|
Известия НАО
16 сентября 2004 (36)
Евгений ГОРЧАКОВ
Юрий ЧУПРОВ, учитель ОБЖ школы N4 города Нарьян-Мара:
Для преподавания нашего предмета нужны практики
Информационные агентства сообщают, что в трети школ Северо-Западного
Федерального округа существует нехватка преподавателей основ безопасности
жизнедеятельности (ОБЖ). Эта проблема всплыла с известными трагическими
событиями в Беслане. Не секрет, что именно на этих уроках детей учат, как вести
себя в экстремальных ситуациях. Мы пригласили на страницы "Известий НАО" учителя
ОБЖ городской школы N4 Юрия ЧУПРОВА, чтобы побеседовать о том, как обстоят дела
с преподаванием ОБЖ в городе.
- Юрий Леонидович, большинство людей старшего поколения прекрасно понимали, что
собой представляет предмет НВП. Но на смену этому предмету пришли ОБЖ. В чем
суть этих уроков?
- Когда произошел развал государства, старая база НВП фактически была выброшена.
Стали формировать новый предмет, назвали его "Основы безопасности
жизнедеятельности", куда большей частью вошли вопросы о здоровье и гигиене. Там
был также раздел, связанный и с военными знаниями, который за последние полтора-
два года значительно расширился.
- В чем, на ваш взгляд, особенности преподавания ОБЖ здесь, на Крайнем Севере?
- На своих уроках я пытаюсь актуализировать темы, связанные с выживанием в
условиях автономного существования. Все мы являемся рыбаками и охотниками,
актуальны вопросы, связанные со льдом. К сожалению, есть на Севере дети,
которые не могут правильно развести костер, перейти через ручей, не замочив ног.
- Вы можете поделиться секретами, например, как вести себя на льду?
- Те, кто бывали на льду, знают, как опасно по нему двигаться, особенно в
тундровой зоне, где существуют подземные ключи. Я рекомендую составлять карту,
знакомиться со старожилами. Если двигаетесь на "Буране", необходимо иметь сзади
фал метров 25, который позволит выбраться на лед, иметь при себе нож, который
позволит выбраться на лед из полыньи. Когда находили людей, провалившихся под
лед, у них были поломаны ногти, а ребра были совсем синие, потому что они
пытались выбраться на лед, но не смогли.
- На ваш взгляд, нехватка кадров сказывается на знаниях учеников?
- При том что программы составлены прекрасно, не всегда дело доходит до
практических знаний. Иной "троечник", умея зажигать костры, кататься на
мотоцикле, имеет преимущество перед отличницей, которая может вызубрить.
Неизвестно, как себя поведет человек в экстремальных ситуациях. Например, одна
женщина во время пожара вместо того, чтобы обзвонить соседей и соответствующие
службы, пошла и сняла белье на чердаке у всего дома.
- Сейчас много говорится о терроризме. Вы можете дать практические советы, как
вести себя в экстремальных условиях?
- Нужно стараться меньше посещать массовые мероприятия, не находиться в местах
массового скопления народа. Если вы оказались на массовых мероприятиях, в зале
необходимо осмотреться, занять позицию ближе к выходу. Нужно постараться
расположиться так, чтобы вы не находились вблизи сооружений, которые могут
обрушиться. В случае, если, не дай Бог, вы оказались в ситуации захвата
заложников, не смотрите террористам в глаза, не бегите и не вскакивайте, не
обращайте на себя внимание. Необходимо иметь при себе платок для того, чтобы в
случае применения газа вы могли сделать примитивную повязку, предварительно
пропитав этот платок какой-то жидкостью. Можно брать с собой воду, тем более в
зале, где много софитов и всегда хочется пить - она не будет лишней. Надо
стараться быть в сознании, не засыпать, так как во время штурма можно найти
момент, чтобы выскочить, как это было в Беслане. Также в случае применения газа,
как это было в случае с "Норд-Остом", многие, кто спал, не смогли прийти в себя,
а те, кто сделал повязки, выжили.
| |