|
Каргополье
15 июля 2006 (53)
Николай СЕРГЕЕВ.
Шедевры Васильева
В Доме на Пятницкой (ул.Сергеева,1) открылась выставка картин известного в
России и за рубежом художника Константина Васильева.
Каргопольцам и гостям нашего города представлены 24 лучших полотна мастера, с
творчеством которого познакомил собравшихся на открытии директор музея
К.А.Васильева в Москве на Череповецкой улице А.И.Доронин. Четверть века отслужил
Анатолий Иванович офицером, был военным журналистом, а по увольнению в запас
стал искусствоведом. О творчестве Васильева он написал книгу, которую могли
приобрести все желающие на этом вернисаже. В ней емко, профессионально и в то же
время тепло и душевно рассказано про "выразителя совершенно нового направления в
искусстве", в творчестве которого "причудливым образом переплелись древние
языческие мотивы и нордический холод русского севера". И не только о
художественном творчестве. О родителях и судьбе, увлечении музыкой и характере:
Кстати, о Севере. Экскурсовод не раз говорил, что Константин Алексе-евич
Васильев всю жизнь стремился побывать у нас. Он родился в Майкопе в 1942 году в
дни немецкой оккупации города, учился в Казани и прожил свою короткую жизнь близ
столицы Татарстана. Трагически погиб в 34 года, успев создать четыре сотни
полотен, в том числе эпических, оставив друзьям и просто первым встречным добрым
людям бесчисленные рисунки, многие из которых - шедевры. И вот исполнилась мечта
художника, его произведения, в которые вложена душа, впервые пришли на Север
благодаря стараниям А.И.Доронина и хозяина выставочных помещений С.А.Беляева.
Подробно рассказал московский искусствовед об истории создания большинства
художественных произведений от широко известного первого - "Северного орла", до
последнего, написанного за десять дней до гибели, - "Человека с филином",
проникнутого насквозь символикой и в чем-то мистикой. К слову, символы
захватывают зрителя почти в каждом произведении. Каждый, конечно, по своему
принимает духовный заряд художника. Меня, например, до глубины души тронула
пронзительная душевная боль автора в "Русалке" и в "Евпраксии", рязанской
княжне, бросившейся с крепостной стены вместе с ребенком при вести о гибели
мужа. Неподражаемые задушевностью штрихи "Осеннего дня" и "Лесной готики".
Неповторимый взгляд на "Ярославну" из "Слова о полку Игореве" и на самого Игоря,
портрет которого захватывает единством со "Свентовитом", а также с Пересветом в
поединке с Челубеем, солдатом Великой Отечественной войны в "Прощании славянки"
и великим полководцем Г.К.Жуковым, которые, к сожалению, представлены только на
иллюстрациях книги А.И.Доронина. И к слову "о героях былых времен". Знаменитый
Илья Глазунов, как рассказывает Анатолий Иванович в своей книге, при встрече с
К.Васильевым особо отметил его "поразительную историческую точность,
самобытность, столкновение цветовых тонов".
Обо всем этом зрители сами могут сделать вывод, побывав на вы-ставке, которая
будет проходить в Доме на Пятницкой около месяца. "Жаль, что таланты в России
живут недолго", - заметила одна из посетительниц Г.М.Горних. А еще Галина
Михайловна считает, что сбылась мечта и С.А.Беляева, который открыл выставочный
зал в светлых просторных своих горницах, о необходимости которого столько лет и
всюду говорилось в нашем городе. И от имени общественности она выражает Сергею
Алексеевичу за это большую признательность.
Добавлю, что из Каргополя картины уедут на выставку в Ошевенск, где москвич
А.И.Доронин не только думает обосноваться, поскольку в нашем районе у него
родовые корни, но и открыть филиал музея К.А.Васильева.
| |