|
Известия НАО
7 декабря 2004 (71)
Семен МОРОН
Бутовская администрация не справляется с требованиями дня
Большинство регионов России уже приняли бюджет на следующий год. В Ненецком
округе к его обсуждению только приступили. Между тем составление и исполнение
бюджета - это одна из главных задач власти. Естественно, не единственная, однако
от того, насколько грамотно и сбалансировано будет составлен бюджет, зависит,
будет ли в экономике и социальной сфере округа стабильность в следующем году.
Как известно, бюджет - это окружной закон, который принимается раз в году, а
потом весь год исполняется.О том, как вольно бутовская администрация обращается
с законом, видно из информации об исполнении бюджета на 2003 год, которую
относительно недавно рассмотрели окружные депутаты. Заметим, что этот отчет
окружная администрация должна была предоставить еще в первом квартале года. А
бюджет на следующий год должен быть уже принят.
Как сообщает "Едэй Вада", по доходам окружной бюджет в 2003 году выполнен на
100% во многом благодаря высоким ценам на нефть. Парадоксально, но расходная
часть профинансирована лишь на 88%. Интересны приоритеты выделения средств.
Например, средства на финансирование СМИ увеличились в 3,6 раза по сравнению с
2002 годом, на 13% выросли затраты на государственное управление и зарплаты
чиновникам.
А целевым бюджетным фондам не повезло. Их расходы в общей сложности выполнены
лишь на 52,2%. Во-первых, их финансирование было не стопроцентным: например,
экологический фонд получил 85% средств, а фонд финансирования программ и
мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие НАО, - 68%. Во-
вторых, не все выделенные средства дошли до бюджетополучателей. Расходы экофонда
составили чуть больше половины запланированной суммы, а фонда социально-
экономического развития - и того меньше.
Зато сумма невозвращенных ссуд из резервного фонда администрации по состоянию на
1 января 2004 года составила 1 миллион 534 тысячи рублей. Главные должники
резервного фонда - отнюдь не дорожники и коммунальщики, которым такие долги
можно было бы простить, а МУ "Нарьян-Марская телерадиокомпания" более известная
как "Регион-НАО" и ОГУП "Ненецкая компания электросвязи". Это тоже красноречиво
свидетельствует о приоритетах власти.
Ясно, что приоритеты должны быть другими: финансирование детских садов и школ,
помощь ветеранам и малообеспеченным гражданам, финансирование коммунальной
сферы, жилищного и дорожного строительства, инвестиции в экономику. Доходов для
этого в бюджете предостаточно, власти надо просто немного сменить направление.
Однако для "бутовщины" это крайне невыгодно. Как известно, рыбка ловится в
мутной воде, поэтому чем запутаннее ситуация с бюджетом, тем для нынешней власти
лучше. Это видно даже по самым внешним признакам. Во-первых, бюджет на следующий
год будет составляться и обсуждаться наспех - в режиме аварийной эвакуации.
Такая ситуация - хорошо удобренное поле для разного рода манипуляций с
бюджетными средствами. Естественно, ни до каких серьезных поправок никому и дела
не будет, а уж говорить о бюджетном планировании, выделении стратегических
направлений развития вообще не приходится. Поэтому и приоритеты такие - СМИ и
связь.
Далее - исполнение бюджета. Оно такое же мутное, как и составление. Куда
подевались 12% бюджета 2003 года? Почему целевые фонды профинансированы чуть
больше чем на половину? Вернутся ли ссуды, выданные тому же телевидению,
которого никто в 2003 году в глаза не видел?
Одно из замечаний, которое сделала контрольно-счетная палата по исполнению
бюджета на 2003 год, - заимствование 560 миллионов рублей из средств целевых
бюджетных фондов на финансирование текущих расходов окружного бюджета. Другими
словами, из-за "компетентного" составления бюджета, в нем по ходу года возникают
дыры, то есть проблемы, которые необходимо "героически" преодолеть. Например,
выделить деньги на дизель-генераторы не летом, а зимой, когда подготовка к
отопительному сезону уже закончена. А если поставки провести через кучу
посредников, то героический поступок будет еще и неплохо оплачен. За счет
бюджета, естественно. А ведь можно было эту ситуацию предусмотреть, выделить
деньги в начале года, провести конкурс на поставку, найти наиболее оптимальный
вариант. Но зачем?
Наконец, отчет о бюджете. Он принимается почему-то в ноябре-декабре, когда
головы общественности заняты, скорее, бюджетом на следующий год, чем анализом
того, что прошло фактически два года назад. Видно, что что-то не так, но зачем
копаться в прошлогодних листьях?
Даже столь поверхностный анализ окружной бюджетной политики и бюджетного
планирования наводит на две мысли. Первая - существующая власть явно не
справляется с требованием сегодняшнего дня. Она до сих пор работает в режиме,
характерном для правления Ельцина - аварийном. Сегодня это называется
некомпетентностью. Вторая мысль - эта некомпетентность власти в сложившихся
обстоятельствах - преступна. За годы, когда из округа можно было сделать
процветающий регион, "бутовщина" лишь выкачивала деньги.
| |