Пресса Архангельской области
 


Известия НАО
1 июля 2004 (3)
Инф.

Июньское преодоление

Итоги сессии окрсобрания глазами ее участников

Последняя перед парламентскими каникулами сессия окружного Собрания депутатов, прошедшая в конце июня, выдалась весьма непростой. Обсуждение трех важнейших законопроектов, отклоненных ранее главой администрации округа, отняли у депутатов львиную долю времени. Результат: по одному из вопросов вето удалось преодолеть. Разобраться в этой политической игре непосвященному человеку очень непросто, поэтому "Известия НАО" обратились за комментарием к двум участникам июньских событий: депутату Леониду САБЛИНУ и председателю окрсобрания Виталине ГЛАЗУНОВОЙ.

Виталина ГЛАЗУНОВА, председатель окружного Собрания депутатов:

- Виталина Францевна, как бы вы оценили итоги прошедшей сессии?

- То, что удалось преодолеть вето на инвестиционную программу - очень хорошо. Она должна была начать свою работу еще с января текущего года. Сейчас заканчивается уже июнь, и эта программа вступит в силу с момента опубликования, то есть, очевидно, что она заработает только с июня. Я понимаю, что глава, наложив на нее вето, имел какое-то другое видение решения всех этих проблем. Я не исключаю тот вариант, что каким-то образом будет блокироваться финансирование по тем направлениям, которые не устраивают исполнительный орган власти. Но тем не менее такая программа должна согласовываться с теми, для кого она верстается. Ведь депутаты вносили свои поправки не потому, что им так хочется, и не потому, что впереди выборы и все себя пиарят как могут. Мы говорим о том, что важнейшая социальная проблема обеспечения жильем семей с низким доходом не решается сегодня никак. Да, ипотека нужна, но решать вопросы жилищно-ипотечного кредитования за счет малообеспеченных слоев населения неправильно. Никто бы не возражал разделить эту сумму в каких-то пропорциях, если бы механизм реализации ипотечной программы был бы известен. Что касается социального жилья, мы знаем, что деньги будут реализованы, потому что сегодня на рынке жилья приобрести квартир на 46 миллионов рублей вполне возможно.

- Не менее важен и вопрос компенсационных выплат. Ведь вето на этот законопроект преодолеть не удалось.

- Что касается компенсационных выплат, я считаю, что это амбициозное вето. Первоначальный проект закона администрация не принимала, потому что там были четко зафиксированы размеры доплат. Они же первоначально хотели, чтобы размер доплат устанавливался законом о бюджете на каждый год. Когда мы каждую строчку, каждую запятую этого закона обсудили на комитете, а представители администрации согласились, вдруг на закон накладывается вето, а спустя 4 дня издается постановление о назначении пособий, которые значительно превышают суммы, предусмотренные в проекте закона. Чей это пиар - очевидно. Что ходить вокруг да около? Жаль, конечно, не преодолели вето, но группа депутатов уже внесла новый закон на рассмотрение в сентябре. Я считаю, что такие вещи должны быть обязательно приняты законом округа. Что такое постановление главы администрации? Это решение одного человека, оно может как приниматься, так и отменяться без участия каких-либо других лиц. Постановление главы администрации будет необязательно выполнять в случае передачи полномочий. Договора с Архангельской областью у нас пока нет, и когда федеральный закон 1 января 2005 года вступит в силу, в принципе, постановление главы может не выполняться. Закон же субъекта федерации - это другое дело. В случае невыполнения Архангельской областью законов на территории НАО, можно будет подавать в суд и в рамках существующего законодательства отстаивать интересы граждан.

Леонид САБЛИН, депутат окружного Собрания

- Леонид Иванович, в чем причина отклонения главой округа первого законопроекта - "Об управлении государственным имуществом на территории НАО"?

- По мнению администрации, принятие закона в таком варианте - это вмешательство окрсобрания в компетенцию исполнительных органов власти. Но дело в том, что аналогичный вопрос о согласовании создания государственных унитарных предприятий с законодательной ветвью власти было рассмотрено Верховным судом на примере закона Красноярского края. Суд принял решение о том, что согласование данных вопросов не является вторжением в компетенцию исполнительных органов власти. Если наша администрация захочет идти с этим вопросом в суд, то она проиграет.

- Что касается второго отклоненного законопроекта о компенсационных выплатах: на сессии вы сказали, что вопрос носит чисто политический характер.

- Здесь действительно все ясно. Мы долго ждали, когда администрация внесет предложения, чтобы оформить компенсационные выплаты законом. Но не дождались, хотя проект закона был подготовлен еще осенью. Внесли мы его, потому что понимали, что в новый год мы снова войдем без закона. Внесли, и сразу же появился альтернативный законопроект, разработанный администрацией. На сессию вынесли оба закона. Их различие в том, что первый определял размер компенсационных выплат, который будет индексироваться, а администрация предлагала определить размер выплат законом о бюджете на очередной финансовый год. То есть, если, например, главе администрации захотелось, он скажет: "Извините, денег у нас нет, и мы устанавливаем не 1600, а 200 рублей". Потом, когда будет составлен бюджет, вносить какие-то поправки (а речь идет о десятках миллионов рублей) будет крайне сложно. Поэтому мы считаем, что уже при разработке закона о бюджете администрация должна ориентироваться на тот минимум, который установлен этим законом. Вносить предложения об увеличении размера выплат она может, но об уменьшении не будет иметь права.

- Между тем это мнение разделяют не все депутаты, хотя все они избраны народом.

- Это их личная точка зрения. Объективных оснований для отказа ни у администрации, ни у депутатов, которые проголосовали "против", нет. Если сравнить то, что предлагает администрация, и то, что принято, там нет различий. Ни одна категория граждан не изъята и не добавлена. Налицо нежелание администрации работать вместе. Как только они отклонили наш закон, тут же издали постановление увеличить с 1 января следующего года компенсационные выплаты. Я могу сказать, что мы в свою очередь уже внесли новый законопроект о компенсационных выплатах на сентябрьскую сессию. В нем мы учли малейшие замечания администрации, суммы, которые администрация предлагает, предложения, которые звучали на комитетах от ряда депутатов, то есть сделали так, чтобы объективных оснований для отказа ни у кого не было.

- На сессии вы сказали, что перекроете в этом законе суммы, которые предлагает администрация.

- Это была шутка. В принципе, устраивать подобное состязание, кто больше - это абсурд. С другой стороны, меньше чем предложила администрация, мы тоже предложить не можем.

- Инвестпрограмма - единственный вопрос, по которому удалось преодолеть вето. В чем суть этого законопроекта, почему и он был отклонен администрацией?

- По мнению администрации, Собрание депутатов не имеет право вносить какие-либо поправки в предложенный ими законопроект. Зоя Александровна Агапова задала на комитете представителю главы администрации такой вопрос: если у вас программа будет состоять из двух пунктов - локальные очистные и ипотечное кредитование, мы что обязаны соглашаться? К сожалению, ответ был: вы не имеете право вносить изменения. Мы с такой позицией не можем согласиться, потому что даже работать с нами по проекту программы администрация не хотела. Кроме того, мы хотели получить объяснения, что они собираются делать с обеспечением жильем малоимущих, тех, кто стоит на очереди с 1973 года. Дома покупают нефтяники, бизнесмены, кто имеет больше денег. Но фактически обеспечить жильем тех, кто в нем нуждается, не получается. Поэтому в принятом нами варианте с ипотечной статьи мы перенесли средства на социальное жилье, расселение погорельцев, возвращение долгов федерации, совсем убрали пункт об ипотеке на селе, потому что это выглядит просто абсурдно.

- Тем не менее у главы администрации есть право вновь наложить вето?

- Нет. Мы приняли постановление о том, что, если глава администрации не подпишет и не обнародует закон, то он за подписью председателя Собрания будет отправлен на опубликование. В этом случае он вступает в силу. Правда, глава администрации может обратиться в суд.



Известия НАО:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя