Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
17 октября 2002 (116)
Раиса СПИРИХИНА.

"Чтобы хорошо работать, льготы чиновнику не обязательны, - считают депутаты. В мэрии с этим не согласны"

По инициативе депутатов на обсуждение Городской Думы вынесен вопрос о пересмотре реестра муниципальных служащих администрации Коряжмы. Для чего? Для того, говорят депутаты, чтобы сэкономить городскую казну, из которой должна выплачиваться прибавка к пенсии работникам данной категории.

Суть предложений сводится к тому, что больше половины специалистов отделов мэрии исключается из реестра муниципальных служащих и переводится в категорию технических работников. Вопрос готовился к сентябрьской сессии Гордумы и даже вошел в повестку дня. Однако дебаты по нему не состоялись, хотя был подготовлен уже и проект решения. Депутатам пришлось согласиться с доводами мэра Валерия Мальчихина о том, что вопрос требует дополнительного изучения и подготовки.

Тем не менее инициатива депутатов получила широкую огласку и активно обсуждается, в частности, на страницах газеты "Трудовая Коряж-ма".

На 31 октября назначена очередная сессия Городской Думы, которая будет полностью посвящена вопросу "реформирования" структуры управления МО "Город Коряжма".

Свою точку зрения на проблему высказывает руководитель аппарата мэра Любовь БЕЛЫХ.

-Подобные инициативы заранее ставят в невыгодное положение работников "казенного" аппарата и. наоборот, прибавляют дивиден-дов народным избранникам. Кто же станет возражать против того, чтобы сэ-кономить на чиновниках, ведь их. по мнению обывателей, море тьмушее. и зарплаты они получают большие, да еше и льготами пользуются...

-Не будем пускаться в пространные рассуждения о необходимости государства иметь хорошо отлаженную управленческую структуру, о том, что в органах власти должны работать высокопрофессиональные специалисты, что их труд должен стимулироваться достойной оплатой (в частности и для того, чтобы избежать коррупции), что продуманная структура управления -одно из условий нормальной работы и т.д и т.п. Уверена, что все это известно депутатам, которые по своему статусу обязаны продумывать и взвешивать любые инициативы и аргументировать свои предложения. В данном случае (и это показала прошедшая сессия) благие намерения явно не подкреплены такой работой. Более того, в комментариях прессе допущены неточности, которые вводят в заблуждение горожан, а это, согласитесь, недопустимо в столь серьезном вопросе.

-Что вы имеете в виду?

-К примеру, в публикации "ТК" утверждалось, что доплата к пенсии одного высокооплачиваемого муниципального служащего достигает 15 тыс. руб. в месяц. Но в данном случае речь идет не о доплате, а о месячной зарплате (с учетом индексации) одного из бывших заместителей мэра, что, согласитесь, не одно и то же. Доплаты в 15 тысяч не может быть даже у самого высокооплачиваемого чиновника - мэра города... Хотелось бы уточнить также информацию о том, что "МО был предъявлен исполнительный лист к погашению долга по невыплаченным доплатам, накопленного за три года, на сумму 250 тыс. руб.". Здесь неверны юридические формулировки. Да, был подан иск, но окончательно дело еще не рассмотрено в суде. Причем администрация с этим иском не согласилась, и в ходе разбирательств сумма предъявляемых претензий снижена в разы. Но, главное, следует учитывать разницу понятий: исполнительный лист - это когда есть решение суда, вступившее в силу, и по нему возбуждено исполнительное производство. Вот тогда "ответчику" вручается исполнительный лист. Но пока такого документа нет, дело еще находится в производстве, решение не принято и исполнительного листа как такового нет. Это две существенные разницы.

-А в чем вообще суть проблемы?

-По закону "О муниципальной службе в Архангельской области" (который основывается на соответствующих федеральных законах) муниципальным служащим гарантируется в качестве льготы за их долголетнюю службу доплата к государственной пенсии. Она может составлять, в зависимости от стажа, от 50 до 60% их месячного денежного содержания. (Особо подчеркну, что данная доплата устанавливается только при увольнении со службы в связи с выходом на пенсию). Так вот, поскольку общая сумма, как считают депутаты, очень значительная, нужно уменьшить количество муниципальных служащих. Тогда меньше денег будет уходить на доплаты.

Но почему-то не учитывается депутатами, что не все работающие в администрации города смогут приобрести необходимый стаж службы - 12,5 лет (мужчины) и 10 лет (женщины). Почему? Да потому, что, во-первых, требования к муниципальным служащим сегодня значительно ужесточились, и не каждый сможет выработать этот стаж. Во-вторых, глава муниципального образования - выборная должность и каждые четыре года может меняться. То есть приходит новый руководитель - и нет гарантии, что коллектив останется в прежнем составе.

-А доплаты из какого бюджета идут?

-Из местного бюджета.

-Это уже "железно", по-другому быть не может?

-В областном законе о муниципальной службе записано, что эти доплаты устанавливаются за счет средств местного бюджета. Но прежде чем эта норма вступит в действие, Городская Дума должна утвердить так называемый порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсиям, от чего депутаты принципиально отказываются. В результате и появляются иски бывших сотрудников, которые суд, следуя нормам закона, удовлетворяет. Понятно, что основной мотив депутатов, следящих за тем, как расходуются деньги из городской казны, - найти возможность сэкономить средства, в том числе и на муниципальных служащих. Имеется в виду, что если это "государевы люди", то пусть государство им и оплачивает льготы или возмещает "потери" местного бюджета на эти цели.

Возможно, в процессе реформирования государственной властной структуры, внесения изменений в действующее законодательство эта норма и появится. 9 октября в областном суде рассматривался протест прокурора на статью 18 закона "О муниципальной службе" - в части того, что доплаты к пенсиям муниципальных служащих выплачиваются из муниципальных бюджетов. Как нам стало известно, протест удовлетворен: суд признал противоречащим законодательству положение областного закона, устанавливающее, что доплаты к государственным пенсиям муниципальным служащим производятся за счет средств местного бюджета. Но следует учесть, что решение суда пока не вступило в силу.

-То есть последствия пока неизвестны, но идея понятна: перевести доплаты на финансирование из областного или федерального бюджета?..

-Идея такова. Единый реестр муниципальных должностей, как и законы о муниципальной службе, принимает субъект Федерации. И если субъект Федерации утверждает какие-то льготы и гарантии, связанные с дополнительным финансированием из местного бюджета, то эти затраты должны компенсироваться. Или - должен быть определен другой источник финансирования. На сегодня пока этого не сделано. Между тем по области доплаты к пенсиям установлены в большинстве МО, за исключением нескольких районов.

-Депутаты считают, что в администрации излишек муниципальных служащих. Что имеется в виду: вообще сократить число работников или что-то другое?

-Депутаты считают, что надо сократить число муниципальных служащих, на которых распространяется положение о льготах. Каким образом? - Пересмотреть реестр муниципальных должностей, принятый в новой редакции в сентябре 2000 года в соответствии с областным законом "О едином реестре..." В нем четко определены наименования должностей, в соответствии с которыми формируются структура и штаты органов местного самоуправления. И наш реестр не выходит за рамки областного закона. Более того, половина структурных подразделений администрации города состоит из одного работника (зав. отделом), а такие отделы, как соцзащиты населения и образования, по численности составляют 50% от норматива. И мы на протяжении ряда лет не расширяем их.

-И все-таки депутаты настаивают почти наполовину уменьшить количество "льготников по службе"...

-Настаивать можно на чем угодно. Но давайте разберемся: что такое реестр? Это перечень должностей, причем он разделен на несколько квалификационных уровней. Это ведущие должности, это главные должности, это высшие должности, это и младшие должности. И, соответственно, к каждой категории служащих - разный подход и по уровню образования, и по уровню подготовки, практического опыта. Понятно, что и оплачивается их труд по-разному.

-Вы хотите сказать, что в соответствии с этим реестром вы можете определенным образом подбирать людей на те или иные должности?

-Да, штатное расписание формируется осмысленно, люди подбираются в соответствии с образованием, опытом, деловыми качествами. Одно дело - специалист без категории, другое - ведущий специалист...

-Но они оба будут относиться к муниципальным служащим?

-Да, в реестре наименования этих должностей прописаны, это ведь не технические специалисты...

-Короче говоря, депутаты решили серьезно "почистить" этот список: они предлагают лишить статуса м/с не только младших и старших специалистов, но и руководителей некоторых от-делов. А каковы аргументы?

-По мнению депутатов, статус муниципального служащего могут иметь только должностные лица, которые управляют, принимают решения, контролируют их исполнение. Но я считаю, эта позиция не верна, подобная трактовка понятия "муниципальный служащий" не соответствует законодательству, в том числе - областному закону "О муниципальной службе..."

-Да. судя по ответам на запросы по этой проблеме из областного Собрания депутатов и администрации области, это так. Более того, вносить изменения в существующие законы может только областное Собрание, у местных депутатов такого права как бы и нет. Хотя с инициативами они, разумеется, могут выходить на все уровни власти. Но давайте поговорим по существу: может, в этом есть какой-то смысл? Ведь особые льготы "государеву служащему" подразумевают особый его статус и особый, очень напряженный труд, наивысшую отдачу и ответствен-ность. Могут ли все работающие под крышей мэрии претендовать на это? Нагрузка-то далеко не одинакова у руководителя и. на-пример. обычного клерка в отделе?

-Нагрузка неодинакова, но для того и существует своеобразный "табель о рангах" - несколько уровней должностей в реестре, о которых мы говорили выше. К тому же есть соответствующие законы, которые прописывают такие понятия, как муниципальная служба, муниципальный служащий и так далее. Не будем забывать, что муниципальная служба - это профессиональная деятельность, со всеми вытекающими из этого последствиями. И сегодня в России идет процесс реформирования государственной службы (в том числе и муниципальной) с тем, чтобы сделать ее высокопрофессиональной и ответственной. Это управленческая структура, которая подчиняется определенным законам и которая не может существовать без хорошо подготовленных специалистов. Но для того, чтобы все "работало как часы", нужны и определенные гарантии работникам - иначе механизм разладится. Конечно, все это приходит со временем, но зачем сегодня ухудшать ситуацию?

-Хорошо, а каков ваш прогноз на случай, если депутаты своего добьются и часть специалистов перестанет считаться муниципальными служащими?

-Мой прогноз неутешителен. Давайте возьмем хотя бы такую "популярную" в народе службу, как социальная. На сегодня особых жалоб граждан на работу этого отдела нет - это объективно. Есть такой участок работы, как предоставление жилищных субсидий гражданам. Сейчас человек приходит к специалистам (они у нас идут как специалисты второй категории), которые принимают документы, тут же делают необходимые расчеты, определяют, подходит ли заявитель под определенный статус, ну и так далее. И сразу же выдают свидетельство. То есть этот специалист несет ответственность за "объективность" документов, которые он принял, за правильность сделанного расчета и обоснованность выдачи свидетельства.

Но и это не все. Свидетельство выдается на шесть месяцев, и он должен следить, не изменились ли у человека семейные обстоятельства, материальное положение. Если изменились, а гражданин по какой-то причине не сообщил об этом, - все равно по закону он должен быть снят с субсидии. Я хочу сказать, что объем работы и ответственность в данном случае - очень велика.

Допустим, выводим мы этих специалистов из разряда м/с и переводим их в разряд технических исполнителей. Но что такое технический исполнитель? Это прежде всего - отсутствие права принимать решение самостоятельно. То есть если сегодня все идут к специалистам за свидетельствами напрямую, то завтра людям придется сначала высидеть очередь в кабинет заведующей отделом, которая физически не справится с таким потоком. Предполагается оставить в реестре ведущих специалистов (их в отделе два), но и это не спасет ситуацию. Сегодня, когда люди идут за субсидиями, прием ведется "до упора", пока не иссякнет очередь в коридоре. Если этим будут заниматься технические работники, кто их может заставить перерабатывать? У них - достаточно малый уровень ответственности (в соответствии со своим статусом, зарплатой и т.д.) и полное право отрабатывать только положенные по закону часы.

-Потерь, вы считаете, будет больше, чем экономии?

-Нетрудно догадаться, что получится на практике: технический работник сделает расчеты, потом их должна будет проверить завотделом (на это потребуется время) и вынести решение. То есть за свидетельством человеку придется прийти, как минимум, дважды. А если, например, не успели его документы рассмотреть до 15 числа - он уже не попадает в число льготников.

-Вы хотите сказать, что начнутся жалобы и прочие неприятности...

-Да, начнется хаос, который в принципе никому не нужен. Чтобы выправить ситуацию, завотделом начнет писать ходатайства мэру, чтобы ввели дополнительную должность ведущего специалиста. А это - соответствующая зарплата, то есть те же затраты на дополнительные кадры. И в результате никакой экономии мы не получим, даже наоборот...

-В данном случае "реформа", которую предлагают депутаты, коснется "больших" отделов?

-Да, почему я и привела этот пример, что он наглядно показывает, к чему может привести подобная "экономия". Такое разделение на "черных и белых" ни к чему хорошему не приведет. Напротив, это дестабилизирует работу администрации города.

-Если Городская Дума все-таки настоит на своем, каковы будут ваши действия? Кто может поставить точку в споре?

-Суд. Мы считаем, что подобное решение будет противоречить действующему законодательству, и будем отстаивать свою точку зрения. Беседовала

Раиса СПИРИХИНА.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя