Пресса Архангельской области
 


Корабел
22 ноября 2005 (90)
Михаил СТАРОЖИЛОВ

"Приразломная". Тернистый путь к шельфу

Первая российская морская ледостойкая стационарная платформа - серьезный прорыв нашей "оборонки" в мировую нефтегазовую индустрию. Не менее серьезными оказались и проблемы в реализации проекта. Бесчисленные изменения конструкции, неритмичное финансирование, политические игры инвесторов, непродуманные решения заказчика - все это легко тяжким бременем на плечи руководителей и специалистов Севмаша.

Тема нашла благодатную почву для спекуляций в СМИ. Оправдываться Севмашу не в чести - над акваторией завода гордо возвышается стальная громада кессона платформы, уже построенного руками корабелов. Итак, все о "Приразломной" в Новой рубрике "Судьба проекта".

Приразломной" приписывают статус десятилетнего долгостроя. Однако считать 1995 год реальным стартом строительства платформы было бы неправильно. Вернемся к истокам. Масштабный проект по освоению арктических шельфовых месторождений возникает в начале 90-х, когда президент Б.Н. Ельцин поддержал предложение академика Е.П. Велихова об использовании конверсируемых мощностей оборонной промышленности для освоения морских месторождений нефти и газа в Арктике.

С этой целью в 1992 году по распоряжению правительства РФ создается национальная компания ЗАО "Росшельф", которая получает лицензии на освоение Штокмановского и Приразломного месторождений. Учредителями ЗАО становятся 19 госпредприятий, и в первую очередь такие гиганты, как Севмаш, "Газпром", Череповецкий металлургический комбинат, проектные организации ЦКБ МТ "Рубин", СПМБМ "Малахит", ЦНИИ им. ак. Крылова, ЦНИИ КМ "Прометей" и т.д. В 1995 году "Росшельф", "Газпром" и австралийская компания "ВНР Petroleum" подписывают соглашение об освоении Приразломного нефтяного месторождения. Казалось, вопросы с финансированием проекта решены.

4 декабря 1995 года на Севмашпредприятии в цехе 50 в торжественной обстановке закладываются секции платформы для Приразломного месторождения в Печорском море.

Первоначально платформа так и называлась "Печора". В дальнейшем, в связи с изменением проекта, секции разбираются на стапеле, а новые чертежи поступают лишь в мае 1996 года. Осенью в цехе закладываются первые 16 секций МЛСП "Приразломная". Однако об интенсивном строительстве не может быть и речи.

С середины 90-х годов "Газпром" сокращает финансирование проектов "Росшельфа", компания "ВНР Petroleum" выходит из проекта, сказываются и последствия экономического кризиса 1998 года. В результате плановые сроки работ срываются окончательно.

Стоимость освоения Приразломного месторождения составляет около 1,5 млрд долларов США. В 1993 году "Газпром", получив контрольный пакет акций "Росшельфа", берет на себя финансирование его Проектов, в том числе строительства МЛСП "Приразломная". Но средства компания вкладывает в основном в реконструкцию Севмашпредприятия и в проектирование платформы. Финансирование же строительства "Приразломной" практически не ведется. Как, впрочем, и Федеральной целевой программы "Шельф".

Фактически до начала 2000-х годов строительство МЛСП "Приразломная" в полной мере так и не начиналось. Что делать с проектом, если денег на его реализацию нет? Стапель уже занят, значит, и возможности разместить другой заказ тоже нет. Такая проблема на несколько лет становится головной болью для Севмаша.

Вопросы строительства платформы рассматриваются во время рабочих визитов в наш город правительственных делегаций (1999-2000 гг.). Благодаря вниманию руководству страны проект сдвигается с мертвой точки. В сентябре 2001 года компании "Газпром", "Росшельф" и "Роснефть" подписывают соглашение о совместном финансировании проекта.

В качестве заказчика платформы создается ЗАО "Севморнефтегаз", которое в 2002 году заключает с Севмашем договор, но только на изготовление кессона МЛСП "Приразломная". С августа 2003 года объемы финансирования, а с ними и темпы строительства, резко возросли (см. диаграмму). Проект спасает кредит Сбербанка, полученный Севмашем под гарантии "Роснефти". Именно этот момент можно считать действительным началом строительства кессона МЛСП "Приразломная".

Фактически за два с половиной года изготовлены в цехах, спущены на воду и сварены между собой четыре масштабных суперблока опорного основания платформы. Все это выполнено в сжатые сроки и с высоким качеством, несмотря на то, что в ходе перепроектирования масса кессона увеличилась с 60 до 70 тыс. тонн.

Мировой опыт показывает, что морские платформы строятся не менее пяти лет. Можно говорить, что строительство МЛСП "Приразломная" Севмаш ведет в хорошем темпе. К началу 2005 года проект профинансирован практически наполовину Весной 2005 года ситуация становится еще стабильнее. ОАО "Газпром" приобретает пакет акций НК "Роснефть" в ЗАО "Севморнефтегаз", став единоличным инвестором проекта.

Но несмотря на позитивные сдвиги и налаженное финансирование, проект во многом теряет от того, что Севмашпредприятие не имеет реального генерального подряда на строительство МЛСП "Приразломная".

P.S. В следующих номерах мы расскажем о том, какие непростые решения пришлось принимать руководству предприятия в ходе строительства платформы, об уникальных разработках и технологиях Севмаша.



Корабел:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя