Пресса Архангельской области
   
Птица счастья
Птица счастья



Корабельная сторона
30 марта 2005 (12)
Олег ХИМАНЫЧ

Мерная миля военпреда Петрова

Когда его ставили перед выбором, он его делал, не боясь трудностей [an error occurred while processing this directive]

И ВПОСЛЕДСТВИИ о высокой квалификации и компетентности Владимира Михайловича мне приходилось слышать от многих. Виктор Николаевич Хвалынский, например, по этому поводу заметил: Петров корабельных штурманов "ложил на лопатки". Еще бы: он эти приборы самолично разбирал-собирал десятки раз. В приемку он пришел из гидрографии, а там, в экспедиции, в море, случись поломка, надеяться не на кого - неисправности сами устраняли. Светлая голова и золотые руки! [an error occurred while processing this directive]

Первые учителя [an error occurred while processing this directive]

Деталь: гидрографы изначально не причислялись к высшей военно-морской касте. Еще в царском флоте их корпус формировали главным образом из разночинцев, не дворян, хотя бывали исключения. По моему же убеждению, эта вспомогательная роль, отводимая гидрографам в прошлом и ныне, является пережитком чисто сословного свойства, ведь если говорить о морской практике, то именно гидрографы многим и всегда давали фору. [an error occurred while processing this directive]

И о своих наставниках в военном училище Владимир Михайлович тоже помнит с добром: уникальные люди, истинной морской закваски, иные из них застали еще "старорежимный" флот, но сумели впитать из его прошлого лучший опыт. Специалисты с такой школой умели готовить молодые кадры. Имя одного только инженер-контр- адмирала Владимира Владимировича Каврайского чего стоит! К слову, штурманскую практику курсанты поколения Петрова проходили на бывшем учебном судне царского флота "Океан" ("Комсомолец"), одном из лучших в мире. [an error occurred while processing this directive]

Первый раз в Соломбале он оказался в мае 1955-го. Курсантов отряжали в распоряжение экспедиции, работавшей на севере Новой Земли. Отдельные районы здесь были слабо картографированы. Поразительно, но уже после Отечественной морякам приходилось пользоваться картами архипелага, составленными по данным Г.Я. Седова, то есть 1912 года. Неувязки были серьезными, и потому случались казусы: судно стоит на якоре в трех милях от берега, а по карте, считай, уже на берегу. Курсанты, таким образом, сочетали свою практику с крайне полезным занятием. Главная задача - развернуть так называемую геодезическую сеть, чтобы затем точно нанести на бумагу (карту) береговую черту. [an error occurred while processing this directive]

Работать довелось в районе Панкратьевых островов, и острова Берха в частности. Места эти считались не то что необжитыми, нехожеными. Группы делились на промерные, геодезические, рекогносцировочные, астронавигационные... Но легко нигде не было - работа была связана с многокилометровыми переходами, и шагали не налегке, а с приборами, в полном снаряжении. Кстати, в него обязательно входило оружие - пистолет или винтовка, еще лучше карабин: никем не пуганные белые медведи страха не ведали. Ручьи и небольшие речки, бегущие с ледников, форсировали по пояс в воде; сапоги и штаны - долой, сушить их было некогда и негде... [an error occurred while processing this directive]

Так суровая природа архипелага испытывала будущих офицеров. Осмелюсь предположить, на этом своеобразном экзамене курсанту Петрову было проще, нежели многим его однокашникам: ему помогла та закалка, что получил он подростком, а еще и навыки хождения на шлюпках, крепко усвоенные в училище. [an error occurred while processing this directive]

Теодолитный пост [an error occurred while processing this directive]

В военной гидрографии, что и по сей день квартирует в Соломбале, Петров в общей сложности прослужил семь лет. Первая специальность и должность - координатор радионавигационной системы, офицер группы зондовых приемников. [an error occurred while processing this directive]

Северодвинск тогда строил серию подлодок 629-го проекта. К тому же мерную милю проходили и другие корабли - горьковской и ленинградской постройки, и с мая по ноябрь без работы гидрографы не сидели. [an error occurred while processing this directive]

Группу лейтенанта Петрова доставил мотобот. Дальше все, как при высадке на необжитой берег: через прибойную полосу добирались сами, на себе же перетаскали и снаряжение... Палатка, спальные мешки, оружие, рация, теодолит, лампа керосиновая, топор, пила, большой лагун, посуда помельче и харч на месяц... Эдакий минимум для робинзонады. [an error occurred while processing this directive]

Конечно, все это бытовые детали службы лейтенанта Петрова, но как без них, если это неотъемлемые детали своеобычной профессии гидрографа?! [an error occurred while processing this directive]

Замеры на лопшеньгской миле велись не только с берега, но и с корабля сопровождения, коим являлся, по обыкновению, "большой охотник". Зимой дотошный Петров изучил и освоил технологию замеров с корабля и сдал "экзамен на класс", причем удостоился первого. [an error occurred while processing this directive]

Но прикладная практика гидрографа Петрова "береговым сидением" на теодолитном посту не ограничилась. В 1958-м он участвовал в экспедиции по составлению карты Белого моря. Точнее, требовался ее 50-тысячный масштаб, а его в ту пору не было. Судно ходило галсами, приборы снимали координаты, глубину, грунт. Однообразная, даже утомительная работа, но чрезвычайно необходимая. [an error occurred while processing this directive]

"Это не работа была, а каторга, - засмеялся Владимир Михайлович, вспоминая тот период. - Только радиопеленгаторов настраивал по 10 штук в неделю. С одного корабля скакал на другой. Хорошо еще, что в помощь придали сопровождающий катер типа "Ярославец", снаряженный радиопередатчиком..." [an error occurred while processing this directive]

А потом он оказался в военном представительстве при Севмаше. Заводчане, работавшие на испытаниях лодок с молодым военпредом Петровым, убедившись в его высочайшей квалификации, просто ахали: да как же такого специалиста гидрографы упустили?! А "упустили" его, к слову, не сразу и, можно сказать, по стечению обстоятельств. Когда же спохватились, было поздно - старший лейтенант Владимир Петров по приказу главкома С.Г. Горшкова убыл к новому месту службы. [an error occurred while processing this directive]

На лопшеньгскую мерную милю Владимир Михайлович возвращался много раз. Правда, уже на заводских "заказах". Был случай, когда пришли и вдруг выяснилось, что огонь на створах не горит. На мостике, конечно, возмущение и ругань: задача, выходит, сорвана! Но военпред Петров, как никто из офицеров, находившихся на лодке, знал эти самые створы (сколько раз лазил на них!), знал и то, что должны бы сохраниться там оптические отражатели. Врубили мощный лодочный прожектор, и в ответ ему на берегу мигнули все четыре фонаря. Значит, работать можно! [an error occurred while processing this directive]