Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
2 марта 2002 (23)
Нина ВОЛКОВА.

Почему мы не живем как в Германии

В чем благополучие немецких граждан? Этот вопрос я задавала многим: своей дочери, давно живущей в Германии, "русским" немцам, но вразумительного ответа так и не получила. Для себя я решила: хорошо они живут потому, что получают достойную зарплату. Но с моим заключением собеседники из объединенной Германии не соглашались.

Одни говорили, что счастье вовсе не в деньгах, есть более значимые составляющие этого самого счастья. Другие доказывали, что не так уж они благополучно живут, как это кажется мне - российской пенсионерке о каком благополучии, дескать, может идти речь, если дерут такие налоги? Третьи вообще не понимали, о чем идет речь, видимо, не ощущая благополучия из-за своих - а они есть в каждой семье - проблем: дети-неудачники, страдающие наркоманией или ушедшие в панки, неудачные браки, безработица или маленькие, в сравнении с другими, зарплаты.

Позднее я поняла бесперспективность своих интервью, большинство немцев даже не представляют, как мы живем на святой Руси. Их это, откровенно говоря, не интересует. Более месяца я прожила в Германии, но ни разу на многочисленных телевизионных каналах не увидела ни одной информации из России (благо за это время у нас не случалось ни авиакатастроф, ни землетрясений.) Мне было откровенно обидно, что каждый день говорили про Израиль, про Афганистан, а вот про нашу великую державу - ни слова. Когда я задавала немцам вопрос о их благополучии, им, кроме бывших наших соотечественников, не приходило в голову сравнивать себя с россиянами, поэтому и благополучие свое мерили по кому угодно, только не по нам с вами.

У жителей Германии, конечно, тоже есть проблемы, но они не такие острые, как у нас. И даже объединение двух разных по сути стран прошло для них куда менее болезненно, чем перестройка в бывшем Советском Союзе. Да, бывшие гэдээровские промышленность и сельское хозяйство -а это тысячи предприятий - канули в Лету. Но катастрофы не случилось. Взамен тому, что производила социалистическая страна, пришли в большом избытке высококачественные товары из-за берлинской стены. В небольшом городке Шенебеке, где я была уже десять раз, - пустующие корпуса заводов, фабрик, институтов, лабораторий. Но это не повлияло на благосостояние людей, потому что закрылись предприятия, в которых большой нужды у государства, в общем-то, не было.

Конечно, моральное состояние граждан Восточной Германии пострадало, ведь тысячи и тысячи остались без работы. Но.. не без средств к существованию: каждому безработному с первых дней объединения страны было обеспечено пособие, которое, по моим представлениям, позволяло безбедное существование. Это обернулось парадоксом многие из граждан Германии, особенно люди, не имеющие высококвалифицированных профессий (а это в большинстве своем эмигранты из этнических немцев и евреев), поняли, что лучше сидеть дома, чем ходить на работу за те же деньги.

Сегодня правительство страны пытается исправить положение таким путем: минимальная заработная плата не должна быть ниже пособия по безработице, но пока эти усилия не увенчались успехом. Вот такой пример одна из "русских" немок была безработной лет пять, получала пособие в тысячу марок, что в переводе на рубли - 13 тысяч. В Германии мало кто из трудоспособных довольствуется этой суммой. Наконец женщина нашла работу -убирать школу, ей стали платить 2100 марок, за вычетом налогов получалось на руки 1900. А когда правительство решило увеличить размер зарплаты низкооплачиваемых профессий, чтобы не уравнивать их представителей с безработными, женщина стала зарабатывать 2500 марок, но на руки получала 1800. После первой зарплаты уборщица подумала, что ее обсчитали, а когда ей пояснили, что чем выше зарплата, тем больше налоги, она призадумалась: не лучше ли сидеть дома, чем выполнять грязную работу? Она мало чего потеряет в доходе, если учесть, что пособие по безработице составляет 65 процентов заработка.

Безработица в Германии, как и у нас, очень высокая Если в западной части она составляет 4-5 процентов, то в восточной доходит до 22 процентов. Содержание безработных полностью ложится на плечи работающих, поэтому понятно их возмущение: средний заработок составляет 5000 марок, а на руки человек получает только 3000. Это большие деньги для нас, немаленькие и для немцев, но представьте себе их отношение к налогам, которые при этом еще и растут.

Пенсионеры в Германии, как и у нас, кормятся нефтепродуктами. Парадокс? Но это так. Снизилась мировая цена на нефть, и наши пенсионеры не получили в ноябре прошлого года обещанной надбавки. А в Германии, когда не стало хватать денег пенсионного фонда, накинули налог на каждый литр бензина 7 пфеннигов. Знало правительство, где взять деньги - машина и не одна имеется в каждой семье.

Но уровень жизни пенсионеров двух стран даже сравнивать не приходится. Мы - нищие люди, немецкие старики - один из состоятельных слоев общества. Пенсионеры в Германии - самые путешествующие, они постоянно совершают вояжи как по стране, так и по миру. В Дрездене, например, в одной из лучших гостиниц номер стоит от 100 до 150 марок в сутки, а останавливаются там почти одни пенсионеры. Ну-ка представьте, что какая-нибудь российская бабулька выложит за сутки 1300 рублей или совершит путешествие по Европе или на Канары этак за 50-60 тысяч? А в Германии это запросто. Потому что пенсионерам, особенно вдовам и вдовцам, некуда девать свою высокую пенсию. Моя сватья Хелене получает около 3 тысяч марок в месяц -это ее пенсия, плюс пенсия покойного супруга. Она имеет свой огромный дом, содержание которого обходится недешево, помогает двум безработным сыновьям и еще ежегодно путешествует в соседние с Германией страны.

Как-то раз смотрела по телевизору репортаж: в круизе на комфортабельном лайнере - пенсионеры. Бабушки в золоте и бриллиантах в вечерних нарядах танцуют с 70-80- летними кавалерами, одетыми в смокинги. Человек восемь старичков подрабатывают в круизе учителями танцев.

Два года назад моя сватья Эмилия на свое 90-летие попросила детей подарить ей... кольцо с бриллиантом. Эта женщина никогда не была капиталисткой, ни просто богатой, в ГДР она работала швеей... Такие вот запросы у немецких пенсионеров.

Не обижены в Германии и студенты. Минимальная стипендия у учащегося техникума (если он попадает в категорию малообеспеченных) составляет 350 марок -около 4000 рублей.

Говоря о разнице в зарплатах, пенсиях, пособиях, имеет смысл сказать и о ценах. Средняя семья в Германии на питание в месяц тратит от 10000 до 20000 рублей. Цены на продукты вполне умеренные и сопоставимые с нашими. Моя дочка, к примеру, не знает точно, сколько стоит сахарный песок, хлеб, булочки, картошка, хотя постоянно покупает продукты сама. Она, конечно, предполагает, что батон стоит не 20 марок, но пять или шесть, может, восемь.. В эти детали она не вникает. Дочь все время повторяет: мама, не жалей картошки, она у нас ничего не стоит. Действительно, для их зарплаты наши шесть рублей за килограмм картошки кажутся мелочью.

Один из главных и дорогих продуктов - мясо, оно стоит от 130 до 200 рублей. Но можно купить и мясо с косточкой или свиную ножку, килограмм которой стоит всего две-три марки (30-40 рублей). Пиво там дешевле нашего или в такой же цене. Я постоянно брала отличное пиво по 90 пфеннигов за пол-литра, то есть за 12 рублей. У нас пиво такого качества стоит 15-20 рублей. Вино-водочные изделия не дороже наших, а есть и в два-три раза дешевле. Например, литровая бутылка сухого красного вина, из которого получается отличный глинтвейн, стоит всего две-три марки, а семисотграммовая бутылка ликера - 90-100 рублей.

В общем, в сравнении с нами немцы живут значительно состоятельнее, нам такого благополучия при самом благоприятном развитии нашей великой державы не видать еще лет 100. Но за счет чего Германия этого добивается? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, наверное, сделать экскурс в недавнее прошлое этой страны, когда она была разделена на две половины. До объединения я несколько раз побывала в восточной части - в ГДР. Меня там поражало все, и первое, что бросалось в глаза, - торговые прилавки с изобилием, культура обслуживания. Великая штука - сравнение! Когда я ехала из Коряжмы за рубеж через Ленинград, северная столица выглядела верхом благополучия - на прилавках три-четыре сорта колбас, мясо, рыба -у нас ничего этого не было. Но когда возвращалась из Германии, Ленинград мне казался очень бедным, серым, грязным городом, а Коряжма - захудалой деревней.

Точно так же сравнивали немцы Восточную и Западную Германию Вот что рассказывала мне Герта Мюллер:

- У меня в Западной Германии живет родной брат с семьей, там же, недалеко от Мюнхена, - двоюродные братья и сестры. Ездить часто к родственникам тогда не разрешали, но хотя бы два раза в год выезд был все же возможен. Когда я приезжала туда, меня поражало богатство ФРГ, состоятельность родственников, хотя они были простыми заводскими рабочими.

У брата, вспоминает Герта, был "Мерседес", а в ГДР продавали лишь машины, выпущенные заводами соцлагеря. Теперь-то дети и внуки ездят на лучших автомобилях, а гэдээровские заводы по выпуску машин были закрыты в первые годы объединения.

Погостив у родственников, Герта приезжала домой, нагруженная как верблюдица продукты, товары из Западной Германии не шли ни в какое сравнение с произведенными в восточной части Пенсия в ГДР была небольшой, часть привезенного женщина продавала, это было прибавкой к ее бюджету.

- Бывало, поставишь рядом две банки кофе - нашу и из ФРГ - и видишь огромную разницу. Наше - в металлических коричневых или серых банках, там - в роскошных стеклянных или красочных металлических. И качество было несравненное. Американские, французские и западногерманские джинсы, куртки, другая одежда тоже не могли по качеству сравниться с теми, что продавали у нас в магазинах.

Когда я приехала в бывшую ГДР в 1991 году, уже после объединения, закрывались промышленные предприятия, а магазины освобождались от произведенных при социализме товаров. Все продавалось по бросовой цене или вообще свозилось на свалку. Странно, но и по ничтожным ценам покупать товары никто не хотел. Все население Восточной Германии кинулось покупать то, что потоком пошло из ФРГ. Мой зять, к примеру, в первый же год купил французский "Ситроен", о чем потом долго жалел после того, как машины в продажу пошли валом, за те же деньги можно было купить куда более престижную марку.

С объединением в Восточной Германии принципиально изменилась жизнь. Производство качественных товаров потребовало от бывших социалистических немцев иного подхода к работе, иной дисциплины и работоспособности, иной квалификации. Я уже упоминала, что большинство предприятий в ГДР были сразу же закрыты, более престижные в плане развития скупили западногерманские капиталисты и подвергли коренной реконструкции, чтобы уровень технологий привести в соответствие с мировыми стандартами. Потому что продукция должна соответствовать мировым стандартам и продаваться на мировом рынке.

В небольшом сорокатысячном городе Шенебеке, с которым связала меня судьба, из трех крупных предприятий работает сегодня только одно - бывший тракторный завод. На примере этой капиталистической фирмы можно проследить, как нынче развивается промышленность Восточной Германии.

Бывший тракторный завод перекупила западногерманская фирма, принадлежащая семье Доппштадт. Зарождалась фирма в 1965 году с небольшого сельхозпредприятия на территории ФРГ. Развитию бизнеса благоприятствовала совместная работа с водным хозяйством Рейнско-Рурского региона, для которого был разработан полный технологический цикл подготовки питьевой воды. Спустя 10 лет уже был создан огромный завод в Фельберте, который специализировался на выпуске экологической техники. Гордостью фирмы и сегодня является экологическое оборудование, предназначенное для измельчения, сепарирования, смешивания и переукладывания мусора на свалках. С объединением Германии фирма купила в восточной части новые производственные мощности, сегодня она преуспевает и продает свое оборудование и машины по всему миру. В России, на Украине, в Узбекистане у капиталистов есть совместные предприятия. А в развитых странах, включая Японию, - свои дилеры или импортеры.

Кстати, надо отдать должное капиталистам, даже перепрофилировав завод, они продолжают снабжать запчастями трактора и косилки, купленные в свое время нашими советскими колхозами и совхозами на тракторном заводе в Шенебеке. В С - Петербурге сегодня успешно работает совместное предприятие "Кировец-Ландтехник", организованное фирмой Доппштадт.

Капиталистические подходы к производству, их технологии потребовали от работников завода новых качеств. Вот что рассказал мне один из рабочих тракторного завода Манфред Лампе:

-На этом заводе, построенном в послевоенное время, работали мои дед и отец, а после окончания училища в 1980 году пришел сюда и я. Считался высококвалифицированном токарем. Но когда фирма Доппштадт купила наш завод, то всему коллективу были устроены квалификационные испытания. Более половины работающих подпадало под сокращение, новым хозяевам надо было отобрать самых квалифицированных. Я этот экзамен выдержал, но требования к нам, рабочим, как в дисциплине, так и в технологии довольно высокие. Мы работаем по восемь часов, получаем хорошую зарплату, которая в ГДР нам и не снилась. Но ритм работы очень высокий, значительно повышены требования к качеству.

Да, качество и количество труда при капитализме значительно изменились. Моя дочка - инженер по компьютерам - недавно перешла работать из государственного учреждения в частную телефонную компанию. Вот каковы ее впечатления.

- Раньше, особенно в ГДР, мы не знали, как дождаться конца рабочего дня. Бывало, я вязала на работе детям свитера, а после обеда в своем кабинете могла и вздремнуть украдкой. Теперь же работаем в таком темпе, что не замечаем, как летит время. И работы не убывает. Начальство ставит перед нами задачи одна другой труднее, работаем по 10-12 часов в сутки, за полгода я объехала пол- Германии по командировкам. Беру работу на дом, если это касается составления программ. Мне уже помогает младший сын-девятиклассник, который отлично разбирается в компьютерной технике и программировании. Во всяком случае, уже не надо думать, какую профессию выбрать после гимназии.

Надо сказать, сегодня в Германии молодые люди рано задумываются о своем будущем. Огромный процент безработицы в Восточной Германии заставляет родителей сызмалу готовить детей к будущему. Мой старший внук "не дружил" в школе с точными науками, зато хорошо знает языки. Но чтобы этим летом после окончания техникума ему устроиться на работу, надо знать как минимум два языка английский и на выбор - французский или испанский. Он знает еще и русский, но, к сожалению, ни одной из 25 фирм, которые заинтересованы в нем, русский не требуется. А работать он должен у предпринимателя секретарем-переводчиком с экономическим уклоном.

Молодежь в Германии еще в школе, как правило, учит два иностранных языка. Каждый из молодых людей в 18 лет сдает экзамен на право вождения автомобилем, благо машина есть в каждой семье.

Ну вот, пожалуй, и все, что мне хотелось рассказать о Германии. И я невольно сравниваю с Россией не только благополучие немцев. Вроде бы и у нас жизнь меняется, но денег у нас по-прежнему не хватает. В магазинах - полно товара, только вот взять мало чего можно. Купишь, к примеру, рыбу, принесешь домой, она растает, и вонь стоит по всей квартире. Лично я не раз свои покупки возвращала в коряжемские магазины не настолько богата, чтобы выбрасывать некачественные приобретения на помойку. В немецких магазинах некачественных продуктов нет, там никогда не торгуют уцененными почерневшими бананами. Если владелец магазина позволит себе реализовать то, что животные есть не будут, к нему просто не станут ходить покупатели и он разорится.

А еще у нас на работе по-прежнему вяжут носки и свитера, с нетерпением ждут окончания рабочего дня, хоть он и так сокращен до минимума. Молодые здоровые мужики наравне с бродячими собаками роются в помойках или стадами бродят по городу в поисках похмелья.

Восточным немцам было проще перестроиться на новую жизнь, им помогла установившаяся веками культура бытия, которая и определила культуру сознания. Нам надо с этого начинать в 21 веке.

Нина ВОЛКОВА.

Шенебек - Коряжма



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя