Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
5 октября 2002 (111)
Василий ДУРАКОВ.

В школьное окно смотрят облака, бесконечным кажется урок...

Вторник, 1 октября, для директора вечерней школы Людмилы Помо-зовой начался, как она выразилась, с небольшого рейда. Два ученика регулярно не появляются на занятиях. Надо было выяснить почему. В первой квартире сестра прогульщика не пустила педагога даже на порог, грубо захлопнула перед нею дверь. А во второй - дым коромыслом: там шла начавшаяся еще вечером гулянка. Мама ученика не стояла на ногах. Самого парня не было в квартире. Оказывается, он не ночует дома. А его мать сунула Людмиле Николаевне свое удостоверение каменщика: мол, какой смысл учиться, она сама окончила ПТУ, а сейчас сидит без работы.

Ученики, которые запросто могут "забыть" про занятия

-К нам приходят, как правило, трудные подростки из неблагополучных семей, - рассказывает директор. - Они плохо учились в дневной школе. За свою короткую жизнь успели насмотреться всякого. И мы должны так с ними работать, чтобы у них появился интерес к учебе.

А "забыть" про занятия они могут запросто: фильм захватывающий идет по телевизору, танцы, еще что-то подобное. Многие откровенно говорят: зачем мне образование, проживу и так.

Например, в шестой класс взяты два ученика. Оксана три года "сидела" в этом классе в дневной школе, Саша - два. Обоих с большим трудом удалось убедить продолжить учебу. Людмила Николаевна рассказала, как приходится возиться с такими детьми.

-Я звоню Саше, справляюсь, как у него дела, как настроение, -делится она. - Напоминаю, что, скажем, занятия в понедельник, в 9.15, что мы тебя ждем, что я тебя буду встречать в вестибюле. А потом надо сидеть с ним один на один, растолковывать учебный материал, заставлять его думать, запоминать. И причем так, чтобы для него это не выглядело принуждением.

Немало в вечерней школе и таких, кто трудоустроен, имеет семьи, детей. Есть и матери-одиночки. По словам Помозовой, приходится помогать им получить для ребенка место в яслях или детском саду, чтобы сами они могли спокойно работать и учиться.

Очевидно, что в вечерней школе способны задержаться только учителя, ставшие педагогами по призванию. Нелегко иметь дело с такими учениками. Один утром не может заставить себя встать вовремя, чтобы прийти на занятия. Другой не способен самостоятельно усвоить материал. У третьего семья, работа, дети заболели. Четвертый сорвался, ушел в загул. А программа та же самая, что и в обычной школе, хоть и растянута на 3 года. И для того, чтобы ученики ее освоили, на каждого из них надо потратить немало сил, времени и терпения. Учителям приходится работать и утром, и вечером, потому что ученики, работающие во вторую смену, приходят на занятия в первой половине дня, а те, кто днем на работе, учатся вечером. Никакой доплаты за разорванный -I рабочий день педагоги не получают.

-Никто не хочет видеть трудностей нашей школы, - сетует Людмила Николаевна. - Спонсоры предпочитают вкладывать деньги в те учебные заведения, где учатся талантливые, успешные дети. Администрация города финансирует нас по остаточному принципу. А нам хотелось бы мебель обновить, ремонт провести. Отопительная система здания не ремонтировалась с 1965 года.

...Людмила Помозова появилась в Коряжме в 1980-м году. Она жила в Смоленской области, окончила Смоленский педагогический институт по специальности "учитель истории". Работала в дневной школе. Но, как со смехом сейчас объясняет, захотелось посмотреть Север.

-Устроилась в вечернюю школу, - вспоминает она. - Ученики были старше меня. Не поняли сразу, что я учительница. Захожу в класс, подходит ко мне парень, хлопает по плечу: новенькая, говорит, давай садись сюда, здесь место есть.

Отношения с учениками наладились сразу же. У Помозовой такой педагогический принцип: самое главное - создать в классе бесконфликтную атмосферу. Разлад может возникнуть из-за чего угодно, из любого пустяка, а выйти потом из него очень сложно. Абсолютное большинство учеников были семейные. Жили они нелегко. Но в школе они дружили, помогали и выручали друг друга. Людмила Николаевна удивляется, что нынешние ученики держатся обособленно. Хотя, казалось бы, у них общие проблемы. Объединить их в коллектив очень трудно.

"Важно, чтобы они чувствовали свою нужность"

Людмила Николаевна ни разу не пожалела, что стала учителем и что работает в вечерней школе.

-Я к этой школе не только привыкла, я к ней сердцем приросла, - говорит она.

Она радуется, что в этом году классы наполнены почти на 100 процентов. В десятых нет ни одного свободного места. Счастлива, что прошел сентябрь, а школу не бросил ни один ученик. Хотя обычно к этому времени приходится считать потери. С гордостью говорит, что в минувшем учебном году вечернюю школу окончили 49 молодых людей. Семь из них поступили заочно в вузы.

И сейчас в 12 классе учатся целеустремленные ребята. Вот, например, Лена не только убеждена, что успешно окончит школу, но и собирается поступать в филиал ПГУ на математический факультет. Она в свое время после 9 классов ушла из дневной школы. Поступила в пятый лицей. Но с учебой там не заладилось. Бросила, устроилась на работу. Постарше стала - поняла, что без образования никуда. Пошла в вечернюю школу.

-Трудно, наверное, одновременно работать и учиться? - спрашиваю Лену.

-Нет, мне - нисколько, - отвечает. - Бывает, приходится пропускать занятия: ребенок у меня еще маленький. А чтобы совсем оставить школу, такая мысль никогда не приходила в голову. Честно говоря, мне хочется учиться.

Одноклассник Лены Игорь уверен, что если бы не работа да семейные проблемы, он бы отличником был. Как он выразился, сидел бы дома и зубрил. Он тоже собирается поступать в институт. Но пока не определился, в какой. На вопрос, как ему хватило силы воли три года подряд заставлять себя садиться за учебники, Игорь сказал:

-Неделю прогулял однажды, было такое. Но я работаю на комбинате, а это дисциплинирует. Комбинату специалисты нужны, без образования и за воротами можно оказаться.

Может быть, ради таких ребят и держатся в вечерней школе Людмила Николаевна и ее коллектив?

-Вы знаете, мне даже задавали вопрос: как вы там можете работать? Вы, наверное, каждый день проклинаете эту школу? -рассказывает директор. - Я никогда не проклинала свою работу и никогда не считала ее непосильным бременем. Я не представляю себя на другом месте. Мне хочется, чтобы к нам шли ученики, чтобы они знали, что их здесь ждут, понимают и принимают. Мне важно, чтобы они почувствовали свою нужность и значимость. Да, они нередко досаждают, но у меня никогда к ним не появлялось недоброго чувства. Я понимаю, что у каждого из них серьезные проблемы и мне надо помочь им эти проблемы решить.

Василий ДУРАКОВ.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя