|
Трудовая Коряжма
5 октября 2002 (111)
Василий ДУРАКОВ.
В школьное окно смотрят облака, бесконечным кажется урок...
Вторник, 1 октября, для директора вечерней школы Людмилы Помо-зовой начался, как
она выразилась, с небольшого рейда. Два ученика регулярно не появляются на
занятиях. Надо было выяснить почему. В первой квартире сестра прогульщика не
пустила педагога даже на порог, грубо захлопнула перед нею дверь. А во второй -
дым коромыслом: там шла начавшаяся еще вечером гулянка. Мама ученика не стояла
на ногах. Самого парня не было в квартире. Оказывается, он не ночует дома. А его
мать сунула Людмиле Николаевне свое удостоверение каменщика: мол, какой смысл
учиться, она сама окончила ПТУ, а сейчас сидит без работы.
Ученики, которые запросто могут "забыть" про занятия
-К нам приходят, как правило, трудные подростки из неблагополучных семей, -
рассказывает директор. - Они плохо учились в дневной школе. За свою короткую
жизнь успели насмотреться всякого. И мы должны так с ними работать, чтобы у них
появился интерес к учебе.
А "забыть" про занятия они могут запросто: фильм захватывающий идет по
телевизору, танцы, еще что-то подобное. Многие откровенно говорят: зачем мне
образование, проживу и так.
Например, в шестой класс взяты два ученика. Оксана три года "сидела" в этом
классе в дневной школе, Саша - два. Обоих с большим трудом удалось убедить
продолжить учебу. Людмила Николаевна рассказала, как приходится возиться с
такими детьми.
-Я звоню Саше, справляюсь, как у него дела, как настроение, -делится она. -
Напоминаю, что, скажем, занятия в понедельник, в 9.15, что мы тебя ждем, что я
тебя буду встречать в вестибюле. А потом надо сидеть с ним один на один,
растолковывать учебный материал, заставлять его думать, запоминать. И причем
так, чтобы для него это не выглядело принуждением.
Немало в вечерней школе и таких, кто трудоустроен, имеет семьи, детей. Есть и
матери-одиночки. По словам Помозовой, приходится помогать им получить для
ребенка место в яслях или детском саду, чтобы сами они могли спокойно работать и
учиться.
Очевидно, что в вечерней школе способны задержаться только учителя, ставшие
педагогами по призванию. Нелегко иметь дело с такими учениками. Один утром не
может заставить себя встать вовремя, чтобы прийти на занятия. Другой не способен
самостоятельно усвоить материал. У третьего семья, работа, дети заболели.
Четвертый сорвался, ушел в загул. А программа та же самая, что и в обычной
школе, хоть и растянута на 3 года. И для того, чтобы ученики ее освоили, на
каждого из них надо потратить немало сил, времени и терпения. Учителям
приходится работать и утром, и вечером, потому что ученики, работающие во вторую
смену, приходят на занятия в первой половине дня, а те, кто днем на работе,
учатся вечером. Никакой доплаты за разорванный -I рабочий день педагоги не
получают.
-Никто не хочет видеть трудностей нашей школы, - сетует Людмила Николаевна. -
Спонсоры предпочитают вкладывать деньги в те учебные заведения, где учатся
талантливые, успешные дети. Администрация города финансирует нас по остаточному
принципу. А нам хотелось бы мебель обновить, ремонт провести. Отопительная
система здания не ремонтировалась с 1965 года.
...Людмила Помозова появилась в Коряжме в 1980-м году. Она жила в Смоленской
области, окончила Смоленский педагогический институт по специальности "учитель
истории". Работала в дневной школе. Но, как со смехом сейчас объясняет,
захотелось посмотреть Север.
-Устроилась в вечернюю школу, - вспоминает она. - Ученики были старше меня. Не
поняли сразу, что я учительница. Захожу в класс, подходит ко мне парень, хлопает
по плечу: новенькая, говорит, давай садись сюда, здесь место есть.
Отношения с учениками наладились сразу же. У Помозовой такой педагогический
принцип: самое главное - создать в классе бесконфликтную атмосферу. Разлад может
возникнуть из-за чего угодно, из любого пустяка, а выйти потом из него очень
сложно. Абсолютное большинство учеников были семейные. Жили они нелегко. Но в
школе они дружили, помогали и выручали друг друга. Людмила Николаевна
удивляется, что нынешние ученики держатся обособленно. Хотя, казалось бы, у них
общие проблемы. Объединить их в коллектив очень трудно.
"Важно, чтобы они чувствовали свою нужность"
Людмила Николаевна ни разу не пожалела, что стала учителем и что работает в
вечерней школе.
-Я к этой школе не только привыкла, я к ней сердцем приросла, - говорит она.
Она радуется, что в этом году классы наполнены почти на 100 процентов. В десятых
нет ни одного свободного места. Счастлива, что прошел сентябрь, а школу не
бросил ни один ученик. Хотя обычно к этому времени приходится считать потери. С
гордостью говорит, что в минувшем учебном году вечернюю школу окончили 49
молодых людей. Семь из них поступили заочно в вузы.
И сейчас в 12 классе учатся целеустремленные ребята. Вот, например, Лена не
только убеждена, что успешно окончит школу, но и собирается поступать в филиал
ПГУ на математический факультет. Она в свое время после 9 классов ушла из
дневной школы. Поступила в пятый лицей. Но с учебой там не заладилось. Бросила,
устроилась на работу. Постарше стала - поняла, что без образования никуда. Пошла
в вечернюю школу.
-Трудно, наверное, одновременно работать и учиться? - спрашиваю Лену.
-Нет, мне - нисколько, - отвечает. - Бывает, приходится пропускать занятия:
ребенок у меня еще маленький. А чтобы совсем оставить школу, такая мысль никогда
не приходила в голову. Честно говоря, мне хочется учиться.
Одноклассник Лены Игорь уверен, что если бы не работа да семейные проблемы, он
бы отличником был. Как он выразился, сидел бы дома и зубрил. Он тоже собирается
поступать в институт. Но пока не определился, в какой. На вопрос, как ему
хватило силы воли три года подряд заставлять себя садиться за учебники, Игорь
сказал:
-Неделю прогулял однажды, было такое. Но я работаю на комбинате, а это
дисциплинирует. Комбинату специалисты нужны, без образования и за воротами можно
оказаться.
Может быть, ради таких ребят и держатся в вечерней школе Людмила Николаевна и ее
коллектив?
-Вы знаете, мне даже задавали вопрос: как вы там можете работать? Вы, наверное,
каждый день проклинаете эту школу? -рассказывает директор. - Я никогда не
проклинала свою работу и никогда не считала ее непосильным бременем. Я не
представляю себя на другом месте. Мне хочется, чтобы к нам шли ученики, чтобы
они знали, что их здесь ждут, понимают и принимают. Мне важно, чтобы они
почувствовали свою нужность и значимость. Да, они нередко досаждают, но у меня
никогда к ним не появлялось недоброго чувства. Я понимаю, что у каждого из них
серьезные проблемы и мне надо помочь им эти проблемы решить.
Василий ДУРАКОВ.
| |