Пресса Архангельской области
 


Известия НАО
1 июля 2004 (3)
Антон ШОШИН

Двигатель легендарного Як-7б обретет покой

Сокончанием строительства здания окружного краеведческого музея будет поставлена точка и в истории с военным истребителем Як-7б времен Великой Отечественной - вернее, с тем, что от него осталось. Об этом корреспонденту "Известий НАО" сообщила начальник окружного управления культуры Марина СМАРОВОЗ. Напомним, что двигатель героической машины, на которой 22-летний летчик Алексей Тарасов 26 сентября 1944 года сбил два немецких "Фокке-вульфа-190", уже очень давно стоит на газоне здания управления культуры. С возведением здания музея он обретет покой под крышей. По словам Марины Смаровоз, о восстановлении самого самолета речь пока не идет.

Сейчас винить кого-то в том, что произошло, очень сложно, потому что для этого, наверное, нужно было бы жить в то время. Самолет был установлен на деревянном постаменте, и горисполком клятвенно обещал директору музея, что будет помогать в содержании этого памятника, - рассказывает Марина Смаровоз. - Хотели даже построить над ним деревянный навес, чтобы оградить его от непогоды. Но, к сожалению, этого не произошло. До середины 50-х годов самолет еще выглядел хорошо, за ним ухаживали. Потом детвора ободрала обшивку, порезала колеса... Двигатель под нашим окном стоит минимум с того времени, как я занимаю этот пост, то есть уже шесть лет. Впрочем, наверное, стоял и до меня.

- Управление культуры и окружная администрация пытаются сделать что-то, чтобы восстановить памятник?

- Конечно. Но о том, чтобы восстановить самолет, мы даже не думали. Нужно, во- первых, сохранить движок, а во-вторых, построить музей.

- Но ведь о том, что музею нужно здание, говорят уже минимум лет пять: О самолете - лет пятьдесят.

- Ну, правильно! А как без проектно-сметной документации можно строить? Это ведь не просто дом! Это специализированное здание должно быть.

- Проект строительства атомной станции пишут всего за год:

- Я не знаю, как там строят атомную станцию, но у нас, кроме музея, еще и центральная библиотека - тоже без здания. И когда два проекта тянешь - это тяжело. Но в этом году мы начнем уже строительство. Вот тогда и сердце этой героической машины обретет покой.

- Вас полностью удовлетворяют действия властей? Нет ли просьб?

- Нет, ведь все уже выделено - деньги, площадка: Окружное Собрание депутатов даже утвердило инвестиционную программу, поэтому нет никаких просьб или пожеланий - я и сама тоже власть. Я думаю, что многое зависит от руководителей, от меня в том числе. И с них нужно спрашивать, с конкретного человека, а не так, как часто бывает: сгорела подстанция, а спрашивают с администрации - ведь глава муниципального образования еще есть!..

ОТ РЕДАКЦИИ:

В сентябре 1944 года делегация Ненецкого округа вручила новенький истребитель Як-7б "Нарьян-марский судостроитель" 22-летнему капитану Алексею Тарасову. Самолет был построен на деньги, собранные жителями округа. На этой машине доблестный летчик, герой Советского Союза и завершил войну. После окончания войны было принято решение передать истребитель "на вечное хранение" в Нарьян- Мар. Боевая машина была доставлена в город 1 октября 1946 года. Директор музея А.М.Лопатина приняла экспонат с непременным условием, что горисполком будет ограждать его от порчи. Однако власти с этой задачей не справились. До начала пятидесятых годов, как пишет историк-краевед Юрий Канев, самолет еще был довольно ухоженным. Но в последующие годы отношение горожан к памятнику резко изменилось. С каждым днем его буквально рвали на части. 15 июня 1956 года горисполком, не желая больше выслушивать обвинения, списал экспонат на свалку. Двигатель самолета удалось сохранить только благодаря усилиям двух десятков фронтовиков.



Известия НАО:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя