|
Трудовая Коряжма
15 января 2002 (04)
Раиса СПИРИХИНА.
Что изменится в этом году?
ПОД КОНЕЦ СТАРОГО ГОДА ГОСДУМА ПРИНЯЛА НЕСКОЛЬКО СЕРЬЕЗНЫХ ЗАКОНОВ, КОТОРЫЕ
БУДУТ ВЛИЯТЬ НА МНОГИЕ СТОРОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Новый КЗоТ
Новый Трудовой кодекс давался нелегко: рассматривать его начали два года назад.
Поначалу проектов было аж семь, к лету этого года осталось только два:
правительственный (его в конце концов поддержала ФНПР) и от независимых
профсоюзов. Депутаты проголосовали за правительственный.
Известно, что:
Новый КЗоТ повышает месячную минимальную зарплату до прожиточного минимума;
вводит институт трудовых судов; штрафы за задержку зарплаты и новый выходной -
23 февраля. Штрафы за задержку зарплаты - 1 /300 ставки рефинансирования ЦБ
России от суммы задержанной зарплаты за каждый день задержки. Правда, новый
Трудовой кодекс еще должен пройти через Совет Федерации. Известно также, что
такая норма, как соответствие минимальной средней зарплаты прожиточному
минимуму, будет вводиться не сегодня.
Не самые веселые новости - для профсоюзов. По новому закону, теперь бастовать,
например, могут только те профсоюзы, в которые входит не менее 50% всего
численного состава предприятия. Они же получат право на заключение новых
трудовых договоров. Это говорит о том, что в профсоюзном движении наступят
перемены:
если крупнейшему профобъединению - ФНПР условия более-менее подходят, то для
независимых профсоюзов они означают крах. Правда, по некоторым сведениям, и
монолитная в прошлом ФНПР сегодня сильно поредела (по данным самой федерации, в
нее входит 28 млн. человек, а по данным ВЦИОМ - около 7 млн.).
Земельный вопрос
Еще дольше - целых восемь лет Госдума не могла принять Земельный кодекс
(насмерть стояли коммунисты, не соглашаясь на свободный оборот земель).
В конце концов этот вопрос решили отложить и приняли кодекс без него. На данный
момент оборот земли регулируется указами президента и нормативными актами
правительства. По существу, сегодня в обороте находится 70% земель, но поскольку
нет регулирующего закона, ее использование контролируется слабо. Видимо, уже в
начале этого года депутаты вернутся к "земельному вопросу": уже готовы шесть
законопроектов от думских фракций и групп, еще один готовит правительство. По
этому поводу даже состоялись думские слушанья. Мнения о том, как должен
регулироваться оборот сельскохозяйственных земель, разделились. А это значит,
что впереди жаркие споры.
И последняя предновогодняя новость: повышаются ставки налога за землю. Причем
если для фермерских хозяйств увеличение незначительное, то для владельцев дачных
участков новая цена земли может оказаться не по зубам...
Бюджетные страдания
Похоже, окончательно рухнули надежды руководителей регионов на то, что
центральная власть как-то поможет урегулировать разрыв в доходах бюджетников,
связанный с объявленным правительством повышением зарплат.
Дело в том, что новые тарифы уменьшают заработок некоторых категорий работников
(прежде они получали надбавки из местных
бюджетов). Как сообщает "Коммерсант", "сейчас регионы обращаются к федеральному
правительству с просьбой обеспечить выплаты и по тем надбавкам к основному
окладу бюджетников, которые были приняты на региональном уровне". Вице-премьер
Алексей Кудрин быстро расставил точки над: "Мы не собираемся и не будем этого
делать. Мы считаем, что регионы должны провести инвентаризацию надтарифной части
зарплат, чтобы на 100% обеспечить повышение выплат по основному окладу, принятое
на федеральном уровне".
Налоговая реформа
На последнем в 2001 году заседании Совет Федерации одобрил законопроект,
изменяющий порядок взимания единого социального налога.
Изменения понадобились в связи с тем, что с 1.01.2002 года в России вводится
накопительная пенсионная система. То есть предстояло решить, как собирать деньги
в этот самый накопительный "блок".
В одобренном сенаторами законопроекте предлагается следующая схема. Единый
социальный налог (ЕСН) будет уменьшаться на сумму страховых взносов, уплаченных
в Пенсионный фонд (половина пенсионной части единого социального налога, то есть
14%). За счет них и будут финансироваться страховая и накопительная части пенсий
- то есть используется система налогового вычета. Социальная налоговая нагрузка
на фонд оплаты труда при этом должна оставаться прежней - 35, 6% (максимальная
ставка ЕСН). Но оказалось, не все так просто. Одобрив поправку, которая призвана
контролировать поступления в ПФ, депутаты и сенаторы устроили работодателям
ловушку. Теперь, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшен ЕСН (тот самый
налоговый вычет), окажется больше суммы страхового взноса, уплаченного на
обязательное пенсионное страхование, то с 15 числа месяца, следующего за тем, за
который уплачивается налог, налогоплательщик будет считаться нарушителем. Одним
словом, разбираться в этой казуистике придется бухгалтерам и руководителям
предприятий. Суть в том, что они окажутся между двух огней: или увеличить
нагрузку на фонд заработной платы на 14%, или нарушить закон. Фактически же
предприятия будут вынуждены переплачивать с условием, что вернут "лишнее" в
конце налогового периода - то есть в конце года. Да и то под вопросом. А "до тех
пор государство будет бесплатно кредитоваться у налогоплательщиков, -пишет
газета "Коммерсант". - А о том, с каким трудом государство расстается с уже
полученными деньгами, лучше других знают экспортеры, пытающиеся по суду вернуть
себе НДС".
Подготовила Раиса СПИРИХИНА.
| |