|
Известия НАО
12 августа 2004 (21)
Илья БОНДИН
Иное пространство
Питерский режиссер собирается рассказать всему миру о жизни в тундре
На прошлой неделе вместе с делегацией Ассоциации ненецкого народа "Ясавэй"
традиционную точку празднования Дня оленя работниками хозяйства "Индига" в
районе Тиманской тундры посетил режиссер Петербургской студии документальных
фильмов Андрей РЕДЬКИН. На материале жизни коренного населения он собирается
снять сразу два фильма - документальный и художественный.
- Идея создать такое кино родилась на Петроградской кухне, в обычном разговоре с
моим старым другом, президентом "Ясавэя" Владом Песковым, - рассказал нашему
корреспонденту Андрей Редькин. - И тогда мы с ним на пару решили возродить
забытый институт творческих командировок. Первый раз я прилетал в тундру зимой.
Оказалось, здесь есть большой материал как для игрового, так и для неигрового
кино.
Пока Андрей не снимает, а просто, как говорят киношники, "смотрит натуру" и
набирается впечатлений. Но замысел игрового сюжета у него уже существует. В
художественном фильме будут переплетаться две сюжетные линии: одна основана на
ненецком фольклоре, древних легендах, другая - это фольклор уже современный, так
называемые "буровые байки" нефтяников. Из переплетения, взаимоотталкивания,
взаимодействия этих сюжетов рождается главная идея ленты - поиск общего языка
между коренным населением и нефтедобытчиками. Поиск трудный, основанный на
столкновении, на конфликте двух образов жизни, двух философий - коренной
северной и современной европейской.
- Я открыл для себя очень интересную культуру - ненецкие песни хынабцы, -
говорит Андрей. - У ненцев, в отличие от других оленеводов, например, чукчей,
"народа танцующего", есть песни. Песни - это слово, слово - это литература. Там,
где литература, должно быть кино.
Северной тематикой Андрей заинтересовался совсем недавно. Когда Влад Песков
рассказывал ему о тундре, поначалу отнесся к этому прохладно. Подумал: кому это
интересно? Но потом, как он говорит, понял, что сейчас время собирать камни. И
решил, что надо снять кино именно потому, что о тундре, о ненцах, этой
уникальной кочевой цивилизации, которая сохранилась, несмотря ни на что, мало
кто знает. Вроде бы и живем рядом, а знаем друг о друге очень мало. Не секрет,
что у многих из нас, считающих себя "европейцами", существует высокомерное
отношение к коренным народам, многие называют их примитивными (к Андрею Редькину
это не относится). А это просто другая философия. И без поиска общего языка с
этой философией вряд ли может развиваться многонациональная страна.
- Здесь абсолютно иное мышление. Например, у ненцев нет такого, как у нас,
понятия дома. Если мы приезжаем сюда с какой-то столичной концепцией, то стоит
пожить здесь неделю, и она начнет разрушаться, - делится своими впечатлениями
Андрей Редькин, - Это как длинная панорама, которую снимаешь, а потом
выкидываешь в корзину - у меня был такой опыт на Байкале. В Петербурге сложилась
стройная, красивая концепция фильма о венгерском поэте Шандоре Петефи - бытует
интересная легенда, что он не погиб в бою с войсками генерала Паскевича, а был
взят в плен и вывезен на Байкал на каторгу, где подружился с декабристами.
Вместе с венгерской экспедицией мы участвовали в розыске мифической могилы
поэта. Так вот, когда приехали, оказалось, что там течет совершенно другое
время, там совсем другое пространство. В первый же день по плану мы отсняли
красивейшую панораму - метров сто пленки, а потом ее просто выбросили. Потому
что это был наш, привнесенный подход, искусственно придуманный, совершенно не
отражающий тамошнюю действительность.
Неигровой проект, по словам Андрея, вряд ли будет иметь "широкий экран", если
только его не удастся продать на телевидение. Его ждет "фестивальная" судьба. К
сожалению, наше документальное кино больше знают за рубежом, чем в России. Что
касается художественного фильма, то уже сейчас проект вызывает интерес у
нескольких студий кинопроката. В любом случае, продюсер фильма, имя которого
Андрей Редькин называть не стал, уверен в хорошей судьбе этих двух проектов на
иностранных кинофестивалях, потому что этническая тема в кино сейчас за рубежом
очень популярна.
| |