|
Трудовая Коряжма
17 октября 2002 (116)
Раиса СПИРИХИНА.
"Чтобы хорошо работать, льготы чиновнику не обязательны, - считают депутаты. В мэрии с этим не согласны"
По инициативе депутатов на обсуждение Городской Думы вынесен вопрос о пересмотре
реестра муниципальных служащих администрации Коряжмы. Для чего? Для того,
говорят депутаты, чтобы сэкономить городскую казну, из которой должна
выплачиваться прибавка к пенсии работникам данной категории.
Суть предложений сводится к тому, что больше половины специалистов отделов мэрии
исключается из реестра муниципальных служащих и переводится в категорию
технических работников. Вопрос готовился к сентябрьской сессии Гордумы и даже
вошел в повестку дня. Однако дебаты по нему не состоялись, хотя был подготовлен
уже и проект решения. Депутатам пришлось согласиться с доводами мэра Валерия
Мальчихина о том, что вопрос требует дополнительного изучения и подготовки.
Тем не менее инициатива депутатов получила широкую огласку и активно
обсуждается, в частности, на страницах газеты "Трудовая Коряж-ма".
На 31 октября назначена очередная сессия Городской Думы, которая будет полностью
посвящена вопросу "реформирования" структуры управления МО "Город Коряжма".
Свою точку зрения на проблему высказывает руководитель аппарата мэра Любовь
БЕЛЫХ.
-Подобные инициативы заранее ставят в невыгодное положение работников
"казенного" аппарата и. наоборот, прибавляют дивиден-дов народным избранникам.
Кто же станет возражать против того, чтобы сэ-кономить на чиновниках, ведь их.
по мнению обывателей, море тьмушее. и зарплаты они получают большие, да еше и
льготами пользуются...
-Не будем пускаться в пространные рассуждения о необходимости государства иметь
хорошо отлаженную управленческую структуру, о том, что в органах власти должны
работать высокопрофессиональные специалисты, что их труд должен стимулироваться
достойной оплатой (в частности и для того, чтобы избежать коррупции), что
продуманная структура управления -одно из условий нормальной работы и т.д и т.п.
Уверена, что все это известно депутатам, которые по своему статусу обязаны
продумывать и взвешивать любые инициативы и аргументировать свои предложения. В
данном случае (и это показала прошедшая сессия) благие намерения явно не
подкреплены такой работой. Более того, в комментариях прессе допущены
неточности, которые вводят в заблуждение горожан, а это, согласитесь,
недопустимо в столь серьезном вопросе.
-Что вы имеете в виду?
-К примеру, в публикации "ТК" утверждалось, что доплата к пенсии одного
высокооплачиваемого муниципального служащего достигает 15 тыс. руб. в месяц. Но
в данном случае речь идет не о доплате, а о месячной зарплате (с учетом
индексации) одного из бывших заместителей мэра, что, согласитесь, не одно и то
же. Доплаты в 15 тысяч не может быть даже у самого высокооплачиваемого чиновника
- мэра города... Хотелось бы уточнить также информацию о том, что "МО был
предъявлен исполнительный лист к погашению долга по невыплаченным доплатам,
накопленного за три года, на сумму 250 тыс. руб.". Здесь неверны юридические
формулировки. Да, был подан иск, но окончательно дело еще не рассмотрено в суде.
Причем администрация с этим иском не согласилась, и в ходе разбирательств сумма
предъявляемых претензий снижена в разы. Но, главное, следует учитывать разницу
понятий: исполнительный лист - это когда есть решение суда, вступившее в силу, и
по нему возбуждено исполнительное производство. Вот тогда "ответчику" вручается
исполнительный лист. Но пока такого документа нет, дело еще находится в
производстве, решение не принято и исполнительного листа как такового нет. Это
две существенные разницы.
-А в чем вообще суть проблемы?
-По закону "О муниципальной службе в Архангельской области" (который
основывается на соответствующих федеральных законах) муниципальным служащим
гарантируется в качестве льготы за их долголетнюю службу доплата к
государственной пенсии. Она может составлять, в зависимости от стажа, от 50 до
60% их месячного денежного содержания. (Особо подчеркну, что данная доплата
устанавливается только при увольнении со службы в связи с выходом на пенсию).
Так вот, поскольку общая сумма, как считают депутаты, очень значительная, нужно
уменьшить количество муниципальных служащих. Тогда меньше денег будет уходить на
доплаты.
Но почему-то не учитывается депутатами, что не все работающие в администрации
города смогут приобрести необходимый стаж службы - 12,5 лет (мужчины) и 10 лет
(женщины). Почему? Да потому, что, во-первых, требования к муниципальным
служащим сегодня значительно ужесточились, и не каждый сможет выработать этот
стаж. Во-вторых, глава муниципального образования - выборная должность и каждые
четыре года может меняться. То есть приходит новый руководитель - и нет
гарантии, что коллектив останется в прежнем составе.
-А доплаты из какого бюджета идут?
-Из местного бюджета.
-Это уже "железно", по-другому быть не может?
-В областном законе о муниципальной службе записано, что эти доплаты
устанавливаются за счет средств местного бюджета. Но прежде чем эта норма
вступит в действие, Городская Дума должна утвердить так называемый порядок
установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсиям, от чего депутаты
принципиально отказываются. В результате и появляются иски бывших сотрудников,
которые суд, следуя нормам закона, удовлетворяет. Понятно, что основной мотив
депутатов, следящих за тем, как расходуются деньги из городской казны, - найти
возможность сэкономить средства, в том числе и на муниципальных служащих.
Имеется в виду, что если это "государевы люди", то пусть государство им и
оплачивает льготы или возмещает "потери" местного бюджета на эти цели.
Возможно, в процессе реформирования государственной властной структуры, внесения
изменений в действующее законодательство эта норма и появится. 9 октября в
областном суде рассматривался протест прокурора на статью 18 закона "О
муниципальной службе" - в части того, что доплаты к пенсиям муниципальных
служащих выплачиваются из муниципальных бюджетов. Как нам стало известно,
протест удовлетворен: суд признал противоречащим законодательству положение
областного закона, устанавливающее, что доплаты к государственным пенсиям
муниципальным служащим производятся за счет средств местного бюджета. Но следует
учесть, что решение суда пока не вступило в силу.
-То есть последствия пока неизвестны, но идея понятна: перевести доплаты на
финансирование из областного или федерального бюджета?..
-Идея такова. Единый реестр муниципальных должностей, как и законы о
муниципальной службе, принимает субъект Федерации. И если субъект Федерации
утверждает какие-то льготы и гарантии, связанные с дополнительным
финансированием из местного бюджета, то эти затраты должны компенсироваться. Или
- должен быть определен другой источник финансирования. На сегодня пока этого не
сделано. Между тем по области доплаты к пенсиям установлены в большинстве МО, за
исключением нескольких районов.
-Депутаты считают, что в администрации излишек муниципальных служащих. Что
имеется в виду: вообще сократить число работников или что-то другое?
-Депутаты считают, что надо сократить число муниципальных служащих, на которых
распространяется положение о льготах. Каким образом? - Пересмотреть реестр
муниципальных должностей, принятый в новой редакции в сентябре 2000 года в
соответствии с областным законом "О едином реестре..." В нем четко определены
наименования должностей, в соответствии с которыми формируются структура и штаты
органов местного самоуправления. И наш реестр не выходит за рамки областного
закона. Более того, половина структурных подразделений администрации города
состоит из одного работника (зав. отделом), а такие отделы, как соцзащиты
населения и образования, по численности составляют 50% от норматива. И мы на
протяжении ряда лет не расширяем их.
-И все-таки депутаты настаивают почти наполовину уменьшить количество
"льготников по службе"...
-Настаивать можно на чем угодно. Но давайте разберемся: что такое реестр? Это
перечень должностей, причем он разделен на несколько квалификационных уровней.
Это ведущие должности, это главные должности, это высшие должности, это и
младшие должности. И, соответственно, к каждой категории служащих - разный
подход и по уровню образования, и по уровню подготовки, практического опыта.
Понятно, что и оплачивается их труд по-разному.
-Вы хотите сказать, что в соответствии с этим реестром вы можете определенным
образом подбирать людей на те или иные должности?
-Да, штатное расписание формируется осмысленно, люди подбираются в соответствии
с образованием, опытом, деловыми качествами. Одно дело - специалист без
категории, другое - ведущий специалист...
-Но они оба будут относиться к муниципальным служащим?
-Да, в реестре наименования этих должностей прописаны, это ведь не технические
специалисты...
-Короче говоря, депутаты решили серьезно "почистить" этот список: они предлагают
лишить статуса м/с не только младших и старших специалистов, но и руководителей
некоторых от-делов. А каковы аргументы?
-По мнению депутатов, статус муниципального служащего могут иметь только
должностные лица, которые управляют, принимают решения, контролируют их
исполнение. Но я считаю, эта позиция не верна, подобная трактовка понятия
"муниципальный служащий" не соответствует законодательству, в том числе -
областному закону "О муниципальной службе..."
-Да. судя по ответам на запросы по этой проблеме из областного Собрания
депутатов и администрации области, это так. Более того, вносить изменения в
существующие законы может только областное Собрание, у местных депутатов такого
права как бы и нет. Хотя с инициативами они, разумеется, могут выходить на все
уровни власти. Но давайте поговорим по существу: может, в этом есть какой-то
смысл? Ведь особые льготы "государеву служащему" подразумевают особый его статус
и особый, очень напряженный труд, наивысшую отдачу и ответствен-ность. Могут ли
все работающие под крышей мэрии претендовать на это? Нагрузка-то далеко не
одинакова у руководителя и. на-пример. обычного клерка в отделе?
-Нагрузка неодинакова, но для того и существует своеобразный "табель о рангах" -
несколько уровней должностей в реестре, о которых мы говорили выше. К тому же
есть соответствующие законы, которые прописывают такие понятия, как
муниципальная служба, муниципальный служащий и так далее. Не будем забывать, что
муниципальная служба - это профессиональная деятельность, со всеми вытекающими
из этого последствиями. И сегодня в России идет процесс реформирования
государственной службы (в том числе и муниципальной) с тем, чтобы сделать ее
высокопрофессиональной и ответственной. Это управленческая структура, которая
подчиняется определенным законам и которая не может существовать без хорошо
подготовленных специалистов. Но для того, чтобы все "работало как часы", нужны и
определенные гарантии работникам - иначе механизм разладится. Конечно, все это
приходит со временем, но зачем сегодня ухудшать ситуацию?
-Хорошо, а каков ваш прогноз на случай, если депутаты своего добьются и часть
специалистов перестанет считаться муниципальными служащими?
-Мой прогноз неутешителен. Давайте возьмем хотя бы такую "популярную" в народе
службу, как социальная. На сегодня особых жалоб граждан на работу этого отдела
нет - это объективно. Есть такой участок работы, как предоставление жилищных
субсидий гражданам. Сейчас человек приходит к специалистам (они у нас идут как
специалисты второй категории), которые принимают документы, тут же делают
необходимые расчеты, определяют, подходит ли заявитель под определенный статус,
ну и так далее. И сразу же выдают свидетельство. То есть этот специалист несет
ответственность за "объективность" документов, которые он принял, за
правильность сделанного расчета и обоснованность выдачи свидетельства.
Но и это не все. Свидетельство выдается на шесть месяцев, и он должен следить,
не изменились ли у человека семейные обстоятельства, материальное положение.
Если изменились, а гражданин по какой-то причине не сообщил об этом, - все равно
по закону он должен быть снят с субсидии. Я хочу сказать, что объем работы и
ответственность в данном случае - очень велика.
Допустим, выводим мы этих специалистов из разряда м/с и переводим их в разряд
технических исполнителей. Но что такое технический исполнитель? Это прежде всего
- отсутствие права принимать решение самостоятельно. То есть если сегодня все
идут к специалистам за свидетельствами напрямую, то завтра людям придется
сначала высидеть очередь в кабинет заведующей отделом, которая физически не
справится с таким потоком. Предполагается оставить в реестре ведущих
специалистов (их в отделе два), но и это не спасет ситуацию. Сегодня, когда люди
идут за субсидиями, прием ведется "до упора", пока не иссякнет очередь в
коридоре. Если этим будут заниматься технические работники, кто их может
заставить перерабатывать? У них - достаточно малый уровень ответственности (в
соответствии со своим статусом, зарплатой и т.д.) и полное право отрабатывать
только положенные по закону часы.
-Потерь, вы считаете, будет больше, чем экономии?
-Нетрудно догадаться, что получится на практике: технический работник сделает
расчеты, потом их должна будет проверить завотделом (на это потребуется время) и
вынести решение. То есть за свидетельством человеку придется прийти, как
минимум, дважды. А если, например, не успели его документы рассмотреть до 15
числа - он уже не попадает в число льготников.
-Вы хотите сказать, что начнутся жалобы и прочие неприятности...
-Да, начнется хаос, который в принципе никому не нужен. Чтобы выправить
ситуацию, завотделом начнет писать ходатайства мэру, чтобы ввели дополнительную
должность ведущего специалиста. А это - соответствующая зарплата, то есть те же
затраты на дополнительные кадры. И в результате никакой экономии мы не получим,
даже наоборот...
-В данном случае "реформа", которую предлагают депутаты, коснется "больших"
отделов?
-Да, почему я и привела этот пример, что он наглядно показывает, к чему может
привести подобная "экономия". Такое разделение на "черных и белых" ни к чему
хорошему не приведет. Напротив, это дестабилизирует работу администрации города.
-Если Городская Дума все-таки настоит на своем, каковы будут ваши действия? Кто
может поставить точку в споре?
-Суд. Мы считаем, что подобное решение будет противоречить действующему
законодательству, и будем отстаивать свою точку зрения.
Беседовала
Раиса СПИРИХИНА.
| |