Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Коряжемский муниципальный вестник
9 октября 2004 (79)
М.ТРУБИН

Идти во дворяна, или Испытание характера на прочность

Михаилу Кузьмичу Трубину, уроженцу д.Слободка, что находится нынче в городской черте Коряжмы, 11 октября исполняется 65 лет. Жизнь помотала его по городам Сибири и юга, но последние почти десять лет он живет в Ильинско-Подомском, основательно занимается краеведением. Он постоянный автор районных и городских газет Виледи, Котласа, Коряжмы. Его перу принадлежит известная и ставшая уже редкостью книга "Родом с Виледи" о вилегодском богатыре Василии Шуле, вышедшая в издательстве "Правда Севера" в 2002 году.

Михаила Кузьмича дома редко застанешь, он, как говорится, в дороге, он в пути, ведет архивные изыскания по родословным и краеведению в архивах то Великого Устюга, то Вологды, Архангельска: Случается, эти изыскания наталкивают его на мысль рассказать (помимо краеведения) о чём-то подзабытом. Например, о том, кто такие "дворяна" или "дворяки". Рассказ о них и предлагаем читателям "Вестника".

Неугомонный и неутомимый человек Михаил Кузьмич! Пожелаем ему здоровья и новых интересных исследований и публикаций.

На протяжении почти что 20 лет, занимаясь поиском своей родословной, а именно изучением утраченных временем своих корней родового древа, при частых беседах с людьми не раз слышал такие слова: "дворяк", "дворянин", "примак". А в сибирской глубинке даже "чомур". Поначалу этому слову особого значения не придавал. Сам я хоть и родился в сельской местности, но все мои последующие годы проходили в городских условиях. Поэтому, естественно, я даже не мог знать смысла этого слова. По мере того как с годами накапливался материал не только по истории своего рода, но и других, не менее интересных родовых династий Вилегодского района, невольно закрадывалась мысль: а почему человек оставлял зачастую родительский дом и шёл жить в дом невесты? Какая нужда была у той самой женщины- одиночки принимать к себе мужчину из чужой деревни?

На все эти вопросы не сразу нашлись ответы. В современном цивилизованном мире сегодня никого и ничем не удивишь. В частности, житьём-бытьём. Взять хотя бы такой пример. Молодая супружеская пара заранее решила с согласия родителей, где, у кого они будут жить. Жених на квартире невесты или она у него. А точнее сказать - жить у того, у кого подходящие жилищные условия. Это явление часто наблюдается в повседневной жизни и стало обычным делом. Нередко можно услышать, особенно в деревнях, такую фразу: "Ушёл во дворяна" - что значило "перешёл жить в дом жены". А ведь были времена, когда уход мужчины в дом невесты считался большим позором и осуждался всей общиной. Не отсюда ли пошли выражения: гол, как сокол; ни кола ни двора? Да и вправду признаться, что это за мужчина, если собрался обзавестись семьёй, а у самого нет ничего, кроме души. Но обратимся к истории.

Этимология слова "дворяк" уходит далёкими корнями в седую древность нашей матушки России. С древнейших веков, как только человек приобщился к земле и стал её обрабатывать, она становилась его собственностью и главным мерилом крестьянской жизни. Земля его кормила, поила и одевала. Из поколения в поколение от отца к сыну (дочери не в счёт) переходила кормилица-земля. По площади земельных угодий определялось и социальное положение крестьянина. Если в наследство доставался малый участок земли, такой землепользователь считался малоземельным. А в сущности слыл бедным. Тот, у кого было достаточно (много) земли, считался зажиточным (богатым) крестьянином. Если такой земледелец при случае мог без особых материальных затрат прикупить землицы, то у бедного подобной возможности не было.

В богатой (середняцкой) семье народившимся сыновьям при женитьбе хватало поровну поделить отцовскую землю. И не было нужды куда-то уходить и оставлять наследованную по закону землю. А вот у бедной семьи зачастую создавалась иная картина жизни. Родит жена мужу 2-3-х сыновей, а следом народятся дочери, и последним на божий свет появится опять сын. Пока этот последний достигает брачного возраста, старшие братья к этому времени обзаведутся семьями, разделят меж собой и без того малый клочок земли, не оставив ничего последнему. Сёстрам полагалось приданое, а не земля. Их спешили скорей отдать замуж. А что оставалось делать последнему - "поскрёбышу"? Вот тут-то и подстерегала его судьба-злодейка. Она толкала его, хочешь не хочешь, идти жить в дом невесты. А как смотрела на это деревенская община? Реакция была самая недоброжелательная. Хорошо, если проявил себя этаким шустрым и мастеровым работником, так сказать, от скуки на все руки. Тогда гнев свой меняли на милость и ставили условие уйти под фамилию жены. А расставаться с родовой фамилией было совсем неприятно. В бедную деревню принимали безо всяких условий и без разбора.

А какие же условия жизни создавались у женщины, когда принимала в свой дом мужика? Резонно задать и другой вопрос. А что, у неё не было братьев- наследников? В том-то и дело, что не было. Народятся у хозяина дома одни девки - хоть плачь. И ни одного парня бог не пошлёт. Кому же оставлять отцовскую землю? Сама жизнь предусмотрела пути выхода из этого тупика. Поочерёдно отдавая дочерей в замужество, последнюю оставляли при доме и разрешали ей принять мужика в свой дом. Молодой муж и становился новым хозяином двора. Обосновываясь в чужой деревне, сколько этот хозяин слышал в свой адрес унизительных оскорблений, постоянно чувствуя себя изгоем. Такое положение мужчины было вплоть до ХХ века. Один из очевидцев, переживший лично такое, на старости лет не раз говорил своей дочери: "Прежде зажги берестяной туесок и, когда огонь разгорится, подержи его на голове. Если выдержишь, тогда можешь идти "во дворяна". Вот тому несколько примеров из жизни крестьян прошлого века.

Дело было ещё до революции. В одной из деревень Каза ковского прихода осталась вдова. Ей было где-то 40 с небольшим лет. Не куковать же ей одной всю оставшуюся жизнь. И решила она попробовать второе замужество. На противоположном берегу реки Городишная в деревне Чернушенская проживали трудолюбивые братья Малых. Один из этих молодчиков и решил подсвататься к ней. Всё у них состоялось: и взаимная любовь, и обоюдное согласие жить вместе. Но вот беда - мужики деревни, в которой она проживала, напрочь ей отказали. Они так и сказали: "Если хочешь замуж, бери кого-нибудь из нашей деревни. А чужака нам не надо". Она их не послушала и стала встречаться с любимым Дмитрием тайно у речки под угором. Мужики из д.Семёновской все же подкараулили их и так избили жениха, что всё тело было в крови. Вскоре он от побоев зачах и умер. А она, Елизавета, успела от него забеременеть. Родила двоих детей - Таисью и Дмитрия. Все они выжили, обзавелись семьями. Внучата их проживают в Котласе и помнят историю их родителей.

Другой случай произошёл в деревне Берег, но это было уже при Советской власти, в 20-х годах. Как-то решил один селянин другой деревни сосватать одиноко живущую женщину.

Не успел допить чашку чая у гостеприимной вдовы - в дом завалили трое местных жителей. Поздоровались, перекрестились на божницу и извинились перед хозяйкой за столь неожиданный приход. Удобно усевшись на предложенное место, как бы невзначай полюбопытствовали: "А что у тебя, хозяюшка, за гость такой?" Ну, она им и отвечает, то да сё:, пришел вот свататься. Тогда они с вопросом к гостю пристали: "Ты, мил человек, нас-то почему не спросил?" После неприятного молчания тут же предложили: "Ставь ящик водки - тогда посмотрим, жить тебе в нашей деревне или нет". Чем дело закончилось - неизвестно. Этот случай действительно был.

И последний пример. Дело происходило в начале сороковых годов в д.Васино Никольского прихода. Один человек, по службе военный, после регистрации брака возвращался с молодой женой на жительство в её родную деревню. Перед этим друзья его предупредили: "Возьми, на всякий случай, с собой пистолет - тебя уже готовятся встретить". И действительно, как только показались дома, на главной дороге, ведущей в деревню, он увидел стоящих мужиков. Кто с косой, кто с цепями, а иные - с кольями. Пришлось незваному жениху сделать несколько выстрелов в воздух. Только тогда они разошлись.

Вот такие были времена. Это неплохо знать бы нашей молодёжи. А то совсем потеряли понятие настоящего мужчины. Задумал жениться - сначала подумай над тем, способен ли содержать семью. Крепко ли стоишь на ногах и не зависим ли материально от родителей.

М.ТРУБИН, краевед.



Коряжемский муниципальный вестник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета