Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
12 февраля 2002 (16)
Анна РЫЖКОВА.

Им стыдно за родителей. Но они бессильны...

В отделе социальной защиты населения администрации города всегда многолюдно. С появлением в конце прошлого года нового специалиста (Светлана Новожилова инспектор по работе с семьей и детьми) посетителей еще прибавилось. И в этом нет ничего удивительного...

Еще в 1999 году президентом РФ был подписан Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В обширном списке структур, на которых возложена забота о несовершеннолетних, значатся и органы социальной защиты населения. Конечно, и ранее через отдел соцзащиты малообеспеченным семьям выделялась разовая социальная помощь, детей из этих семей отправляли в оздоровительные лагеря. Все это остается в силе. Но теперь инспектор по делам семьи и детей обязан, можно сказать, "знать в лицо" все неблагополучные семьи, в которых есть несовершеннолетние дети, периодически навещать их и каким-то образом наставлять родителей "на путь истинный".

Не дублируют ли службы друг друга: с недавнего времени, например, во всех школах работают социальные педагоги? Но, как говорится, хорошего много не бывает. По словам Светланы Борисовны, сейчас все учреждения, "завязанные" на детях и призванные соблюдать их права, действуют разобщенно, каждый в своем русле. Главное же, чтобы было межведомственное объединение.

Во время нашего разговора в кабинет заглядывает уже немолодая женщина. Даже на первый взгляд можно определить, что судьба ее немало потрепала. "Борисовна, мне сказали, теперь здесь работаешь? Жалко, у меня-то детей нет. Но все равно буду к тебе заглядывать". В мою сторону, кивая на Новожилову: "Хорошая она женщина, хоть и строгая, но добрая. Я-то уж знаю". На прощанье наставительно: "Ну, Борисовна, бывай, работай, хорошо..."

В этот кабинет Светлана Борисовна пришла из Центра социального обслуживания, где возглавляла отдел срочной соцпомощи. Помню, как на редакционной "летучке" мне дали задание написать про бомжей. И в милиции посоветовали обратиться к Новожиловой, мол, она занималась составлением на них социальных паспортов. У нее и впрямь оказалось немало интересной информации. Да что говорить, та же милиция не раз обращалась к ней за помощью: кто в каком колодце живет, кто на какой помойке бутылки собирает. А если кто-то из жильцов жаловался на разбуянившуюся семью, узнавали у нее, что там за обстановка.

- Если ребенок плохо учится или вовсе прогуливает уроки, - рассказывает Светлана Борисовна, -социальные педагоги, посетив семью, пишут в представлении на комиссию по делам несовершеннолетних: "неблагополучный психологический климат". А что кроется за этой казенной фразой: конфликты между родителями и детьми или между родителями? А, возможно, виной всему несложившиеся отношения между отчимом и неродным ребенком?..

Она рассказывает, что есть два паренька, которые постоянно убегают из дома, объясняя это тем, что не хотят жить с отчимом. Бывает и такое: казалось бы, полная, благополучная семья, а поведение сына в школе хорошим не назовешь, лидирует (не в самом лучшем смысле этого слова) в группе. ребят, подстрекает их на хулиганство. Парадокс - и в благополучной семье "неблагополучный психологический климат". Почему? Вместе с родителями надо искать причины. Этот не канцелярский, а психологический упор в работе Новожиловой, видимо, от ее основной профессии: по образованию она педагог-психолог. Соглашается: к каждому нужно свой подход найти, как говорится, к кому с пряником, к кому с кнутом. Одних убеждать приходится, уговаривать, других сразу вызывают на комиссию для "коллективной проработки".

После обеда, с Новожиловой и Надеждой Кузнецовой, социальным педагогом первой школы, мы отправляемся в рейд по семьям. Четырнадцатилетняя девочка по болезни школьную программу проходит на домашнем обучении. Но это не всегда происходит успешно. Порой педагоги постоят у дверей квартиры и поворачивают обратно: никто не открывает. Настя (назову ее так) объясняет это тем, что иногда ночует у подруги. А нет желания учиться, потому что многого не понимает. Светлана Борисовна и Надежда Алексеевна убеждают, что учеба нужна не взрослым, а самой девочке. Но все как об стенку горох... Говорят, что придется вызывать ее с мамой на комиссию, но и этот "номер" не проходит.

"Это некрасиво, вы меня шантажируете". Впрочем, никто не собирается Настю запугать: хотят только, чтобы она использовала свой шанс и стала грамотным человеком. Надежда Алексеевна рассказывает Насте, какие справки она должна собрать (мама у нее инвалид), чтобы получать в школе бесплатное питание. Зачастую в таких семьях не заботятся даже о получении положенных им льгот. Например, одна из многодетных матерей вообще не утруждает себя "выходом в свет", даже рожает дома. Необходимые документы на детей, на материальную помощь оформляют сами же работники соцслужбы - жалко их все-таки.

Когда выходим на улицу, завожу разговор об увиденном и услышанном: Настя уже взрослая, самостоятельная, плюс юношеский максимализм, не поздно ли за нее взялись? По словам Светланы Борисовны, это одна из проблем - разглядеть беду и помочь вовремя. Потому-то она и настаивает иногда на изъятии ребенка, на лишении родительских прав, если, скажем, родители пьют, постоянно в доме устраивают разборки и потасовки. Хотя, в принципе, считает это крайней мерой. Но если ребенка забрать из семьи в 10-11 лет - это уже поздно: он видел, как живут его родители, не только смирился с этой жизнью, но и, возможно, сам втянулся в нее. Сначала мать продает за бутылку свою дочь собутыльнику, а потом та сама решает для себя, даже если будет жить отдельно от матери, что так легче: зачем учиться, искать работу?..

...В двух квартирах нам не открывают двери: то ли дома нет никого, то ли просто не захотели общаться. Идем дальше, издалека слышим перепалку. Входим в комнату и... спирает дыхание от запахов спиртного, грязи, чего-то непонятного. Мать, опустившаяся, неприбранная женщина, поднимается с дивана. Она плохо ориентируется в пространстве, но старается выглядеть гостеприимной. "Проходите, садитесь". Пока женщина пытается убедить нас с Надеждой Алексеевной, что у них все в порядке (она уже несколько дней не пьет, детей кормит исправно), Светлана Борисовна беседует со старшей дочерью. Таня говорит, что школу посещает, учиться изо всех сил старается хорошо. При этом девочка избегает прямых взглядов, такое впечатление, что готова провалиться сквозь землю. Мать начинает кричать, обвинять во всем мужчину: пусть он отсюда уходит, раз живет с этой... (дальше следует нецензурная брань). Муж, кашеварящий на кухне, выскакивает на нее с кулаками. Утихомирившись, объясняет: да разве можно с такой жить, посмотрите на нее, да, есть у меня женщина, Марина, за бутылкой сейчас в магазин убежала... Таня, чтобы не видеть всего этого, закрывается в другой комнате. Светлане Борисовне приходится напомнить мужчине, что он недавно освободился из заключения, поэтому не стоит слишком размахивать кулаками.

Удрученные, выходим на улицу. На душе нехорошо, противно и горько: если такие разборки - обычное дело в этой семье, как там жить детям? Вряд ли таким людям помогут увещевания: их нужно лечить от алкоголизма. Но на это у социальных служб нет денег. Да и закона о принудительном лечении нет. А хотят ли эти бедолаги сами избавиться от своего недуга - большой вопрос...

"секции" на стук долго не отвечают. Наконец, открывает соседка: "А, вы к этим - вчера весь день гудели, сегодня не слыхала, наверное, отсыпаются". Дверь в комнату открыта. Поперек дивана в одежде и обуви три распластанных тела: две женщины и мужчина. По ним с отрешенным взглядом молча ползает голенькая худенькая двухгодовалая девочка. Спящие на нас никак не реагируют. С вахты соседнего общежития вызываем милицию, чтобы временно изъять ребенка. В Котласе, например, для таких целей существует социальный приют. Крайне необходим он и у нас, но пока нет. Поэтому ребятишек направляют в детскую больницу.

Когда входим в комнату уже с милиционером, мать просыпается. Причитая, потерянно ходит по комнате, ищет детскую одежду: "Мне потом отдадут мою девочку?" Светлана Борисовна, разговаривая с малышкой, одевает ее. На веселые гримасы чужой тети малышка отвечает улыбкой. Огромные голубые глаза, светленькие кудряшки - словно ангелочек с картинки. Невольно подумалось: бездетные семьи годами стоят в очередях в домах малютки на усыновление, а кому-то Бог дает такое чудо...

Гуманно ли отбирать у матери, какой бы она ни была плохой, ребенка? Не честнее ли по отношению к детям родителей, которые не могут или не хотят заботиться о своих чадах, просто не давать появиться им на свет, скажем, стерилизацией женщин, которые не способны быть матерями в полном смысле этого слова? Вопросы, на которые нет однозначного ответа. Мы приглашаем читателей поразмышлять над ними. Ждем ваших звонков...

Анна РЫЖКОВА.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя