Пресса Архангельской области
 


Каргополье
14 января 2006 (2)
Ирина РЫКОВА.

Пять китов нокольских

Утро Андрея Егоровича начинается задолго до позднего зимнего рассвета. Самая большая забота в эту пору - снег. Бывает, так заметет длинную деревенскую улицу, протянувшуюся вдоль берега озера, надует ледяным сиверко иглистого снега с лачских просторов, что откапываться приходится часами. Впрочем, любая работа Андрею Егоровичу в радость, без дела даже в свои восемьдесят, на днях он отметил свой юбилей, посидеть ни минутки не может. Такой вот беспокойный да трудолюбивый уродился.

Они с супругой Надеждой Арсеньевной держат еще небольшое хозяйство. Овечек для шерсти и мяса (хозяйка дома долгими зимними вечерами прядет пряжу для носок и варежек), курочек для домашности, кошку-муренку для уюта и собаку для охраны дома. Дел с живностью вроде и немного, но всех надо накормить, напоить, доброе слово сказать. В последнее время у Андрея Егоровича сильно село зрение, это несколько ограничивает его деятельную натуру, но зато времени для общения с односельчанами - к дому Клочевых ведет самая широкая тропка - стало больше.

Жизнь, считает Андрей Егорович, он прожил обычную. Начальная школа в родной деревне, затем семилетка в Хотенове. 10 июня сорок первого года он буквально летел как на крыльях домой с аттестатом в руках, а менее чем через две недели грянула война, которая всю налаженную довоенную жизнь перевернула, по его словам, вверх тормашками.

Пятнадцатилетних на войну, конечно, не брали, но и в колхозах бабы, старики да такие же, как он, парнишки вели на полях и на фермах свою войну, трудовую, подчас не менее опасную, тяжелую, обильно сдобренную густым крестьянским потом.

Колхозного ветфельдшера В.З.Капустина на фронт забрали одним из первых, вместо него остался Андрей Егорович, тогда совсем мальчишка, ему случалось помогать Василию Захаровичу. До февраля сорок второго он проработал на конюшне. Возил на лошадях сено, навоз, для паровой мельницы дрова. Словом, не отказывался ни от какой работы. После курсов его поставили ветеринаром.

- Адская это была работа, - вспоминает А.Е.Клочев. - Бескормица, особенно весной. Скот, чтобы не падал, на веревках подвешивали. Бывало, принимаешь отел у такой коровенки, сам в навозе с ног до головы изваляешься.

Скота в ту пору в Ноколе держали много. Только в родном колхозе Андрея Егоровича, который носил гордое имя Сталина, было одних дойных коров 120 голов, а если считать всю рогатую скотину, так и за двести переваливало. Да лошадей в конюшне содержали 130 голов, да сотню овец, да свиноматок с поросятами плюс еще куры в колхозе водились, и уж совсем непривычная живность для нынешней деревни была - утки и лисицы. Последних, правда, как-то быстро ликвидировали, нерентабельным оказалось производство пушнины в отдельно взятом небольшом хозяйстве. Кроме колхозного стада ветработник отвечал и за здоровье скота в личных подворьях колхозников. Так что без дела сидеть не приходилось.

Ветеринарил А.Е.Клочев до той поры, пока не вернулся с войны старый специалист. Дальше его трудовая биография продолжилась в сельсовете, где Андрею Егоровичу предложили должность секретаря. Те годы ветеран называет временем истинной демократии в деревне. Не чета она была нынешней, которая часто только декларируется. На территории Нокольского сельсовета в ту послевоенную пору было два колхоза, имени Суворова и имени Сталина, и Пояменгский лесопункт с населением до полутора тысяч человек. Избиралось пятнадцать депутатов, которые и решали все самые важные вопросы. Жилось тогда в деревне неплохо, несмотря на послевоенную разруху. В лесопункте была даже своя железная дорога, четырнадцатикилометровая узкоколейка, по которой вывозили на мотовозе зеленое таежное золото.

На ту пору пришелся как раз расцвет дальней заозерной деревни, до которой и дороги-то путной никогда не было. Очень важным Андрей Егорович считает то, что в селе была открыта семилетняя школа. До этого получить среднее образование можно было только в Хотенове, до которого школьникам приходилось добираться за пятнадцать километров.

- Сами мы в свое время находились, знаем, что это такое, - говорил он. - Пусть хоть наши дети по-человечески образование получают.

Решили и сделали. Пусть и не типовое здание было у семилетки, но все же больше ста школьников из Ноколы, Ковжи, Замошья перестали мерить таежные версты.

Вообще Ноколе сильно повезло в смысле того, что жили, да и живут поныне здесь люди неравнодушные, близко к сердцу принимающие чаянья своей малой родины, жизнь свою отдавшие для того, чтобы сделать эту отдаленную деревню красивой, удобной и уютной для житья.

Андрей Егорович очень любит вспоминать, как обретала его родная Нокола черты цивилизованной деревни. Здесь одним из первых появился свой деревенский радиоузел. В становлении радиосвязи в деревне сыграли большую роль тогдашний председатель колхоза И.Н.Никулин, начальник узла связи в Каргополе И.А.Распутин, сам А.Е.Клочев и первые нокольские радисты А.А.Капустин и Л.Марков.

В то время в колхозе было буквально все для автономной жизни села. Своя электростанция, сеть от которой потом просто подключили к государственной линии. В середине шестидесятых годов Нокола в числе первых была телефонизирована, а к 1974 году почти в каждом доме ноколян был телефон.

В числе достижений деревни Андрей Егорович называет и то, что крыши домов в Ноколе были покрыты шифером. "Давно бы сгнили все избы", - убежден он. Шиферные крыши - это не просто какой-то строительный изыск, это наглядное свидетельство и того, что жизнь в деревне в доперестроечное время была зажиточной.

Ну а дорога из города до деревни за озером... Сколько за нее бились здешние жители! Даже ходока в Москву посылали с письмом в одну из центральных газет. Добились-таки своего.

Пять китов нокольских, пять вех в истории этой большой деревни сыграли свою роль в ее судьбе в конце прошлого века. Радиофикация, электрификация, телефонизация, крыши шиферные да дорога в город спасли ее от клейма бесперспективной, а значит, и от гибели. Примеров подобных на Каргополье в то время было множество. Правда, в борьбе за свое существование Нокола кое-что потеряла. Нет теперь в деревне школы, даже начальной, нет производства хоть какого-нибудь, мало трудоспособного населения. На всю деревню нынче держат только три коровы. Покосы, пашни бывшие (в одном только колхозе имени Сталина было 640 гектаров сенокосов и 520 гектаров пашни) заросли лесом. Работать на земле больше некому.

А Нокола, странное дело, живет и даже строится. Правда, из деревни-колхозницы, деревни-труженицы она уже давно превратилась в деревню пенсионеров и дачников.

Больно это, конечно, видеть Андрею Егоровичу, который много сделал для своей любимой Ноколы. Однако, считает он, не все еще потеряно. Бывали времена и похуже.

После беспокойной сельсоветской работы А.Е.Клочев был в сельпо бухгалтером, работал на радиоузле, а до пенсии трудился управляющим Нокольским отделением совхоза "Лодыгинский". Всегда был на виду, всегда на людях. И в том, что в нелегкие времена выстояла его родная деревня, есть и его заслуга.

На снимках: А.Е. Клочев; Нокола.



Каргополье:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя