Трудовая Коряжма
10 декабря 2002 (138)
Евгения ХРЕНОВА.
Детский сад сделал шаг назад - к истокам
Пришлось мне недавно побывать в методическом кабинете детского сада "Малышок". И
на одной из дверей увидела надпись "Музей". -Что это вы скрываете за закрытыми
дверями? - полюбопытствовала я.
-Ваши фотографии, - засмеялась в ответ заведующая детсадом N14 Нина
Александровна Усанина, подогревая мое любопытство.
Но дверь открыли и... сразу вспомнилась деревня, бабушкин домик, а взгляд уже
останавливался на знакомых предметах: вот туеса, прялки, веретена, полотенца на
рамках с фотографиями... Неповторимый деревенский уют создавали разостланные на
полу домотканые половики.
-Да к вам же экскурсии надо водить! - воскликнула я.
-Рано. Еще сами не налюбовались, недельки через две, через месяц - можно.
...И вот новая встреча. Ирина Александровна Орлова, старший воспитатель, взяла
на себя обязанности экскурсовода.
-Наш музей создавался как "хранилище русской культуры", с настоящими предметами
старины.
Окунувшись в этот мир, малышам предоставляется возможность прикоснуться к
истории родного края, приоткрыть завесу прошлого, узнать о жизни своих бабушек и
прабабушек.
Оказавшись в "сказке старины", дети узнают много нового для себя, но хорошо
забытого даже их папами и мамами. Зачастую бывает так, что наши дети, употребляя
в речи слова "монитор" и "процессор", не "прялка". Да и мы, взрослые, многие
предметы видим впервые.
Вот Елена Николаевна Ипатова принесла кочедык. А что это за штуковина, никто не
знает. Оказалось, с его помощью лапти плетут.
Но в музее можно не только много нового узнать и посмотреть, но и поиграть,
представить себя "добрым молодцем" и "красной девицей".
Вещи собирали всем садом. Кое-что было в мешках, которые разбирали после
ремонта. Половики, одежду, туеса, шкатулки, доски и многое другое принесли
Тамара Васильевна Соколова, Нина Михайловна Удальцова, Екатерина Андреевна
Шихапова, Любовь Семеновна Митянина и другие - огромное им спасибо.
Мы и родителей приглашаем в музей. С интересом рассматривают, восхищаются,
особенно папы: "Где вы столько собрали?!"
Я смотрю, а музей-то по сравнению с сентябрем изменился: нет ярких прялок,
расписных и резных изделий. Оказывается, здесь все настоящее, старинное,
бытовое, а более современные предметы "переехали" в изостудию и игротеку. Мы и
там побывали. Но в музее как-то уютнее, теплее, что ли, от берестяных лукошек,
от потемневших от времени самоваров.
Беседуем с хозяйкой музея -Любовью Семеновной Митяни-ной, она ведет кружок
"Чудесная избушка - русская старушка".
-В ребенке надо пробудить чувство любви к Родине. Мы, русские, не должны
забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи, быте.
-Ведь и раньше знакомили малышей с народной игрушкой, фольклором. А как помогает
музей вам в работе?
-Музей для детей детского сада - особое место. Все предметы в нем доступны
ребенку. Само посещение музея превращается в интереснейшее занятие: можно узнать
об экспонатах много нового, поиграть с ними, потрогать, поизучать, они
пробуждают душу ребенка, воспитывают чувство красоты, любознательности.
В детском саду приобретается много литературы по фольклору. В музее проводятся
занятия. Экспонаты берут в группы на развлечения.
-А как же вы здесь размещаетесь на занятиях, ведь нам троим места мало?
Хозяева хитро улыбаются: "А у нас есть подушечки, которые мы в сундуке прячем, -
говорит Ирина Александровна. - Вот на них-то мы и сидим. Детям очень нравится
сидеть на полу". А я вспомнила, как в детстве мы так же, сидя на полу, смотрели
диафильмы долгими зимними вечерами. А здесь добрая бабушка-сказочница, в
накинутой на плечи шали, сидит на низенькой скамеечке в окружении ребятишек и,
читая сказку, помогает детям понять, что они часть великого русского народа.
-Мы стараемся использовать все виды фольклора, - говорит Любовь Семеновна, - так
как в нем сохранились особенные черты русского характера: доброта, красота,
правда, храбрость, трудолюбие, верность.
Перед воспитателями открылись огромные перспективы в использовании музея. Тут не
только знакомство с фольклором и старинным бытом, но и взаимосвязь его с
изостудией, лепкой, аппликацией.
-Хорошие они у меня, творческие, - такую оценку дала Нина Александровна своим
сотрудникам. - Год поработаем, а на следующий уже легче будет. Узнав что-то
новое, хочется поделиться не только с ребятишками, но и с коллегами.
Так, делая шаг назад - к истокам, детский сад уже заглянул в свое будущее.
Евгения ХРЕНОВА.
|