у сидящего рядом со мной Андрея Петрова - у него другая крайность: он, как говорят, неплохо пишет музыку, но не умеет писать стихи. Я серьезно совершенно говорю, - для меня никогда не возникало вопроса, как здесь сказал Владимир перед началом: профессиональная песня или непрофессиональная, самодеятельная. Для меня существовало одно деление: песни хорошие и песни плохие. Если они хорошие, значит, они, наверное, профессиональные. Мне вспоминается, что "Марсельеза" - это, в общем, самодеятельная песня, "Интернационал" - тоже написанная не членом какого-то творческого объединения (смех в зале). Лучшие революционные песни тоже написаны любителями. Достаточно вспомнить "Варшавянку", которая написана Кржижановским. В отличие от Андрея Петрова, я больше знаком с песнями самодеятельных авторов. Я езжу в Кавголово и обратно довольно часто и поэтому слышу их в поездах. Мне нравятся многие из этих песен. Я лично считаю, что уже наступила пора сделать первый шаг - обратить, наконец, серьезное внимание на самодеятельные песни, лучшие из которых, несомненно, заслуживают широкой пропаганды".

***

Следующим был Андрей Петров: "Я в первый раз слушаю песни самодеятельных авторов в таком исполнении. Раньше слышал только песни Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой. У Окуджавы прекрасные стихи, а музыка малоинтересна. Интонации его песен идут от блатных песенок. Новелла Матвеева гораздо более интересна в музыкальном отношении: у нее много элементов, идущих от народной песни. И великолепные стихи. Нужно сказать, что в исполнении профессиональных актеров они много теряют от эстрадной манеры исполнения. Относительно сегодняшних песен хочу сказать, что наметился большой разрыв в отношении к ним музыкальной общественности и широкого круга слушателей. Среди этих слушателей чаще всего встречается равнодушие к официально пропагандируемым песням профессиональных авторов; в то же время песни, пользующиеся широкой популярностью, встречают резкую критику профессионалов. Откуда пошел разрыв? Началось это лет десять тому назад, с эпохи культа личности: всем надоело холодное искусство, появилась тяга к искусству эмоциональному, сложному по чувствам, и простому, но проникновенному исполнению. Однако многие композиторы и поэты по инерции продолжали творить по- старому. Отсюда - расхождение во вкусах, симпатиях, в тематике. Одна из причин, я думаю, появления и популярности самодеятельных авторов состоит в том, что они восполнили отсутствие песен, которые не написали профессиональные поэты и композиторы, студентам, туристам и так далее. Отмахиваться от этого явления нельзя. Сегодняшний концерт очень интересен".

***

Женя Клячкин попытался поговорить на равных с композитором Петровым: "Что я могу сказать о песнях Андрея Петрова? Хороши "На кургане" (стихи Юлии Друниной) и "Я шагаю по Москве" (стихи Геннадия Шпаликова), - остальные спасает только музыка! (аплодисменты). "Звезды в кондукторской сумке" (текст Льва Куклина) - стихи здесь не только не убедительны, здесь романтика ничем, по существу, не подкреплена. Все на себя взяла музыка. Я думаю, что композитору следовало бы более ответственно подбирать текст, чтобы потом не спасать его музыкой (аплодисменты). О песне из кинофильма "Зайчик". Автора стихов Кима Рыжова я знаю, он прекрасный человек, он мой приятель. Тем обиднее, что слова многозначительны, но не убедительны. Манера оказалась уж слишком прямолинейной. Вот в песне "На кургане" - все очень хорошо и убедительно, и особенно когда говорится, что "Разве можно на кургане солгать?!" В заключение я должен сказать, что очень рад, что мне довелось познакомиться с Андреем Петровым, с исполнителями его песен и с оркестром под управлением Бадхена".

***

И наконец прорвало: зрители заспешили на сцену. Вот некоторые цитаты из выступлений.

Галина Шаповалова (фольклорист Пушкинского дома): "Мне радостно слышать все то, что поют здесь и в поездах. Это хорошо потому, что после долгих лет официальной поэзии начинают звучать свободные молодые голоса. Спасибо устроителям за хорошее дело, которое они затеяли!"

Вадим Чабровский (комсомольский работник): "Я буду говорить о туристских песнях. Хорошие туристские песни зарождаются там - в лесу, у костра, на природе. Они западают нам в душу, они подходят нам по духу".

Михаил Дмитрюк (радиоинженер): "Говорить о том, как сказал Петров, что разрыв между песней официальной, пропагандируемой и песней неофициальной существует только из-за тематики, совершенно неправильно. Так могут считать, по-моему, только очень молодые (смех в зале), а также советские композиторы, которые пишут в манере джаза (смех, оживление в зале). Ну, так в чем же разрыв? В том, что, по-моему, в официальной, пропагандируемой песне нет права на конфликт, на переживания. Какой там конфликт?! Единственный, который бывает, если это конфликт: "он уехал - она осталась" или, наоборот: "она уехала - он остался", и чем разрешаются эти конфликты? Скоро приедет! (аплодисменты, шум). А послушайте Окуджаву. Он первым отважился петь про переживания, про жизненные конфликты, а что касается полублатного мотива - ну что ж, несмотря на такой мотив, все же песни получились гуманистичнее - в смысле любви к человеку, - чем профессиональные песни (аплодисменты)".

Иван Чупин (старший лаборант): "Здесь ругали Окуджаву, за его блатные песни. Меня задела эта фраза. Ну, скажем, "Замучен тяжелой неволей" - это тюремная песня, но ее блатной никак не назовешь. Почему не может родиться хорошая песня в тюрьме? Тоже фольклор. И почему нельзя нам обратиться к этой теме, к этому жанру? Среди таких песен есть замечательные: "Чередой за вагоном вагон:" (аплодисменты). Это, конечно, непрофессиональная песня. Но нужно учитывать и душу песни. Неважно, кто пишет песни: самодеятельные ли композиторы или профессиональные - важно, чтобы песня была настоящая".

Вересон Богданов: "Думаю, что обсуждаться дома будут только песни первого отделения, а песни второго - не будут (аплодисменты). Мелодии Окуджавы считаются примитивными, а Петрова - нет. У Окуджавы не примитив, а простота. Что же лучше: примитивная музыка с высокой темой или высокая музыка с примитивной темой? Я думаю, что в песне главное - слова, они должны нести основную нагрузку в песне".

Молодой человек (физик), обращаясь к А. Петрову: "Ваши песни не несут никакой информации!"

Вячеслав Цветков: "Вот здесь Петров сказал: "Я в первый раз слышу самодеятельные песни". А кто в этом виноват? Ведь был же у нас в городе конкурс самодеятельной песни, и на него вас усиленно приглашали, а вы не пришли. Говорите, что помочь надо бы нам, а вас на конкурсе не было".

Ввиду позднего времени (0 час. 15 мин.) Владимир Фрумкин вынужден прервать дискуссию.

Борис ПОЛОСКИН, журнал "Нева" (2006, N 6)



Графоман:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя