|
Корабел
21 августа 2007 (61)
Евгений ДОБРОДЕЕВ
Корабельный инженер
Пятого директора уважали. Уважали за знания, высокие организаторские
способности, доступность. В какой бы кабинет он ни входил, все вставали,
приветствуя директора.
Вспоминаю командировку 1975 года в Николаев. Мне посчастливилось встретиться с
Е.П. Егоровым и узнать его с другой, не директорской стороны. Полное отсутствие
величия, собственной значимости за те большие дела, что были достигнуты за время
его руководства предприятием. В течение четырех с половиной часов нашего общения
не было сказано ничего подобного.
Евгений Павлович в тот период преподавал в Николаевском кораблестроительном
институте. Профессор кафедры "Технология судостроения" обнаруживал отличную
осведомленность о последних достижениях в области металлургии судостроительных
сталей, об использовании вычислительной техники в разработке чертежей и плановой
подготовке производства.
Я поинтересовался, откуда доктор технических наук
(диссертацию Евгений Павлович защитил, работая директором) постоянно подновляет
знания. Услышал: "Вы, молодые, ждете, когда вам переведут научные труды, на что
уходят годы, я же готовлюсь, читая первоисточник на английском". Знание
английского языка наш собеседник (в командировке мы были с заместителем
начальника ПДО В.М. Вершининым), как выяснилось, почерпнул в 1944-45 годах в
США, занимаясь там приемкой и передачей кораблей для ВМФ.
Вспомнили исторический визит на предприятие правительственной делегации во главе
с Л.И. Брежневым. Директор завода просил тогда министра Б.Е. Бутому, чтобы тот
уговорил Леонида Ильича приехать к котловану. "Но когда вышли из цеха 50, -
вспоминает Евгений Павлович, - я сам попросил Л.И. Брежнева об этом. Показав
начатую новостройку, изложил руководителю страны встретившиеся проблемы. Отметил,
в частности, что стоимость строительства "съедает" все
фонды по капитальному строительству отрасли. Тогда гость спросил, сколько
примерно стоит строительство нового стапеля, я назвал цифру и получил
удовлетворительный ответ. Самое интересное то, что в итоге в названную сумму
почти уложились: погрешность составила около пяти процентов".
Евгений Павлович называл себя корабельным инженером. И это действительно так:
ибо он знал не только конструкцию корабля, технологию его постройки, но и
организацию производства, проектирование судостроительных верфей, экономику и
систему управления предприятием. Кстати, организацией новой системы управления
постройкой АПЛ на базе сетевых графиков Е.П. Егоров лично занимался еще с 1964
года. Получившая название "Голубой залив", система действовала на всех заказах
судостроения до 1990 года.
С легкой руки Е.П. Егорова я проработал руководителем вычислительного центра, а
затем отдела автоматизированных систем управления предприятием тридцать восемь
лет. От него же получил и первый урок. Когда закончилось строительство третьего
этажа западного крыла заводоуправления, я подготовил проект приказа о переносе
оборудования с первого этажа на третий. Приказ и схему размещения техники
директор подписал. За субботу и воскресенье все машины были подняты и подключены
к сети. С понедельника специалисты ВЦ пришли уже на новые рабочие места.
А через
два дня раздался телефонный звонок: "Слушай, - сказал Евгений Павлович, -
оказывается, я, как у вас говорят, не в той колонке пробил дырку. Раньше
утвердил схему, в которой два помещения должны отойти ОГТ". Я ответил, что все
по технологии документооборота. На
территории, где размещается вычислительная техника, не должно быть помещений
ОГТ. Евгений Павлович тогда возразил: "Да ты не горячись. Я поручу Ивану
Михайловичу Савченко разобраться, а тебе дам совет. Директор может помочь один,
максимум два раза, ты же должен научиться работать "по горизонтали".
Этим советом Евгения Павловича я и руководствовался в дальнейшей работе. Больше
помощи от директора по внутренним вопросам взаимоотношений с начальниками
отделов уже не требовалось. В отличие от многих руководителей, с которыми мне
довелось работать, Егоров не только видел ближайшую цель, но и способы ее
достижения. Рождающиеся в головах специалистов идеи подхватывал на лету,
используя их в решении первостепенных задач. Это подготовка кадров, техническое
оснащение производства и его техперевооружение, организация выполнения задач,
поставленных Минсудпромом.
Запомнилось торжественное собрание первого набора студентов вечернего отделения
филиала Ленинградского кораблестроительного института, будущего Севмашвтуза.
Профессор В.Ф. Титов скаламбурил тогда: "Только гений двух Евгениев (Евгений
Васильевич Товстых, ректор ЛКИ, и Евгений Павлович Егоров, директор Севмаш-
предприятия) смог создать факультет ЛКИ в Северодвинске". Это было очень
прогрессивное решение. За свою историю Севмашвтуз закончили тысячи специалистов.
Это они возглавили технологические, конструкторские, экономические и другие
службы завода, укрепив авторитет флагмана судостроительной отрасли.
| |