|
Известия НАО
13 августа 2004 (22)
Анатолий МЯНДИН
Большая "кормушка"
Что такое бюджет и как с ним "борются" власти
(Продолжение. Начало в NN19, 20)
Доходная часть
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ существует три уровня бюджета:
федеральный, бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Все три
бюджета самостоятельны, каждый из них принимается соответствующим
законодательным органом.
Каждый бюджет состоит из доходной и расходной части. Доходы минус расходы
составляет либо профицит - превышение доходов над расходами, либо дефицит -
превышение расходов над доходами. Максимальный размер дефицита, который
утверждается при обсуждении бюджета, - 15%.
Доходы делятся на две части - налоговые и неналоговые. Неналоговые доходы -
дотации и субвенции из вышестоящего бюджета на какие-то целевые расходы: на
строительство дороги, завоз грузов в районы Крайнего Севера, на финансирование
льгот. Кроме того, неналоговыми доходами могут быть арендные платежи за
имущество и землю, принадлежащие региону или муниципалитету. Но самый большой
источник неналоговых доходов у нас в округе - суммы, оговоренные с нефтяными
компаниями в лицензионных соглашениях. Эти суммы недропользователи платят в
бюджет на социально-экономическое развитие округа.
Основу доходной части бюджета составляют налоговые платежи. Есть перечень
налогов, определенный Налоговым кодексом. Часть налогов относится к федеральным,
часть - к региональным, часть - к муниципальным. К региональным налогам
относится: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный
бизнес. Эти налоги поступают только в бюджет субъекта, поэтому окружная власть
должна быть заинтересована в том, чтобы на территории округа регистрировалось
как можно больше предприятий и у них было больше имущества.
К сожалению, есть примеры, когда наш глава администрации не подписывал
землеотводы некоторым нефтяным компаниям. Например, компания "СеверТэк"
построила трубопровод, но из-за того, что глава администрации не подписывал
землеотвод, компания не могла зарегистрировать право собственности на
трубопровод, десятки миллионов рублей в виде налога на имущество потеряны для
бюджета округа. Интересная ситуация по транспортному налогу. Расходование этого
налога идет через дорожный фонд на строительство и ремонт дорог. В округе
транспортный налог почему-то ввели на лодочные моторы и снегоходы. Парадокс: на
"Буранах" и на лодках по дорогам не ездят - почему люди должны платить? В
бюджете округа поступления от этого налога составляют какие-то тысячные доли
процента, повысь добычу нефти на 1%, этот налог можно покрыть. Так нужно ли
вводить этот налог на лодочные моторы и снегоходы, особенно на селе? Таким
образом, от действий главы администрации округа зависит не только наполнение
бюджета, но и благосостояние населения.
К местным налогам, то есть налогам муниципальных образований, относятся налог на
имущество физических лиц, налог на рекламу и на наследования и дарения. Все
остальные налоги - федеральные, однако при принятии федерального бюджета на
каждый год часть федеральных налогов центр отдает регионам.
Например, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): сначала окружной бюджет
получал 60% этого налога, затем 20%, в этом году 13,4%, а на следующий год
планируется 5%. По НДПИ мы упустили огромные возможности. Когда налог составлял
60% и даже 20%, необходимо было наращивать объем добычи нефти, помогать нефтяным
компаниям, чтобы они как можно быстрее вводили месторождения в действие и как
можно больше добывали нефти. Не надо было тянуть с аукционами и конкурсами на
новые месторождения. Сегодня компании, судя по тем возможностям, которые у них
были, могли бы добывать нефти в полтора раза больше, и округ получал бы больше.
Завтра федеральный центр урежет эту ставку, и соответственно мы станем получать
меньше. К сожалению, из-за "неординарной" политики главы администрации, которую
он проводил с нефтяниками, округ безвозвратно потерял несколько сот миллионов
рублей.
С другой стороны, есть примеры Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных
округов. За счет выгодного распределения НДПИ они сумели построить себе дороги,
жилье, социальную сферу и достойно доплачивают бюджетникам и пенсионерам, а мы,
к сожалению, из-за войны, которая была объявлена главой администрации нефтяным
компаниям, потеряли очень хорошую возможность улучшить свою жизнь, свой город. Я
бы назвал это вредительством по отношению к округу.
Федеральный центр полностью отдает в регионы налог на доходы физических лиц -
чем больше выплачивается зарплаты на предприятиях округа и города, тем больше
налога в бюджет. В составе бюджета Нарьян-Мара подоходный налог, например,
играет доминирующую роль - до 70%.
Частично в округ поступает и налог на прибыль предприятий и организаций - чем
эффективнее, экономически грамотнее работает предприятие, тем больше налога в
бюджете. Отдавая часть налога на прибыль в регионы, центр предоставляет
возможность региональной власти давать стимул для экономического развития
предпринимательства в регионе.
А у нас лесозавод - банкрот, рыбокомбинат - банкрот, типография тоже в стадии
банкротства, ОПХ испытывает очень большие трудности, в том числе из-за того, что
бюджет с ними не рассчитывается. Строительное предприятие "Нарьян-Марстрой"
выполнило объем строительных работ примерно на 70 млн. рублей, эти работы
заложены в инвестиционной программе, но бюджет с ним тоже не рассчитывается.
Значит, они не выплачивают своевременно заработную плату, не могут развиваться,
не поступают отчисления в бюджет, особенно в бюджет Нарьян-Мара. Это тоже
политика власти.
Руководитель налоговой службы НАО Анатолий МЯНДИН
| |