Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
5 декабря 2002 (136)
Инф.

Родники вы мои серебряные, золотые вы мои россыпи...

Берега речушки Ватсы... Один - низкий, пологий, луговой, полевой. Другой - высокий: угор с рассекающими его оврагами. По ним катятся извилистыми лентами ручьи и ручейки. Весной - бурлящим многоводным потоком. Летом, присмирев, - тихим, медленным течением. Зимой прячутся под лед, пробиваясь кое-где в полыньях. В одном из оврагов, недалеко от моей мастерской, под корнями могучей красавицы пихты - родничок, подпитывающий эти ручьи.

Редкий день здесь не бываю: за водой сюда хожу. А вода - чистая, прозрачная, благоухающая свежестью... Поздняя осень. В овраге -тишина. Слышится лишь добродушное журчание родничка. Медленно падают редкие, последние листья с берез, что вместе с пихтами и елями тянутся к самому небу. С ольшаником, ивняком, тонкими рябинками образуют они сказочную таинственность. Свежо. Ясно. Хорошо тут думается о чем-то светлом, добром! Душа отдыхает! Прекрасен всё же белый свет (сами бы мы, люди-человеки, не портили его!). И еще ясно очень представляется огромность и вечность этого мира, его живая беспрерывность. Оодник-ручей-река- море-океан - великая цепь жизни. "Родник" - в его переносном значении - слово, так часто используемое для обозначения духовной чистоты основы культуры, искусства ("кастальский ключ", "родник поэзии"), что весьма затерто, превратилось чуть ли не в банальность. Но лучше-то ничего не придумаешь! И когда читаешь произведения народного фольклора, только и можешь сказать: "Припадаю к роднику". К культурному. Духовному. Мировоззренческому. К языковому.

Я вообще "ушиблен" неким "мешком". А в нём - русские сказки, былины, древняя русская культура. Не адаптированные, не переложенные на современный язык, а такие, какими они были созданы, написаны, рассказаны, напеты (былины, или по- народному - старины, пелись, напевались). Ежели он и пыльный, мешок-то, - это "пыль веков".

Сейчас перечитываю "Сказки Беломорского края". Сказки, записанные в девятнадцатом веке от непосредственных исполнителей, крестьян-сказочников нашего Севера. Какой великолепный, образный язык! Одна фраза, один оборот, даже иногда одно лишь слово - целая картина. Например: "Попили они чайку, произвели себе угощение". Так и представляешь: хозяйка с гостьей сидят, распаренные, разрумяненные, смакуют чаёк; довольные и трапезой, и собой... Как же обогащает эту житейскую картинку мягкая ирония рассказчика! Восхищает незатёртость, оригинальность выражения. Вспомните, как обычно заканчиваются многие сказки? "Стали жить-поживать да добра наживать"... А конец одной белозёрс-кой сказки - "Стали жить-поживать, добра наживать, лихо проживать, а зло со двора метлами провожать". Игрой однокоренных и созвучных слов передается и образ жизни, и сказочный тон благополучного окончания рассказанной истории.

Другой случай подобного обыгрывания одного слова: "Занялись торговлей, зажили хорошо, нажили имушшества много. Потом жена нажила себе полюбовника". На ту же тему - из другой сказки: "Жена мужа не любила. По чужим мужикам ходила. А ейный муж ходил за охотой". Еще пример нестандартности выражения. Герой сказки "взял топор и бац его по башке. Тому делать нечего".

Отвлекусь от сказочной темы. Отношение к смерти у нас в народе своеобразное, двойственное. Она, смерть, и волнует-тревожит своей загадочностью ("а что там за ней?!"). И в то же время эта загадочность, тревога, даже страх снимаются часто балагурством. Интересно, что рождение человека определяется всего двумя-тремя выражениями. "Родился", "Появился на свет божий" - что еще! Набор же "смертных" слов и оборотов весьма многочисленен: "представился", "окочурился", "дал дуба", "сыграл в ящик", "ноги протянул", "отдал концы" и т.д.

Нарочно не придумаешь: писал эти строки о смерти-злодейке, а жизнь так явственно проявилась, буквально постучалась в окно. Подлетели к окошку синицы. Прыгают по наружному подоконнику, зыркают в стекло, любопытствуют: что ты там мудришь? Всё ясно: раз синицы потянулись к человеческому жилью, знать, зима "катит в глаза". Накрошил хлебушек, вышел, насыпал его на подоконник... Теперь пишу под суетню кормящихся синичек. А на душе стало веселее, добрее как-то...

Интересен такой приём: слова одного ряда понятий заменяются словами другого ряда. И сразу начинает играть фраза. "Гребёт старуха в стороне", то есть идет в старческой немощи, почти не отрывая ног от земли. Ногами же, как граблями, цепляет траву, листья и всё, что попадется. Коротко - в одно слово, а целый образ! Подобный пример: "Жил деревенский пентюх. Жил он бенно. А в Москве жил кесарь. Тоже жил очень тонко". Какая горькая ирония! Такие же горечь и шутливость, "смех сквозь слёзы" в описании нужды в иной сказке. "В одной деревне жил мужичок не очень богат. Детей у него было семеро или восьмеро. Очень он бился хлебом, так что два, три дня голодал". За начальным, благодушным "не очень богат" -вдруг резкий контраст - "бился хлебом". То есть не просто нуждался, а именно - "бился".

Как художника, меня очаровало выражение "Снегу было очень толсто". Так и видишь толстый слой снежного покрова на крышах изб, ветках деревьев, изгородях.

При чтении этих сказок замечаешь и то, что выделял академик Д.С. Лихачёв. В древнерусской литературе нередко одно слово было весьма многозначимо, вбирая в себя и понятие о предмете, и характер его действия. В качестве примера он приводил слово "хра-борствующий". Слово, не только определяющее человека как потенциально смелого, но и активно и постоянно храбрость проявляющего. Подобное можно встретить и в сказках Белозерья. "Пришел на меш-шанскую беседу. Девок беседа большая сидит". Так нам теперь не сказать. Меняется со временем язык наш! Многое приобретает, но и многое теряет. Не все, вероятно, знают, что поговорка "Делу время, а потехе - час" звучала изначально так: "И делу время, и потехе час". Отмечу два момента. Во-первых, в очередной раз поражаешься гибкости, изобретательности нашего языка. Утратились лишь союзы, и сразу же меняется значение фразы. Первоначальный вариант подразумевает обращение к очень трудолюбивому человеку. Работать, мол, работай, но и отдохнуть не забудь. Современный же смысл - это призыв к обывателю, не ахти как расположенному к труду: работай больше, меньше думай об отдыхе. Не к лучшему, видать, изменился наш современник, коль поговорка так зазвучала...

А разве не доставляют эстетическую радость такие меткие до хлёсткости слова из лексикона древнего русича: "зыбун" - болотный грунт, "лён" - дожди, "сеногной" - мелкий, затяжной дождь, "листодёр" -осенний ветер, "куроцап" - ястреб, "холодянка" - лягушка, "сморкало" и "сопай" - нос, "гра-билки" и "махалы" - руки?!

Когда-то Иван Тургенев писал, что единственной опорой его в трудностях и горестях жизни является "прекрасный могучий русский язык". Думается, это не совсем точно. Ведь душу укрепляет, возвышает и знание нашей истории, и общение с добрыми, умными людьми, и классическая музыка, и великие произведения изобразительного искусства. Но действительно наша родная литература, вышедшая из народного фольклора (И. Глинка: "Музыку создает народ; мы, композиторы, ее только аранжируем"), - ключевая основа нашего духовного бытия, вечный, неиссякаемый родник.

Алексей ТИТОВ, Ватса.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя