|
Известия НАО
7 октября 2004 (45)
Евгений ГОРЧАКОВ
Выборы будут!
Глава ЦИК комментирует инициативу президента
Новый порядок избрания губернаторов в России, предложенный президентом Путиным,
- это вынужденная политическая мера, и она должна быть ограничена. Об этом
позавчера заявил глава Центризбиркома Александр Вешняков на встрече с
журналистами, - сообщает "Коммерсант". Он надеется, что эта мера носит временный
характер, и предлагает ограничить ее законодательно, например, сроком в 10 лет.
Между тем, в интервью журналу "Итоги" Вешняков четко называет сроки вступления в
силу нового закона об общих принципах организации власти субъектов РФ - конец
декабря 2004 года - и регионы, которые первыми подпадут под действие закона.
Среди них Ненецкий автономный округ не значится.
"Закон может вступить в силу в конце декабря. Значит, март - начало его
практического применения для тех регионов, где сроки окончания полномочий высших
должностных лиц подойдут к концу, - говорит Александр Вешняков в интервью
журналу "Итоги". - Первыми в марте по новой системе будут утверждаться
руководители Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов,
Владимирской, Саратовской и Тульской областей".
Между тем Вешняков заявил, что "не испытывает восторга от предлагаемых
президентом мер и считает их вынужденными".
"Надеюсь, это временное отступление. Я бы даже предложил ограничить его
десятилетним сроком, - рассуждает Александр Вешняков. - Но у меня есть основания
для защиты этих инициатив".
По мнению Вешнякова, нынешняя система избрания глав регионов выявила массу
проблем. Проблема коррупции в некоторых регионах носит просто угрожающий
характер. Видна экономическая несостоятельность ряда субъектов, порождающая
чудовищную нищету населения. Эта среда прекрасно подходит для манипулирования
волей граждан, для их подкупа и запугивания.
"Последние трагические события наглядно показали, что власти, обязанные наводить
порядок в регионах, просто не способны эффективно это делать, - считает
Вешняков. - Можно было бы опять отправить кого-нибудь в отставку, попытаться еще
раз встряхнуть соответствующие структуры, но президент решил, что хватит, и взял
на себя ответственность по формированию региональной власти. Я - да, и в Кремле
придерживаются такого же мнения - не считаю, что исполнено все безукоризненно,
но ситуация потребовала принятия нестандартных решений: Но надо сказать, что шаг
этот может быть опасен и для инициатора этой реформы, ведь теперь за дела в
регионе будут спрашивать с президента страны".
Действительно, на местах далеко не все гладко. С одной стороны, губернаторам не
давали слишком много власти: для этого создавался институт полпредов,
федеральных инспекторов, федеральных структур, не подчиненных губернаторам. И
часто, когда возникали кризисные ситуации, выяснялось, что всенародно избранный
глава региона фактически не обладает полномочиями для принятия решений. С другой
стороны, на волне популизма к власти порой приходят люди, которые не в состоянии
работать как управленцы. Однако Вешняков видит в инициативе президента и
некоторые серьезные риски.
"Такая система имеет большой потенциал для развития коррупции. Поэтому в
законопроекте обязательно должны быть предупреждающие меры, - считает Вешняков.
- Вторая опасность. Сегодня у президента огромный рейтинг доверия, но если он
начнет его терять из-за кадровых ошибок, это не будет способствовать укреплению
государства. Цена каждого кадрового решения будет очень велика".
| |