Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Коношские ведомости
20 апреля 2006 (16)
Анна Козловская.

Талант и вдохновение

Коношская школа искусств приветливо встречала гостей на прошлой неделе. Открывающаяся здесь выставка "Учитель-ученик-2006" живописных полотен собрала немало людей неравнодушных. Обычное знакомство ещё незнакомых друг с другом гостей и художников, тихая музыка и множество картин, развешенных на стенах в фойе, коридоре и главном зале навевали лирическое настроение, гармонирующее с изяществом исполнения художественных работ.

Выставку открыла заведующая отделом культуры Г.А.Попова. Выступление директора ДШИ И.В.Степановой перекликалось со вступительной речью, чувствовалась гордость за школу, учеников и радость от свершённого. Не так просто было собрать сюда самодеятельных художников, пришлось долго работать с каждым. Вопреки расхожему мнению, что каждый художник желает показать миру плоды своего труда, многие на демонстрацию своих работ идут неохотно. Почему? У каждого свои причины. Но и выставленные картины дают достаточное представление о таланте художников земли коношской. К тому же и картины развешены по всем правилам экспозиции, что стало возможным благодаря технической помощи начальника ВЧД-9 Е.Д.Юрчука.

-С закрытием каждой выставки как будто теряешь друзей, - так тепло о работах художников отозвалась Ирина Валентиновна.

Небольшое сольное выступление Т.А.Бусел поразило собравшихся. Представьте: множество гостей, звуки пианино и чистый ясный голос. И переливы - от тихого до таких высоких нот, что, кажется, звуки взлетают ввысь, и тебя охватывает сильнейшее волнение... Честно скажу, я думала, что так петь в Коноше не может никто. Даже на минуту забыла, что стою в зале ДШИ, и рука, что-то писавшая, замерла сама собой.

Зрители разбрелись по залу, рассматривая картины, а мне удалось отвлечь на несколько минут уже знакомую по нашим публикациям Елену Павловну Дербину. Она представила здесь икону, по образу Владимирской,тип "Умиление" и работы своих учеников.

-Елена Павловна, правду говорят, что если картина написана маслом - уже мастер?

-Сначала акварелью учатся писать, потом уже маслом. Почему? Чтобы руку не испортили ребята. Так положено, но ведь они дома всё равно пишут маслом. Мы готовим ребят, чтоб они поступили в училище, а там требуют работать именно акварелью или карандашами. Иногда мы делаем копии. Для чего? Чтоб на "мёртвой природе" поучились.

-У вас есть любимый ученик?

-Есть, пожалуй. Это Наташа Симонова из 5 класса. Чем-то она отличается от всех. Одухотворённостью натуры, наверное.

Отправилась и я бродить меж картин. Но к иконе почему-то подошла сразу. Живые глаза, но взгляд - мимо меня, задумчивый и нежный. Наверное, где-нибудь в храме она вызвала бы у меня больше чувств. Ну не знаток я иконописи, признаюсь честно.

Зато восторженная почитательница таланта Е.П.Дербиной Нина Павловна Бахтина в нечаянном разговоре, состоявшемся не так давно, бесподобно описала встречу с ерцевской иконописицей.

-Не пишется, - с болью в голосе сказала Елена Павловна. - Всё есть: и ученики, и любимая работа, а не пишется. Суета мешает?

И хоть произошёл этот разговор три года назад, боль душевная запомнилась. А совсем недавно посчастливилось Нине Павловне подержать в руках икону, ту самую, что выставлена сегодня. Кажется, что такого особенного? Ощущение тепла и счастья, умиротворения прошло по рукам, стоило к ней прикоснуться, - вспоминает она. И тут же выплыла мысль: сколько же нужно отдать душевного спокойствия и сил при создании этой иконы, чтоб его почувствовал совсем посторонний, далёкий от церкви человек?

Иконописцы есть при всех больших храмах. Но нынешние изображения ликов святых чем-то неуловимо похожи один на другой. Или на неоднократно видимое. И только у Елены Павловны святые предстают перед нами на иконах какие-то особенные. Как будто знаешь где-то глубоко в душе - такими они и должны быть, настоящие творцы и сосредоточие добра.

По слухам, о.Тихон приглашал Дербину работать в Архангельскую епархию. Не поехала из родных мест Елена Павловна, хоть и зарплата маленькая, почти крошечная. Может быть, сейчас меня кто-то осудит: духовность, мол, смешиваете с мирскими потребностями. Но это жизнь! И питать духовность тоже деньги нужны, простые человеческие потребности отменить или отсрочить невозможно.

Тогда задала я Нине Павловне и кощунственный вопрос, от которого она просто пришла в ужас.

-А продавать свои творения Елена Павловна наверняка не сможет?

- "Продать" и "икона" - понятия несовместимые, - так можно облечь в слова отчаянное возмущение Н.П.Бахтиной от моего вопроса.

Чем питается вдохновение журналиста? Общением, нечаянно сказанным словом, суетой вокруг, спорами, разногласиями и взаимно каверзно поставленными вопросами. Чем тише вокруг нас, тем реже прилетает вдохновение. У иконописи всё наоборот. Тишина, умиротворение, доброжелательность и благость вокруг, безграничная вера - только так рождаются образы святых, рождаются лики, на которые будут молиться сотни людей.

Картин на выставке множество, но скажу только о нескольких. О тех лишь, что вызвали бурю чувств даже у меня, никогда не умевшей рисовать.

О.В.Симонов, "Лесозаводское озеро". До чего же оно красиво! Чуть ветерок поднялся, вызвав рябь на поверхности. Кажется, даже чувствуешь, как свежестью потянуло.

"Просека" - того же автора. Здесь я замерла, остановившись совсем близко. Мрачный лес, неясные расплывающиеся тени... Такое чувство вспыхнуло - заблудилась. Чуть отошла - видна полоса света, пробивающаяся сквозь листву. Кажется, что вот-вот, ещё несколько шагов - и просека выведет к родному дому.

О.А.Хайдуков, "Климовская". Родная, русская, ещё ближе - коношская узнаваемая земля.

О.И.Мишенкова, "Девочка и конь". Худая длинноногая девчонка, похожая на мою внучку. И конь за калиткой. И столько добра и ласки в протянутой руке девочки и глазах коня!

В детской экспозиции тоже есть на что посмотреть. Картина Н.Симоновой. Ночь, стог, лунный свет. Снежная поляна в окружении тёмного леса. И страшно, и интересно.

Алёна Мишенкова "Романтик". Серый разбойник вышел из тёмного леса на пригорок и замер в ожидании чего-то. О чём же думала юная художница, изображая одинокого волка?

Настя Орловская, "Белая лошадь". Как будто к тебе поутру на даче в окошко заглянула белоснежная красавица: И ещё одна её работа "Кони". Кровавый закат, два силуэта играющих вольных коней:

И не отметить художника из Волошки Степана Алексеенко просто грех. Картин довольно много: красивейшие места по речке Волошке, деревня - предстали как живые. И серия космической фантазии Степана.

Я вас заинтересовала хоть немного? Выставка будет открыта до конца мая. Посетите, и вы испытаете истинное наслаждение!



Коношские ведомости:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ