|
Каргополье
25 марта 2006 (22)
О.Шахова
В школу - с пяти лет?
Министерство образования и науки РФ выступило с инициативой реформировать
высокозатратную систему дошкольного образования путем организации "предшкольного
образования". Что стоит за этим термином?
Подготовка к школе - непрерывный дифференцированный процесс, который начинается
с момента поступления ребенка в детский сад. В дошкольном возрасте происходит
интенсивное развитие мышления, воображения, памяти, речи, творческих и
коммуникативных способностей, базовых качеств личности. В детских садах района
созданы благоприятные условия для развития, воспитания, обучения, охраны и
укрепления здоровья дошкольников. Удалось сохранить базу и кадровый потенциал в
ДОУ.
Безусловно, в системе дошкольного образования существует много проблем,
требующих поддержки на государственном уровне. Мы, педагоги-практики, ждали,
что будут внесены изменения в штатное расписание: в детских садах появятся
психологи, логопеды, хореографы, дефектологи, инструкторы по физической культуре
и другие специалисты. Ждали, что будет введен единый норматив финансирования,
нам будут выделяться средства для приобретения игрушек, наглядно-дидактических
пособий, произойдет, наконец, укрепление материально-технической базы.
К сожалению, нам дали понять, что рассчитывать на поддержку смогут лишь дети
после пяти лет. Государство, некогда создавшее уникальную, лучшую в мире систему
дошкольного воспитания, сегодня шаг за шагом сдает свои позиции. Предлагаемая
реформа может привести к полному развалу этой системы.
В качестве основной задачи предшкольного воспитания выдвигается "выравнивание
стартовых возможностей детей 5-6 лет из разных социальных слоев населения".
Скорее всего, под "выравниванием" скрывается экономический механизм
финансирования. Ведь во главе всех проводимых в стране реформ стоит экономика, а
все остальное, и люди в том числе, - следствие.
За последние годы в большинстве регионов России образовались большие очереди по
устройству детей в детские сады. В то время как в школах в результате
"демографической ямы" освобождаются помещения и кадры. А если отправить детей в
школу с пяти лет (неважно, что там нет соответствующих условий), то сразу можно
будет решить несколько проблем. В том числе не нужно будет строить новые детские
сады вместо безвозвратно переданных в свое время под офисы, магазины и другие
заведения.
Позитивный единственный смысл инициативы Министерства образования заключается в
том, что если предшкольное образование станет ступенькой общего, то государство
должно будет гарантировать его финансирование. Но по большому счету эта реформа
может привести к негативным последствиям. Самая большая опасность заключается в
том, что под шум рождения новой образовательной системы государство юридически
лишит федеральной поддержки дошкольное образование детей до пяти лет.
Из системы образования до-школьное образование может перейти в социальную сферу
или сферу обслуживания. Детские сады для детей до пяти лет в лучшем случае
превратятся в учреждения присмотра, ухода и оздоровления. Доля родительской
платы за содержание этой категории детей резко возрастет. Далеко не каждая семья
сможет себе позволить отдать своего ребенка в детский сад. А в домашних
условиях большинство родителей за неимением необходимых знаний и времени не
смогут обеспечить ребенку тот уровень, который он получает в детском саду. Все
это неизбежно повлечет за собой социальное расслоение детей уже до пятилетнего
возраста. И вот тогда-то уж действительно станет актуальной задача "выравнивания
стартовых возможностей детей перед школой".
В настоящий момент эта проблема обсуждается на разных уровнях. Высказываются
резко противоположные точки зрения. Сможем ли мы с вами оказать влияние на
создавшуюся ситуацию? С целью изучения общественного мнения среди работников
ДОУ и родителей воспитанников будет проведено анкетирование. Думаю, что, отвечая
на вопросы анкеты, родители будут помнить о том, что в данный момент решается
судьба системы дошкольного образования в стране. Может быть, наше правительство
прислушается к мнению специалистов и родителей.
О.Шахова, заведующая детским садом N3 "Березка".
| |