Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
10 декабря 2002 (138)
Алексей ТИТОВ

"Я ещё не художник, я только учусь..."

О двух художниках - состоявшемся и начинающем

1943 год. Фронт. Ожесточенный огонь пушек с нашей и немецкой стороны. На окраине бора, взобравшись на сосну, командир взвода артиллерийской разведки лейтенант Титов ведет коррекцию огня наших батарей. Снаряд (наш ли, германский ли?) попадает в соседнее дерево. Взрыв. Очнулся лейтенант в госпитале. С тяжелой контузией, с ампутированной рукой. С чужой наполовину кровью. (Пока он, сброшенный взрывом на землю, лежал, пока его нашли санитары, - сколько времени прошло?!)..._____________

Зто был мой отец. И было ему тогда 27 лет. Мой сын сейчас старше. Контузия мучила его всю жизнь. Оторванной руки не было, но запечатлелась в мозгу страшная боль горящей ладони. Помню, как не раз среди дня отец внезапно бледнел, хватал здоровой рукой культю, прижимая ее к спинке стула. Значит, снова боль, опять горит раздробленная, обожженная, не существующая уже рука.

Отец был из тех фронтовиков, что не любят вспоминать войну, ее кровавую жестокость, непомерную тяжесть фронтового быта и работы.

Помню только два его коротких рассказа, как пробивался из окружения. Ведь это были первые годы войны. Голодные, измученные, не бросая орудий до последней возможности, солдаты и офицеры его части отступали ночами по бездорожью, лесами, болотами. Немцы же наступали по дорогам.

Один раз от голодной смерти спасло картофельное поле. Ели сырую картошку. И спичек уже не было, да и костер, была бы возможность, не разожжешь: обнаружат. Второй раз уцелел просто чудом. Все-таки попался к немцам. Когда пойманных расстреливали, вместе с залпом отец упал, не задетый пулей. До ночи лежал среди мертвых. Потом как-то добрался до своих.

Но больше всего меня поразило, врезалось в память, в подсознание даже, одно его высказывание. Это был ответ на мой вопрос. Было мне тогда 6-7 лет, тот возраст, когда мальчишки спрашивают: "Кто сильнее: лев или медведь?",

"Илья Муромец, он за белых или красных?" И я спросил однажды: "Почему победили мы, а не фри-цы?". "Мы воевали за правду", - ответил отец.

До войны он учился в художественном училище Ленинграда на скульптора. А какой же скульптор с одной рукой? Но тяга к искусству пересилила физический недуг. Стал живописцем, пейзажистом. Думаю, что жанр пейзажа отец выбрал не случайно. Он очень любил и понимал природу. Главное же, по-видимому, в том, что природа наша русскому человеку, русскому художнику дает радость душевного наполнения, исцеления от душевных ран, вызывает желание жить.

Ему, испытавшему так много тяжелого и страшного, природа дарила силы для жизни и |- творческой работы.

Невзирая на постоянным возвратом мучавшую его боль, отец был жизнелюб до конца дней своих. Нас, детей, водил в близкие и дальние походы, в лес по грибы, азартно играл в настольный теннис, любил плавать (и плавал отлично). Меня отец не только научил плавать, видеть и чувствовать таинственную прелесть природы, привил мне "грибную" страсть. Без назиданий, просто своей жизнью учил умению терпеть невзгоды, превозмогать лишения, учил труду. А труженик он был еще тот! Исходил и изобразил Подмосковье и Алтай, Гурзуф и Сахалин, Карелию и Прибалтику. А ведь живопись - это не поэзия (пусть уж поэты меня простят!). Тут не обойдешься блокнотом и авторучкой, надо таскать тяжеленный ящик с красками, разбавителями, зонт, картонки и планшеты.

На его пейзажах - все времена года, все состояния дня. Нет на них только разбушевавшихся стихий. Ни шторма на море, ни метели-урагана, ни яростной грозы. Он целил свою душу, души зрителей послевоенного времени добрым, ясным созерцанием земли русской во всей ее неброской, но истинной красоте, во всем ее обаянии.

Я часто бывал в его мастерской. Смотрел, как отец работал над своими пейзажами. Помогал ему натягивать холсты на подрамники для будущих картин. Познавал подноготную труда живописца.

Сейчас я близко узнал творческий процесс еще одного человека. Назвать его художником будет и верно, и нет. Про себя он может сказать словами персонажа из фильма "Золушка": "Я еще не волшебник, я только учусь". (Не зря вспоминается это выражение. Часто люди ищут чуда какого-либо, волшебства то в снежном человеке, то в лох-несском чудовище, в летающих тарелках, еще в какой-то мистике. А вот лежат сухие пигменты красок, закупоренные в тюбики, щетинятся в простеньком сосуде кисти, белый лист бумаги на планшете, чистый холст на мольберте. Мертвый материал. Но приходит художник и этими неживыми вещами и своим талантом, человеческим теплом создает произведение, которое начинает жить своей жизнью, вступает в диалог со зрителем, вызывая в нем мысли и чувства. Разве это не волшебство, не чудо?).

Коля Драганчук. 12 лет. Церебральный паралич. Парнишка может управлять только пальцами одной ноги. Жизнь, совершив эту тяжелейшую несправедливость, попыталась хоть как-то сгладить ее, наградив мальчика художественным даром.

Мы часто не задумываемся над такими понятиями, как "дар художника", "научный дар" и т.п. А ведь это природа дарит талант человеку, одаривает; большей частью ни с того ни с сего. И получивший этот дар-подарок творческий человек должен достойно им распорядиться. В ситуации же с Колей это не "дар напрасный, дар случайный".

В нем, начинающем только осваивать "азы" и "буки" изобразительного искусства, чувствуются большие творческие способности. Недавно я ему предложил сделать несколько рисунков сказочных животных. Не из конкретной сказки, а самому нафантазировать. И дал несколько набросков своих для примера. И что же? Он не стал их повторять, копировать или как-то развивать. Нет, он нарисовал своих, своей выдумкой созданных зверушек и птиц. Это уже талант. Но талант - это не только оригинальность. "Талант - это необходимость" - определение Герцена. Знавал я много людей, имевших прекрасные способности, но не ставших творческой личностью. А вот когда ты не можешь не писать картины, стихи, музыку, тогда ты художник, поэт, композитор.

Коля рисует истово, много, с полной самоотдачей, часто до изнеможения. Так, что маме его, Ольге Николаевне, приходится силком отрывать его от рисования, боясь переутомления. (О ней, все душевные и физические силы отдающей двум своим сыновьям, -разговор особый, разговор с восхищением и благодарностью).

Так и объединились в моем сознании два этих человека: ушедший уже в мир иной Дмитрий Васильевич Титов и Коля Драганчук. И тот, и другой преодолели свой физический недуг. У того и другого любимый жанр - пейзаж, с особой любовью к изображению родных березок. Оба сохранили при всех трудностях и лишениях радость жить, радость творить.

...Искусство - явление прекрасное. Но и чрезвычайно жесткое в своих требованиях к его создателю. "Художественное произведение не должно пахнуть потом", -сказал кто-то из великих. Мы можем и должны воздавать дань мужеству художника, поборовшего в своей работе все трудности, лишения, болезни. Но мы, зрители, оцениваем произведение искусства только по законам искусства.

Очень надеюсь, что картины и рисунки будущего художника Николая Драганчука будут не только примером человеческой стойкости, мужества и трудолюбия, но и полноценными произведениями настоящего искусства, как и работы свершившего свой творческий труд художника Дмитрия Титова.

Алексей ТИТОВ, художник.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя