Пресса Архангельской области
 


Холмогорская жизнь
26 октября 2007 (43)
Людмила РЫЖКОВА

Мы - частичка Родины

Подключение школы к интернету позволило узнать много интересного о нашей малой Родине - деревнях Кузомень, Остров, Горка, Леуново, Гбач. Важнейшим центром поморского судостроения в XVI -XVII в.в. был Кузонемский стан, расположенный в низовьях реки Пинеги. Поморские корабелы строили лодьи и кочи.

Коренной перелом в поморском судостроении связан с именем Петра 1.28 декабря 1715 года царь в письме архангельскому вице-губернатору Курбатовууказал: "Объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов своих на лодьях и на кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды: галиоты, гукоры, каты, флейты, кто из них какие хочет". Петровский указ имеет важное историческое значение, так как открывает новый период в истории Поморского судостроения на Русском Севере. С этого времени началось строительство больших промысловых и грузовых судов "европейского образца", на "новый манер", и сами эти суда получили общее название "новоманерные".

Строились новые суда исключительно черносошными (государственными) крестьянами. Одним из центров новоманерного судостроения были деревня Островская Кузонемcкого стана. В наши дни она называется деревня Остров. Здесь строились яхты, галиоты, буера и гукоры. Дважды готовились суда для морских экспедиций. Это было связано с тем, что в 1733 - 1743 г.г. на морях Северного Ледовитого океана работала знаменитая Великая Северная экспедиция. Руководители ее понимали, что "новоманерные" суда (гукоры и галиоты) "не способны как для мелких вод, так и льдов", и решили использовать в экспедиционном плавании традиционные поморские кочи.

Кузонемские мастера Федор и Тимофей Кармакуловы, подрядились изготовить два добротных коча, шитых длиною по 9 , а шириною по 3,5 сажени". Они обязались кочи "облить смолою крепкого лодейного вещею", класть упруги одна от другой не более чем на поларшина, укрепить палубу "кокорами, таким манером, каковы делают у здешних обывателей". В мае 1734 года суда были спущены на воду, получили название "Обь" и "Экспедицион" и направились в Архангельск. В середине июня оба коча вышли в море для выполнения экспедиционных исследований. В 60-е годы, когда по инициативе М.В. Ломоносова была организована новая научная экспедиция с целью отыскать северовосточный проход в Америку, пинежские корабелы изготовили для нее в Двинском уезде Кузонемского стана три гукора.

В настоящее время удалось выявить сведения о строительстве на Кузо-немской верфи с 1720 по 1772 год 23 судов. Можно полагать, что спущено их значительно больше. Даже в крайне неблагоприятных условиях черносошные крестьяне Беломорского Севера выдвинули целую плеяду замечательных кораблестроителей. Среди них наши земляки Федор и Тимофей Кармакуловы, И. Иконников.

Так что не стоит и нас забывать, празднуя 300-летний юбилей Ломоносова. Научные экспедиции Ломоносова по морям Северного Ледовитого океана осуществлялись на гукорах, сделанных в деревне Остров. И сейчас живут Кармакуловы, Иконниковы потомки замечательных поморских кораблестроителей.

3 ноября этого года наша школа будет отмечать 110-летний юбилей. Если в 1780 году в Кузо-немском стане проживало больше 400 человек, то сейчас на территории Леуновской администрации проживает всего 197 человек. В школе семь учеников. В преддверии юбилейных дат ребята пишут свои родословные, решают задачи и примеры с использованием старинных величин, дат, размеров судов, рисуют поморские лодьи и гукоры, Знакомятся с топонимикой и местными географическими терминами. Этим летом при работах в карьере около деревни Кузомень был найден бивень мамонта. По речке Портюга, в ее верховьях, берега образуют настоящие каньоны, заслуживающие изумления и восхищения, в районе реки Узеньга находятся пещеры Помор, Мобиль, Молодежная. И пусть не лучшие времена переживают сейчас наши деревни, но хочется верить в лучшее, в большие перемены.

Третьего ноября в 18 часов мы приглашаем всех своих земляков, выпускников школы разных лет на торжественный вечер, посвященный 110-летнему юбилею Кузоменской основной общеобразовательной школы. Мы всех помним, ждем и рады видеть.



Холмогорская жизнь:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя
Публикации партнеров