Коношские ведомости
20 апреля 2006 (16)
Анна Козловская.
Талант и вдохновение
Коношская школа искусств приветливо встречала гостей на прошлой неделе.
Открывающаяся здесь выставка "Учитель-ученик-2006" живописных полотен собрала
немало людей неравнодушных. Обычное знакомство ещё незнакомых друг с другом
гостей и художников, тихая музыка и множество картин, развешенных на стенах в
фойе, коридоре и главном зале навевали лирическое настроение, гармонирующее с
изяществом исполнения художественных работ.
Выставку открыла заведующая отделом культуры Г.А.Попова. Выступление директора
ДШИ И.В.Степановой перекликалось со вступительной речью, чувствовалась гордость
за школу, учеников и радость от свершённого. Не так просто было собрать сюда
самодеятельных художников, пришлось долго работать с каждым. Вопреки расхожему
мнению, что каждый художник желает показать миру плоды своего труда, многие на
демонстрацию своих работ идут неохотно. Почему? У каждого свои причины. Но и
выставленные картины дают достаточное представление о таланте художников земли
коношской. К тому же и картины развешены по всем правилам экспозиции, что стало
возможным благодаря технической помощи начальника ВЧД-9 Е.Д.Юрчука.
-С закрытием каждой выставки как будто теряешь друзей, - так тепло о работах
художников отозвалась Ирина Валентиновна.
Небольшое сольное выступление Т.А.Бусел поразило собравшихся. Представьте:
множество гостей, звуки пианино и чистый ясный голос. И переливы - от тихого до
таких высоких нот, что, кажется, звуки взлетают ввысь, и тебя охватывает
сильнейшее волнение... Честно скажу, я думала, что так петь в Коноше не может
никто. Даже на минуту забыла, что стою в зале ДШИ, и рука, что-то писавшая,
замерла сама собой.
Зрители разбрелись по залу, рассматривая картины, а мне удалось отвлечь на
несколько минут уже знакомую по нашим публикациям Елену Павловну Дербину. Она
представила здесь икону, по образу Владимирской,тип "Умиление" и работы своих
учеников.
-Елена Павловна, правду говорят, что если картина написана маслом - уже мастер?
-Сначала акварелью учатся писать, потом уже маслом. Почему? Чтобы руку не
испортили ребята. Так положено, но ведь они дома всё равно пишут маслом. Мы
готовим ребят, чтоб они поступили в училище, а там требуют работать именно
акварелью или карандашами. Иногда мы делаем копии. Для чего? Чтоб на "мёртвой
природе" поучились.
-У вас есть любимый ученик?
-Есть, пожалуй. Это Наташа Симонова из 5 класса. Чем-то она отличается от всех.
Одухотворённостью натуры, наверное.
Отправилась и я бродить меж картин. Но к иконе почему-то подошла сразу. Живые
глаза, но взгляд - мимо меня, задумчивый и нежный. Наверное, где-нибудь в храме
она вызвала бы у меня больше чувств. Ну не знаток я иконописи, признаюсь честно.
Зато восторженная почитательница таланта Е.П.Дербиной Нина Павловна Бахтина в
нечаянном разговоре, состоявшемся не так давно, бесподобно описала встречу с
ерцевской иконописицей.
-Не пишется, - с болью в голосе сказала Елена Павловна. - Всё есть: и ученики, и
любимая работа, а не пишется. Суета мешает?
И хоть произошёл этот разговор три года назад, боль душевная запомнилась. А
совсем недавно посчастливилось Нине Павловне подержать в руках икону, ту самую,
что выставлена сегодня. Кажется, что такого особенного? Ощущение тепла и
счастья, умиротворения прошло по рукам, стоило к ней прикоснуться, - вспоминает
она. И тут же выплыла мысль: сколько же нужно отдать душевного спокойствия и сил
при создании этой иконы, чтоб его почувствовал совсем посторонний, далёкий от
церкви человек?
Иконописцы есть при всех больших храмах. Но нынешние изображения ликов святых
чем-то неуловимо похожи один на другой. Или на неоднократно видимое. И только у
Елены Павловны святые предстают перед нами на иконах какие-то особенные. Как
будто знаешь где-то глубоко в душе - такими они и должны быть, настоящие творцы
и сосредоточие добра.
По слухам, о.Тихон приглашал Дербину работать в Архангельскую епархию. Не
поехала из родных мест Елена Павловна, хоть и зарплата маленькая, почти
крошечная. Может быть, сейчас меня кто-то осудит: духовность, мол, смешиваете с
мирскими потребностями. Но это жизнь! И питать духовность тоже деньги нужны,
простые человеческие потребности отменить или отсрочить невозможно.
Тогда задала я Нине Павловне и кощунственный вопрос, от которого она просто
пришла в ужас.
-А продавать свои творения Елена Павловна наверняка не сможет?
- "Продать" и "икона" - понятия несовместимые, - так можно облечь в слова
отчаянное возмущение Н.П.Бахтиной от моего вопроса.
Чем питается вдохновение журналиста? Общением, нечаянно сказанным словом, суетой
вокруг, спорами, разногласиями и взаимно каверзно поставленными вопросами. Чем
тише вокруг нас, тем реже прилетает вдохновение. У иконописи всё наоборот.
Тишина, умиротворение, доброжелательность и благость вокруг, безграничная вера -
только так рождаются образы святых, рождаются лики, на которые будут молиться
сотни людей.
Картин на выставке множество, но скажу только о нескольких. О тех лишь, что
вызвали бурю чувств даже у меня, никогда не умевшей рисовать.
О.В.Симонов, "Лесозаводское озеро". До чего же оно красиво! Чуть ветерок
поднялся, вызвав рябь на поверхности. Кажется, даже чувствуешь, как свежестью
потянуло.
"Просека" - того же автора. Здесь я замерла, остановившись совсем близко.
Мрачный лес, неясные расплывающиеся тени... Такое чувство вспыхнуло -
заблудилась. Чуть отошла - видна полоса света, пробивающаяся сквозь листву.
Кажется, что вот-вот, ещё несколько шагов - и просека выведет к родному дому.
О.А.Хайдуков, "Климовская". Родная, русская, ещё ближе - коношская узнаваемая
земля.
О.И.Мишенкова, "Девочка и конь". Худая длинноногая девчонка, похожая на мою
внучку. И конь за калиткой. И столько добра и ласки в протянутой руке девочки и
глазах коня!
В детской экспозиции тоже есть на что посмотреть. Картина Н.Симоновой. Ночь,
стог, лунный свет. Снежная поляна в окружении тёмного леса. И страшно, и
интересно.
Алёна Мишенкова "Романтик". Серый разбойник вышел из тёмного леса на пригорок и
замер в ожидании чего-то. О чём же думала юная художница, изображая одинокого
волка?
Настя Орловская, "Белая лошадь". Как будто к тебе поутру на даче в окошко
заглянула белоснежная красавица: И ещё одна её работа "Кони". Кровавый закат,
два силуэта играющих вольных коней:
И не отметить художника из Волошки Степана Алексеенко просто грех. Картин
довольно много: красивейшие места по речке Волошке, деревня - предстали как
живые. И серия космической фантазии Степана.
Я вас заинтересовала хоть немного? Выставка будет открыта до конца мая.
Посетите, и вы испытаете истинное наслаждение!
|