Пресса Архангельской области
 


Каргополье
25 марта 2006 (22)
О.Шахова

В школу - с пяти лет?

Министерство образования и науки РФ выступило с инициативой реформировать высокозатратную систему дошкольного образования путем организации "предшкольного образования". Что стоит за этим термином?

Подготовка к школе - непрерывный дифференцированный процесс, который начинается с момента поступления ребенка в детский сад. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мышления, воображения, памяти, речи, творческих и коммуникативных способностей, базовых качеств личности. В детских садах района созданы благоприятные условия для развития, воспитания, обучения, охраны и укрепления здоровья дошкольников. Удалось сохранить базу и кадровый потенциал в ДОУ.

Безусловно, в системе дошкольного образования существует много проблем, требующих поддержки на государственном уровне. Мы, педагоги-практики, ждали, что будут внесены изменения в штатное расписание: в детских садах появятся психологи, логопеды, хореографы, дефектологи, инструкторы по физической культуре и другие специалисты. Ждали, что будет введен единый норматив финансирования, нам будут выделяться средства для приобретения игрушек, наглядно-дидактических пособий, произойдет, наконец, укрепление материально-технической базы.

К сожалению, нам дали понять, что рассчитывать на поддержку смогут лишь дети после пяти лет. Государство, некогда создавшее уникальную, лучшую в мире систему дошкольного воспитания, сегодня шаг за шагом сдает свои позиции. Предлагаемая реформа может привести к полному развалу этой системы.

В качестве основной задачи предшкольного воспитания выдвигается "выравнивание стартовых возможностей детей 5-6 лет из разных социальных слоев населения". Скорее всего, под "выравниванием" скрывается экономический механизм финансирования. Ведь во главе всех проводимых в стране реформ стоит экономика, а все остальное, и люди в том числе, - следствие.

За последние годы в большинстве регионов России образовались большие очереди по устройству детей в детские сады. В то время как в школах в результате "демографической ямы" освобождаются помещения и кадры. А если отправить детей в школу с пяти лет (неважно, что там нет соответствующих условий), то сразу можно будет решить несколько проблем. В том числе не нужно будет строить новые детские сады вместо безвозвратно переданных в свое время под офисы, магазины и другие заведения.

Позитивный единственный смысл инициативы Министерства образования заключается в том, что если предшкольное образование станет ступенькой общего, то государство должно будет гарантировать его финансирование. Но по большому счету эта реформа может привести к негативным последствиям. Самая большая опасность заключается в том, что под шум рождения новой образовательной системы государство юридически лишит федеральной поддержки дошкольное образование детей до пяти лет.

Из системы образования до-школьное образование может перейти в социальную сферу или сферу обслуживания. Детские сады для детей до пяти лет в лучшем случае превратятся в учреждения присмотра, ухода и оздоровления. Доля родительской платы за содержание этой категории детей резко возрастет. Далеко не каждая семья сможет себе позволить отдать своего ребенка в детский сад. А в домашних условиях большинство родителей за неимением необходимых знаний и времени не смогут обеспечить ребенку тот уровень, который он получает в детском саду. Все это неизбежно повлечет за собой социальное расслоение детей уже до пятилетнего возраста. И вот тогда-то уж действительно станет актуальной задача "выравнивания стартовых возможностей детей перед школой".

В настоящий момент эта проблема обсуждается на разных уровнях. Высказываются резко противоположные точки зрения. Сможем ли мы с вами оказать влияние на создавшуюся ситуацию? С целью изучения общественного мнения среди работников ДОУ и родителей воспитанников будет проведено анкетирование. Думаю, что, отвечая на вопросы анкеты, родители будут помнить о том, что в данный момент решается судьба системы дошкольного образования в стране. Может быть, наше правительство прислушается к мнению специалистов и родителей.

О.Шахова, заведующая детским садом N3 "Березка".



Каргополье:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя