Пресса Архангельской области
 


Корабел
12 апреля 2005 (27)
Евгений ДОБРОДЕЕВ,

Золотой юбилей "13-го экипажа"

9 апреля в два часа пополудни около Северодвинского технического колледжа наблюдалось необычное оживление. Необычность состояла в том, что "тусовались" не молодежь, а солидные люди отнюдь не студенческого вида. Но все-таки это студенты, правда, бывшие - техникумовские.

На улице было шумно от радостных приветствий, которыми обменивались давно не видевшие друг друга однокашники, приехавшие из других городов. То тут, то там слышалось: "А помнишь?.."

И вспомнить есть что... В далеком 1951 году, когда им было по 14-15 лет, эти мальчики и девочки, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны, а школьные годы - на послевоенное лихолетье, приехали самостоятельно в город Молотовск. Прибыли они из районов и поселков Архангельской области и, выдержав конкурс, поступили в судостроительный техникум.

В 1955 году Молотовский судостроительный техникум в тринадцатый раз выпускал в большую жизнь очередных питомцев. Ставшие за четыре года учебы родными, стены своей альма-матер покидали 145 новоиспеченных специалистов-техников: 96 судостроителей, 25 судомехаников и 24 электрика.

Дальнейшая жизнь у каждого из них сложилась по-своему. Шестеро отличников: Виктор Бородин, Евгений Добродеев, Любовь Манакова, Людмила Потапова, Владимир Потехин и Лев Шукшин сразу же, без экзаменов, поступили в Ленинградский кораблестроительный институт. Еще два обладателя "красных" дипломов - Владимир Вершинин и Анатолий Парфенов, не имея финансовых возможностей продолжать очное обучение, стали учиться в Северо-западном заочном политехническом институте (СЗЗПИ).

Впоследствии многие из сокурсников получили высшее образование именно в этом СЗЗПИ и на вечернем отделении Севмашвтуза.

Подавляющее большинство выпускников, впервые из всех предыдущих выпусков, были оставлены в Молотовске для работы на заводе -будущем Севмашпредприятии. Правда, группа электриков (кроме Марии Хлюстовой) получила направление в ЭМП-8 (ныне СПО "Арктика"), Также впервые выпускники техникума 1955 года при поступлении на завод были определены на "рабочий номер", хотя в направлениях Министерства указаны только инженерно-технические должности.

Начав работать сборщиками и слесарями, набравшись опыта, через некоторое время они стали специалистами - производственными или контрольными мастерами, конструкторами, технологами, планировщиками, снабженцами, управляющими. Из всех служб предприятия наибольшей популярностью у наших товарищей пользовался конструкторский отдел - там работало 33 сокурсника.

По-разному сложилась творческая судьба выпускников: Валентин Анисимов стал сдаточным механиком; Сергей Дунаев - ответственным сдатчиком атомных ракетоносцев; Владимир Кузнецов и Леонид Летов стали строителями; Лев Вайнер, Павел Волков, Валентин Гусаров, Анатолий Жепетов, Александр Карелин, Анатолий Левкин, Валентин Окулов, Анатолий Парфенов и Игнат Урюпинсков "дослужились" до руководителей бюро.

В технологической службе завода руководили отделами Юрий Рассказов и Владимир Чаплинский, а в КО заместителем главного конструктора был Виктор Бородин. Евгений Добродеев возглавил отдел автоматизированных систем управления предприятием, Аверьян Храбров прошел большой творческий путь на заводе и остановился на сельском хозяйстве - стал помощником генерального директора по подсобному хозяйству.

Крутыми были ступени карьеры Владимира Вершинина: заместитель начальника стапельного цеха, начальник отдела 9, заместитель начальника производственного отдела завода, начальник Главного управления Минсудпрома СССР. В этом же министерстве, правда, на более скромной должности работал еще один наш сокурсник - Юрий Белавин.

Всех удивила Татьяна Колесниченко: поработав некоторое время на заводе, она оказалась в кресле директора лучшего в городе кинотеатра "Россия" (ныне "Сириус"), Самую же "экзотическую" карьеру сделал наш однокашник Юрий Таскаев.

Окончив Ленинградское артиллерийское училище и Академию, он работал в военной приемке, служил в Германии, а затем в арабских странах, помогая военным этой страны осваивать сложную технику, приобретенную в Советском Союзе. Вышел в отставку в звании полковника.

...19 марта 2005 года во Дворце культуры и спорта имени Ленинского комсомола проходило торжественное собрание, посвященное Дню подводника. Вместе с моряками Беломорской военно-морской базы и экипажами строящихся и ремонтируемых субмарин на торжество была приглашена большая группа заслуженных корабелов, и не случайно: этот день - праздник и для работников Севмаша, руками которых были построены и переданы Военно-морскому флоту 165 подводных лодок, 128 из которых, атомные.

И во всех этих могучих кораблях есть немалая доля труда наших бывших сокурсников. Именно . за период их работы на Севмашпредприятии (1955-2000 гг.) завод отмечен высокими наградами Родины: тремя орденами Ленина (1959,

ЭКИПАЖА"

1976 и 1984), орденом Октябрьской революции (1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1963). Многие наши товарищи за большой вклад в строительство подводного флота награждены орденами и медалями, а Владимир Чаплинский "За разработку и реализацию комплексной программы сохранения потенциала и развития новых мощностей ПО "Севмашпредприятие" (как сказано в Указе президента РФ от 25 июля 2000 года) стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

Свою последнюю производственную практику студенты четвертого курса проходили в цехе 49, где начиналось строительство новой для завода продукции - больших дизельных подводных лодок проекта 611. Начало же трудовой деятельности нашего выпуска совпало с началом "золотого века" - эпохи атомного подводного судостроения на заводе. Они участвовали в строительстве атомоходов всех проектов - от "Ленинского комсомола" до "Гепарда".

Во время работы специалисты - выпускники 1955 года - не раз с благодарностью вспоминали свой техникум: теоретическая и практическая подготовка, полученная в МСТ, всю жизнь помогала им, и все сохранили добрую память о преподавателях, которые заботливо учили полвека назад.

Самым известным был, разумеется, Аркадий Васильевич Вяткин. Он преподавал "Теоретическую механику". Но больше его знали как заведующего учебной частью, фактически руководившего техникумом. Директор Леонид Васильевич Кушников был очень занят: он не только читал нам курсы "Энциклопедия судостроения" и "Технология судостроения", но и был депутатом городского Совета. Через некоторое время он возглавил горисполком, а директорские обязанности принял интеллигентный, никогда не повышавший голоса Иван Васильевич Жуков.

Искренним уважением пользовалась добрейшая Зинаида Ивановна Халтурина, изо всех сил старавшаяся привить студентам любовь к родному языку и русской литературе. С почтением относились к старой учительнице даже те студенты, которые были не в ладах со словесностью.

Курс монтажа главных механизмов читал у нас заместитель начальника цеха 50 Иван Михайлович Савченко. Впоследствии он работал главным инженером завода, а закончил "службу" на посту генерального директора ЦНИИ технологии судостроения.

Много времени проводил со студентами Александр Федорович Зрячев (будущий директор "Звездочки"). Кроме преподавания курса "Вспомогательные механизмы и судовые системы", он руководил практикой на заводе и в Северном речном пароходстве, где они проходили плавательную практику.

Кумиром группы судомехаников был Кветослав Рудольфович Маречек, обладавший глубокими знаниями во многих областях техники. Он преподавал "Электротехнику", "Судовые паровые турбины", "Судовые силовые установки", "Электрооборудование судов".

Любимцем судокорпусников, да и всего курса, был молодой выпускник (1954 года) ленинградской "корабелки" Леонид Георгиевич Шмигельский, человек интеллигентный, эрудированный и обаятельный, обладавший воистину энциклопедическими знаниями и отличными организаторскими способностями.

К.Р. Маречек и Л.Г. Шмигельский со временем перешли работать на завод, но охотно откликались на приглашение принять участие в юбилейных встречах нашего тринадцатого выпуска.

В первый раз выпускники собрались через 10 лет после окончания техникума, следующий раз - через 15 лет. А начиная с 25-летия, такие встречи стали традиционными и регулярными через каждые пять лет.

Для многих выпускников Молотовского судостроительного техникума встреча с однокурсниками - это своеобразный отчет перед юностью о творческом пути каждого студента техникума, который непосредственно связан с нашим замечательным предприятием - Севмашем. От встреч остался сборник стихов, фотографий и воспоминаний под названием "Тринадцатый экипаж", в котором собраны материалы встреч с 1965 года.

Сборник "Тринадцатый экипаж", презентация которого состоялась в Северодвинском техническом колледже 2 ноября 2000 года, стал доказательством того, что не забыта наша альма-матер, и сохранена благодарная память о дорогих преподавателях техникума, которые были цветом городской интеллигенции в то время.

А жизнь продолжается. И порукой тому очередная встреча, посвященная на этот раз золотому юбилею выпуска 1955 года Молотовского судостроительного техникума - нашего "Тринадцатого экипажа".

P.S. Оргкомитет "Встречи" благодарит начальников цехов: 5, 42, 9, 50, 55 и 40 А.В. Лешенко, В.Г. Беспалова, И.Д. Шимчука, Е.И. Ордина, Е.А. Сучка, А.В. Алсуфьева, начальника ПКБ Б.И. Суетина, начальника НТУ А.Е. Попова, начальника НИТИЦ Н.А. Гусельникова, начальника 10-го отдела В.И. Домрачева, начальника ОАСУП В.Ю. Кунгурова за помощь в организации встречи выпускников-ветеранов труда.



Корабел:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->