|
Известия НАО
10 августа 2004 (20)
Анатолий МЯНДИН
Большая "кормушка"
Что такое бюджет и как с ним "борются" власти
(Продолжение. Начало в N19)
Три функции
Бюджет должен выполнять три основных функции. Первая - это финансирование
бюджетных организаций: здравоохранение, культура, образование, благоустройство,
дороги, правопорядок. Вторая - помощь и поддержка пенсионеров, инвалидов,
многодетных семей, студентов, то есть слабозащищенных категорий, у которых нет
других дополнительных источников дохода. Третья функция - это влияние на
экономическое развитие региона, создание инвестиционного климата.
У нас в округе все эти три функции выполняются недостаточно. Если говорить о
первой функции, у власти нет приоритетных направлений в выделении средств, не
разработана программа социально-экономического развития округа. Например, не
проведен анализ необходимости строительства детских учреждений, не анализируется
рождаемость. Знает ли власть, сколько детей будет нуждаться в детском саду через
три года, хватит ли имеющихся в наличии детских мест? Может быть, надо строить?
В то же время детские сады имеют свойство стареть, значит, надо планировать их
капитальный ремонт. Эта проблема должна просматриваться заранее с целью
обеспечения всех детей детсадами, и, в соответствии с этим, необходимые финансы
должны закладываться в бюджет. А у нас все работает в аварийном порядке.
Возьмем другой пример, ПОК и ТС сейчас должно ремонтировать систему отопления в
жилом секторе и наружных сетей. Лето кончается, а всех материалов, чтобы
провести ремонт, нет, то есть ремонт опять будет делаться в последний момент
героическими усилиями. Разве нельзя все это запланировать в бюджете с таким
расчетом, чтобы хватило до следующего завоза? Можно это сделать. Аварийные
ситуации, естественно, увеличивают стоимость материалов, расходование бюджетных
средств, уменьшает прозрачность, делает исполнителя героем. А можно сделать все
спокойно в плановом порядке, удовлетворив все заявки на ремонт.
Со второй функцией тоже не все гладко. Не секрет, что пенсионеры у нас живут
непросто. Многие регионы доплачивают им из своих бюджетов. Необходимо понимать,
что развитие округа, наличие существующей инфраструктуры - это результат работы
нынешних пенсионеров, значит, надо компенсировать их труд дополнительно.
Надбавка к пенсии в нашем округе - 600 рублей - недостаточна. Ее нужно
увеличивать. Это может сделать наш бюджет.
Округ заинтересован в молодых кадрах. Нужно изучить, какие кадры нужны и
поощрять именно тех молодых людей, которые выбрали себе будущей профессией
необходимые округу специальности. Нужно с ними заключать договоры, оплачивать
получение высшего образования, а по возвращению решать вопрос с жильем: за счет
ипотеки или фонда будущих поколений, о котором так много говорили. За счет этого
фонда можно решить все вышеперечисленные задачи. Тогда в регионе появятся кадры,
способные грамотно решать многие вопросы жизни округа. Вложение денег в
человеческий фактор даст возможность для дальнейшего экономического роста.
Наконец, в округе совершенно не выполняется третья функция бюджета. У любого
руководителя региона одна из основных задач - привлечь на свою территорию
инвестиции. Если предприятия и организации будут приходить в округ, вкладывать
деньги, то регион начнет экономически развиваться. Для того чтобы начать какое-
то производство, предприятию или предпринимателю нужна определенная помощь. Это
не только ссуды, дотации и налоговые льготы, но и грамотное законодательство
округа, привлекающее компании работать здесь, и своевременное подписание
разрешительных документов. Все это создает рабочие места, дает предприятию
возможность получить прибыль, увеличить своим работникам заработную плату,
дополнительно отчислить налоги в бюджет.
Примеров неадекватной экономической политики в округе масса: от неподписания
землеотводов, лицензий до неподписания сметы расходов, фактически уже
понесенных. Если компании своевременно не подписывают землеотвод, значит, она не
может начать работать, создавать рабочие места, привлекать подрядчиков, наконец,
платить налоги в бюджет. В прошлом году из-за неподписания разрешительных
документов бюджеты всех уровней потеряли порядка 1 миллиарда рублей только по
одному налогу - на добычу полезных ископаемых. А есть еще земельный налог, налог
на прибыль, подоходный налог. Это навсегда потерянные деньги для бюджета и
нашего населения. Округ в плане инвестиционной привлекательности стоит на
последнем месте среди регионов России. Все это сказывается на благосостоянии
жителей округа.
Глава округа должен быть заинтересован и делать все возможное, чтобы
руководители предприятий не только своевременно платили заработную плату своим
работникам, но и постоянно ее повышали - а это повышение благосостояния
населения. Если работник получает хорошую заработную плату, он сможет что-то
купить в магазине - развивается торговля, он сможет воспользоваться какими-то
платными услугами: пошить одежду, отремонтировать бытовую технику,
воспользоваться транспортом - развивается сфера услуг, купить себе квартиру -
строительная индустрия. В конечном итоге увеличатся поступления налогов в
бюджет, как от деятельности предприятий - в виде налога на прибыль и налога на
имущество, - так и в виде подоходного налога, который платят граждане.
Очень плохо в округе развито малое предпринимательство, хотя потребность в этом
есть. Например, постричься - проблема: нужно выстоять очередь. Почему бы не
создать нормальные условия для такого бизнеса? Малый бизнес не приносит особых
доходов в окружной бюджет, но он обеспечивает занятость населения и приносит
людям дополнительный заработок. Это важно, особенно на селе. И эту проблему
можно также решить с помощью бюджета.
Руководитель налоговой службы НАО Анатолий МЯНДИН
(Продолжение в следующем номере)
| |