Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
29 октября 2002 (121)
Д. ЧАНЦЕВ

"Иди оформляй отпуск. Уезжай завтра же..."

Обычно о человеке, случайно оказавшемся в курьезной, неловкой ситуации, в народе говорят с иронией, а то и с издевкой: сел в калошу. У меня же в далекой молодости на военной службе, севшего, не ведая об этом, рядом с полковником на его галоши, уже назавтра... сбылась мечта.

Впервые послевоенные годы служил я под Мурманском авиамехаником в 19-ом истребительном авиаполку на аэродроме Шонгуй. Мы в то время не знали, что такое нехватка топлива: в полку летали без ограничений по од-ному-два раза в неделю минимум эскадрильей, этой всем полком.

В зимний погожий день шли очередные учения. Моя аэрокобра (бортовой номер 40) к полудню совершила уже полет в течение 1 часа 45 минут с посадкой на запасном аэродроме. Самолеты эскадрильи, кроме одного, вернулись с задания, стояли на рулетной дорожке в ожидании следующего полета. Я осмотрел свой аппарат снаружи, дозаправил топливо, вставил пусковую ручку в инерционный стартер и ждал сигнальной ракеты для пуска двигателя и взлета "на перехват". Командир экипажа и эскадрильи гв. майор Фома Иванович Журавлев сидел в кабине по готовности номер один с пристегнутыми ремнями.

Вдруг к командиру эскадрильи Журавлеву прибегает посыльный со старта и передает приказ командира полка, чтобы тот направил к нему своего механика с полным набором инструмента. "Что стоишь, - крикнул мне майор, - раз надо - беги!". А инструмент-то основной - на стоянке! Я туда.

Изготовился уж доложить полковнику, но он остановил меня: "Видишь самолет Як-12, быстро в него. Полетишь с командиром дивизии в Мурмаши. Там остался наш самолет с лопнувшей покрышкой. Сними колесо, размонтируй его и жди, полковник прикажет привезти к самолету покрышку. Соберешь колесо, осмотришь и отправишь самолет, а сам на перекладных домой". Сесть в этот компактный Як-12 даже летом не так-то просто, а на мне форменный малести-новый костюм с подогревом, валенки, в руке сумка с инструментов килограммов 6-7. Кое-как сел. Полковник, командир 316 гвардейской истребительной дивизии моих стараний будто не замечал. А потом почему-то засмотрелся на мои ноги и сумку. И чего бы? Что ли потому, что валенки в снегу? Стало вдруг неловко: в кабине чисто, комфортно... Командир запустил двигатель, взлетел, взял курс на Мурмаши. Обычно в полетах я любил смотреть на землю с высоты, а в этот раз боялся пошевелиться. Полковник молчал. Минут через 15-20 я вдруг почувствовал неудобство на мягком сидении и тихонько стал исследовать, что подо мной. Обнаружил я там галоши с унтов полковника, в которые он был обут. Постарался незаметно положить их к правому борту. В Мурмашах был штаб дивизии, там и жил ее командир. Когда я вылезал из кабины, полковник увидел галоши и молча улыбнулся...

Нужный мне самолет я обнаружил еще с воздуха на кромке полосы. Он уже выравнен, на козелке, около него с десяток солдат. В Мурмашах в то время при дивизии были курсы младших авиаспециалистов, на которых преподавал инженер-капитан нашего полка Чурилов. Он привлек своих курсантов, которые прикатили по снегу козелок, принесли покрышку, баллон сжатого воздуха, инструмент, поставили колесо на место. Мне осталось только проверить все. Вскоре дали "добро" на вылет.

В полк я приехал рано утром на первой электричке, доложил о прибытии. Вскоре меня вызвал майор Журавлев и сообщил, что командир полка был удивлен такой расторопностью на чужом аэродроме и в качестве поощрения приказал предоставить мне домашний отпуск - десять суток. В те годы отпуска на срочной службе в армии не полагалось, и что это значило для меня на шестом году службы, догадаться нетрудно.

Однако я своему командиру рассказал правду о том, как было дело в Мурмашах. "А ты помалкивай, иди оформляй отпуск, уезжай завтра же. Если полковник узнает правду, искать тебя в дороге или дома не будут и не вернут..."

Д. ЧАНЦЕВ, ветеран войны.

Командир полка был удивлен такой расторопностью на чужом аэродроме и в качестве поощрения приказал предоставить мне десять суток домашнего отпуска. По тем годам -"подарок", о котором и мечтать никто не мог!



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя