|
Корабел
9 декабря 2008 (95)
Надежда МОРОЗОВА.
Чистая вода "Викрамадитьи"
Опубликовано на сайте 12 сентября 2011 г.
Как они работали, моряки наши, уму непостижимо! Это грандиозное для Севмаша,
и не только для него, событие - вывод авианосца из наливного бассейна -
произошло 4 декабря.
С утра вся армада флотилии Севмаша находилась в боевой готовности. Экипажи
судов, больших и малых, знали до мельчайших подробностей, что и когда им
делать. "Главнокомандующий", начальник водно-транспортного цеха 22 Александр
Шатровский, уже ведет переговоры по рации, с каждым капитаном выверяется
расстояние для маневров. Мы, журналисты "Корабела", наблюдаем за ходом
операции с борта буксира "Слесаревич", задача которого подойти с севера и
ждать авианосец на выходе из полушлюза, чтобы затем с носовой части
"Викрамадитьи" параллельно с буксиром "Харитонов" сдерживать ход гигантского
корабля. Движение авианосца, поначалу совсем незаметное со стороны, началось
в 9.35 с команды Шатровского капитану буксира "Егоров": "Самый малый вперед".
Вся "соль" этих минут и часов в том, чтобы точнехонько провести махину-
авианосец через узкую прорезь - полушлюз. Поистине, ювелирная работа. "Это
как блоху подковать", - восхищенно повторял мой коллега, глядя на хорошо
просматриваемый с борта "Слесаревича" зазор между стенкой полушлюза и бортом
"Викрамадитьи" (минимальный был около 700 мм с каждой стороны). Но дело
мастера боится: медленно, но верно корабль продолжает движение. Напрашивается
сравнение: Гулливер в окружении лилипутов-судов. Координируемые Александром
Шатровским и его заместителем Евгением Веселковым, "Амурец", "Циклон",
"Аншуков", помощники со "Звездочки": "Малахит" и "Витязь", а также портовые
суда мгновенно и точно выполняют команды.
"Малый вперед", "Травим два метра", "Корму на север полметра", "Наблюдай за
натяжением" ... Связь по рации беспрерывная. И вот уже на выходе из прорези
полностью показался нос корабля, тут же с обеих сторон в него "уткнулись"
буксиры. Шатровский напоминает: "С водой идем, она убывает - не забывайте".
Около 11.00 вошла в полушлюз корма. "Спасибо за работу, можете идти к себе",
- отпускаются портовые суда. Авианосец прижат к палам. Можно на какой-то миг
передохнуть: встречающий нас на "Циклоне" Евгений Веселков, не спеша
закуривая, устало-удовлетворенно произносит: "Отлично прошло. Ни одного
касания". Что и требовалось доказать. В 15.00 осуществлена швартовка к
третьей набережной.
- Мы ждали шесть дней подходящего прогноза, ветер не позволял приступить к
работе, - говорит заместитель генерального директора Севмаша Сергей
Новоселов, отвечающий за переоборудование для ВМС Индии авианосца. - Но вот
при южном ветре десять метров в секунду водники цеха 22 с задачей справились
на "отлично". Не бьшо касаний ни правым, ни левым бортами.
По словам Сергея Новоселова, теперь появилась возможность грузить на
авианосец крупногабаритное оборудование, например, котлы в машинное
отделение. Удобнее работать личному составу. Раньше ведь поднимались на борт
с нулевой отметки -с подошвы бассейна, пока поднимешься на трап пятой
палубы... Теплее будет в помещениях, потому что смонтирована вся донно-
бортовая арматура, заварены в корпусе технологические вырезы. В начале года
корабелы начнут грузить аэрофинишеры, -большая работа для цеха 55. Два из них
уже испытаны, третий отправлен для испытаний на Украину. Корабль спущен на
воду, наступил новый этап строительства.
| |