|
Известия НАО
20 июля 2004 (11)
Константин ГОРЧАКОВ
За призами на парапланах
Нарьян-марские икары летят покорять Россию
Две недели назад с четырехдневных учебно-тренировочных сборов вернулись ребята
из дельтаклуба "Олимп". Основной целью сборов была проверка подготовки нашей
молодежной сборной. Ежедневные тренировки, постоянные физические нагрузки и,
конечно же, летная практика - все это крайне необходимо сейчас юным пилотам,
ведь скоро они будут защищать честь округа на детско-юношеском чемпионате России
и СНГ по сверхлегким видам авиации, который пройдет с 7 по 17 августа под
Пятигорском в Ставропольском крае. В настоящее время команда вновь находится на
сборах, на этот раз в Ростовской области.
Как нам рассказал руководитель дельтаклуба "Олимп" Сергей Орлов, сборы проходили
с 1 по 5 июля в районе Рогачихи, куда можно добраться на катере. Недалеко от
этого места есть сопки, которые вполне пригодны для отработки полетов. Правда,
до них надо еще часа два-два с половиной топать, реки и ручьи преодолевать
вплавь и на горы забираться. И это со всей-то экипировкой!
- Наши ребята ездили на чемпионаты страны несколько раз, даже выигрывали, -
рассказал корреспонденту "Известий НАО" Сергей Орлов. - Участвовали в областных,
зональных соревнованиях, в финальной группе по России, в союзных чемпионатах,
даже были на Кубке мира в Алма-Ате. Наша команда парапланеристов была чемпионом
России в старшей возрастной группе, по дельтапланам первое место занимали
практически всегда, по дельталетам - второе. В этот раз посылаем троих и только
по одному виду-парапланам. Все они семнадцатилетние парни - старшая возрастная
группа - не новички, три года уже занимаются. Сам я с ними поехать не смогу,
лечу в Волгоград на "взрослый" чемпионат России по дельтапланам, который будет
проходить с 1 по 15 августа. В отличие от детей взрослым денег на участие в
чемпионате не выдают. Я еду за свой счет.
- Откуда такая любовь к полетам?
- Летаю всю жизнь. Работал бортмехаником на Ми-8. А заниматься дельтапланами
начал сразу после училища. В 1975 году построили первый аппарат. Семидесятые
годы - как раз самое начало зарождения дельтапланеризма не только у нас в
стране, но и, можно сказать, в мире.
Союзе первый дельтаплан появился в 1972 году, то есть мы совсем немножко
опоздали. Ради забавы сделали аппарат, вот чем это все обернулось. Федерация по
дельтапланерному спорту была создана в 1980 году, именно тогда нашу секцию
оформили как клуб. Как раз тогда Олимпиада была в Москве, и мы образовались. В
то время мы принадлежали авиаотряду. Но потом он стал разваливаться, уже не до
клуба было. Передали нас городу, город - округу. Так теперь и субсидируют нас из
окружной администрации через комитет по молодежной политике, утонуть нам не
дают. Средств хватает на то, чтобы худо-бедно содержать клуб. Раньше все было
по-другому: начинали в апреле ездить по всем соревнованиям и заканчивали только
в сентябре, где только не были. И работали, и летали. Сейчас куда-то выехать -
большая проблема, средств не хватает. Раньше за то, что мы летали на
соревнования, нам еще и платили, теперь приходится за свой счет ездить.
- Есть ли при таком финансировании у наших ребят шансы достойно выступить на
чемпионате, завоевать призовые места?
- Российский уровень очень сильно вырос за последнее время. В парапланерном
спорте по двести человек участвует в соревнованиях. Втроем будет сложно. Хотя у
ребят хорошие аппараты и летают они неплохо, выйти в лидеры будет непросто. К
тому же необходима хорошая летная подготовка. Чтобы полноценно тренироваться,
нужно выезжать на юг. У нас, например, выше трехсот метров вообще не дают
летать. Летное пространство здесь очень ограничено. Так плотно, как мы, никто в
мире не летает.
- То, чем вы занимаетесь, принадлежит к экстремальным видам спорта. Насколько
они востребованы в Нарьян-Маре?
- Я бы давно все это бросил, но ведь народ идет каждый год. Вроде когда меньше
ребят приходит, хочется плюнуть на все. Потом смотришь: молодежь опять пошла.
Ладно, думаешь, сезон еще отработаем, потом посмотрим. Вроде хотят летать.
Сейчас в клубе около тридцати детей. Бывало, конечно, доходило до того, что во
времена перестройки вообще три-четыре человека в клубе оставалось. Все равно же
выжили как-то, потихонечку стали развиваться. А что касается экстремальных видов
спорта, их не так уж и много в мире, правда, дельтаплан и параплан в них входят.
Дельтаплан вообще занимает второе место по смертельным случаям после альпинизма.
Параплан - третье.
- Удалось ли избежать эксцессов в вашем клубе?
- Был один смертельный случай в нашей истории, ничего тут не поделать. Совсем
недавно была совершена вынужденная посадка на дельталете. Экипаж жив, телега
сломана. В общем, ничего страшного.
- Вы говорите, что денег хватает едва-едва, а что можно было бы сделать, если
финансирование было достаточным?
- Как сейчас работают многие клубы? У них есть коммерческое звено, и они,
например, в пляжный сезон зарабатывают хорошие деньги, катая народ. За счет
этого клуб содержит спортсменов, покупает новую технику, выезжает на
международные соревнования. У нас же заработать просто нереально. На юге народ
платит 50 долларов за полет, у нас же сто рублей отдать не хотят. О чем тут
говорить? Нам даже на бензин не заработать.
| |