|
Трудовая Коряжма
5 марта 2002 (24)
Раиса СПИРИХИНА.
За субсидиями обращаются только малоимущие. Но их много
На январской сессии депутаты Городской Думы, не выдержав натиска аргументов в
пользу повышения коммунальных платежей и спасая бюджет, приняли решение о 90-
процентной оплате населением услуг ЖКХ. По новым правилам расчет ведется с 1
февраля, жилье в среднем подорожало на 15-20 процентов.
Прежде чем получить -нужно доказать.
Раскачивая скрипучую телегу жилищно-коммунальной реформы, правительство и
президент не устают повторять, что "переход на 100-процентную оплату пока не
реален" и что в ближайшие восемь лет "резкого повышения тарифов не будет". Под
словом "резкого", по-видимому, понимается увеличение платежей вдвое - втрое, а
может, и вдесятеро, на фоне чего 20% - несущественная мелочь, к которой мы скоро
привыкнем.
К тому же убаюкивают прежде всего малоимущие слои населения - им не грозят
большие платежи. Единственное, что от них требуется, - вовремя оформлять
документы на субсидию и регулярно оплачивать ЖКХ тот мизер что остается на их
долю. То есть не копить долги. Ведь основной смысл реформы - отказаться от
"перекрестного" субсидирования (когда деньги из казны общим потоком
перечисляются ЖКХ) и перейти к компенсации затрат конкретных граждан, не имеющих
достаточных доходов. Ожидалось, что и в Коряжме 90-процентная планка увеличит
поток жильцов, которым бюджет станет помогать рассчитываться за услуги
коммунальщиков. Мы решили выяснить, как сегодня обстоят дела на этом "фронте".
В Коряжме существует две "конторы", которые занимаются льготниками по оплате
жилищно-коммунальных услуг. Во-первых, это специалисты по субсидиям в
администрации города и, во-вторых, отдел субсидий при МУП "ПУ ЖКХ". Их функции
строго разграничены, хотя, разумеется, специалисты работают в тесном
взаимодействии. Кабинет в администрации - первая стадия для тех, кто хлопочет о
коммунальных льготах. Здесь принимают все необходимые справки и устанавливают
статус "малоимущей семьи" или "малоимущего одиноко проживающего
гражданина" и выдают соответствующие свидетельства. Все данные заносятся в
компьютер, что облегчает дальнейшую работу, поскольку "звание" малоимущего
присваивается не навсегда - его приходится то и дело подтверждать.
- Правила для разных категорий населения разные, - говорит специалист отдела
Людмила Капитоновна Гладышева. - Для пенсионеров это год, а для остальных
граждан - шесть месяцев.
За основу берется один показатель: чтобы получить субсидию, среднедушевой доход
в семье должен быть меньше прожиточного минимума по Архангельской области. На
данный момент таблица выглядит следующим образом. Для мужчин от 16 до 60 лет -
2061 руб.; женщин от 16 до 55 лет -1892 руб., для пенсионеров (женщины 55 лет и
старше, мужчины 60 лет и старше), а также инвалидов I и II группы - 1370 рублей.
Свой "тариф" и по детским субсидиям: до 7 лет - 1441 руб., от 7 до 15 лет - 1820
руб. То есть, когда посетитель предоставляет
все необходимые документы и справки о доходах семьи, их сравнивают с
минимальными и определяют, "вписывается" ли эта семья или отдельный гражданин в
понятие малоимущий.
По данным отдела, сегодня "вписываются" 1522 семьи и 622 одиноких коряжемца.
Много это или мало?
- Даже по сравнению с другими городами нашей области это немало, - считает Ольга
Александровна. - К примеру, в Новодвинске только 7% горожан пользуются
субсидиями, у нас же это более 10%.
О причинах подобной разницы в городах, сходных по экономическо-социальному типу,
можно только предполагать. То ли наш город сильнее "постарел" (по данным на 2001
год, 19 % населения Коряжмы - старшего возраста), то ли сильнее обеднел (хотя
среднестатистическая зарплата по итогам прошлого года со-ставляет 5479 рублей, а
в декабре - более 7 тысяч на среднюю "душу"). То ли безработица гнетет сильнее,
чем в Новодвинске (и это, кстати, на самом деле так:
близость Архангельска позволяет новодвинцам, не занятым на Архбуме, найти себе
работу в областном центре. У нас же потребность в рабочей силе ограничивается
возможностями своего города). А, может, наши специалисты работают более активно?
Судя по очередям, которые не уменьшаются, этот кабинет пользуется большой
популярностью граждан В месяц через него проходят до 500 человек "это и те, кто
продлевает действие свидетельства, и новые люди".
Не все получают свидетельства - одни просто не соответствуют статусу, другие не
успевают вовремя собрать многочисленные справки. Но это не значит, что путь за
субсидией им заказан. попытку можно и повторить. Здесь даже подсказывают, как
можно справляться с нуждой тем, кто до сих пор не знает о полагающихся им других
льготах.
- Приходят к нам мамочки с мизерными доходами, жалуются на судьбу. Спрашиваем: а
вы пособие на детей получаете? - Не-е-т. Почему? Молчат, пожимают плечами.
Отправляем таких к специалистам по детским пособиям - сто рублей, говорим, вам,
наверное, не лишние...
Вообще же столь тонкая материя, как определение уровня жизни граждан, требует
постоянного контакта с другими государственными службами. Как с точки зрения
интересов самого гражданина (например, безработным здесь советуют встать на учет
в центре занятости), так и с точки зрения интересов государства, которому не
выгодно субсидировать "псевдо-малоимущих". Отсеивать тех, кто решил "проскочить"
на дармовщинку, тоже входит в обязанность специалистов отдела.
- Мы обязаны проверять достоверность всех данных, которые предоставляют
посетители, - рассказывает Ольга Александровна Стош. - И если, например,
выясняется, что в справке перечислены не все доходы семьи или отдельного
гражданина, право на субсидию не выдается.
Бывает, что кому-то "посчастливится" разок-другой обойти все препоны, но как
только истинное положение дел выясняется, субсидия снимается уже со следующего
месяца. Естественное, в общем-то, желание уменьшить размер коммунальных платежей
приводит сюда разных людей. И не всегда самых бедных. Одни, получив разъяснение,
смиренно удаляются. Другие, случается, пробуют "качать права".
- Знаете, мы убедились, что чем бедней человек, тем больше в нем достоинства.
Те, кого жизнь и в самом деле не балует, ведут себя скромно, они чувствуют
неловкость от того, что вынуждены обращаться за субсидиями. Хотя в данном случае
это их полное право. А вот некоторые дамы в мехах и с мобильниками пытаются
доказать порой недоказуемое, да еще в таком тоне, что становится стыдно за
них...
Как правило, в таких ситуациях оказываются предприниматели (или те, кто
формально имеет такой статус), имеющие к тому же и другое, постоянное место
работы. Оттуда и приносят справку о доходах, "забывая" о параллельной
деятельности. Впрочем, государство тоже не промах: переведя механизм
субсидирования с "общака" на конкретных граждан, оно будет, конечно, ужесточать
и контроль за нашими с вами доходами. Возможности для этого есть:
не случайно ведь формируются базы данных в государственных учреждениях, таких
как соцзащита, органы юстиции, ГИБДД и налоговая инспекция. Да уже и сегодня от
тех, кто по закону должен представлять декларацию в налоговый орган, требуют ее
копию - в случае, если есть желание получить жилищную субсидию. В Череповце,
судя по заметке в предпоследнем номере "АиФ", пошли еще дальше. Там учредили
комиссию, которая ходит по домам и "на глазок" определяет степень социальной
незащищенности граждан. Правда, подобные методы вызывают серьезные сомнения в их
юридической обоснованности, да и кто даст гарантию, что все чиновники поступают
справедливо и бескорыстно?
В мэрии Коряжмы пока действуют не столь экзотическими методами. А в дальнейшем,
по-видимому, между городской администрацией и получателем пособия будет
заключаться специальный договор, проект которого сейчас разрабатывается. В нем
будут учтены все права и обязанности сторон.
Федеральный стандарт для Москвы не указ
Ну хорошо, с теми, кому положены льготы (ветераны и инвалиды войны, пенсионеры и
т.д.), и теми, чьи доходы меньше прожиточного минимума, кажется, ясно. Для них
прямая дорога - за субсидиями в мэрию. Но как же обстоят дела с пресловутыми 23
процентами от доходов семьи, которые не должны превышать удельный вес
коммунальных платежей?.Неужели с введением 90-процентной оплаты и этого "порога"
количество имеющих право на субсидии не увеличилось? На эту тему мы беседовали
уже в отделе жилищных субсидий при МУП "ПУ ЖКХ". Сюда приходят люди, получившие
свидетельство об установлении статуса малоимущих в мэрии. Здесь происходит самое
главное: их документы еще раз проверяют, потом данные заносят в базу компьютера
и передают в бухгалтерию ЖКХ,
где, собственно, и начисляются коммунальные платежи.
Здесь говорят, что субсидии для многих весомое подспорье, ведь оплата порой
снижается в разы:
бывает, что человеку приходится доплачивать по 50-100 рублей. Есть также
надежда, что адресная помощь позволит снизить "напряженку" с долгами. Многие
"созревают" до понимания, что лучше начинать расплачиваться сейчас, чем загонять
себя в еще большую долговую яму.
- Некоторые приходят и спрашивают: возьмете ли нас с долгами? Конечно, если
субсидия положена, мы ее оформляем, -рассказывает Валентина Павловна Попова. -
Но при этом стараемся внушить человеку, что надо платить вовремя хотя бы ту
часть, что положена, нельзя наращивать долг до бесконечности.
Правда, есть в реестре и такие жильцы, что вовсе не думают о коммунальных
платежах, задолженность у иных достигает 15 тысяч. Но, как здесь говорят, "хотя
бы новую не наращивали..." Составляют даже индивидуальные для каждого графики
погашения долгов, стараясь уговорить клиентов "уложиться" в шесть месяцев, до
очередного срока подтверждения права на субсидию.
Но это, опять-таки, речь о тех, кто или не работает совсем, или получает
копейки. А остальные, более-менее зажиточные граждане? Отдел, кстати, существует
уже восьмой год, и, по словам его сотрудников, особых перемен в связи с новыми
ставками пока не заметно. "Приходят все те, кто уже пользуется субсидиями, чтобы
их подтвердить. Есть и новые, но все они идут по прожиточному минимуму",-
говорит старший инспектор Марина Изосимовна Меркурьева.
- Выходит, платежеспособность Коряжемцев настолько высока, что порог в 23% от
доходов семьи никто не перешагивает? Но ведь стоимость коммунальных услуг
заметно возросла, неужели всем, кто работает, по плечу такая ноша?
- Выходит так, - улыбается Марина Изосимовна. - Конечно, нагрузка увеличилась, и
для семейного бюджета не все равно, платить, скажем, за трехкомнатную квартиру
680 рублей, как в прошлом году, или 800-900 рублей - в нынешнем... И все-таки
большая часть населения укладывается в "норму" и их платежи не превышают
установленного порога.
По этой "статье" проходят разве только студенты и безработные. Например,
учащиеся ГПТУ за свои 33 кв. метра (социальная норма) обязаны доплачивать 26
рублей. Таковы реалии, которые, впрочем, не могут не внушать оптимизма (разве
плохо, что в городе высокий уровень доходов, а следовательно, и жизни?). Вот
только всегда тянет сравниться еще с кем-либо, к примеру, с любимой Москвой. И
по одной простой причине: в том же номере
"АиФ" вице-премьер Матвиенко на вопрос журналистов о том, будет ли она
оплачивать 100% за коммуналку, ответила категорическое "нет". "Зарплата вице-
премьера не позволяет мне платить 100%. По закону, если сумма за коммунальные
услуги превышает 22% от бюджета всех членов семьи, то я имею право обратиться за
субсидией. Так я, наверное, и поступлю".
Напомню, что в столице власти предложили жителям, которые считают себя богатыми
(решено считать гранью 8500 рублей на душу в месяц), добровольно платить за
жилье 100%. Когда я рассказала эту историю своим собеседницам, они весело
смеялись. "Не знаю, как это у них получается, а мы, хотя и не вице-премьеры, но
треть своего заработка честно отдаем за коммунальные услуги".
Понятно, что сравнение "зажиточной" по областным меркам Коряжмы с богатой
Москвой никуда не годится. Там, судя по всему, неограниченные возможности
заботиться о своем населении (и не только малоимущем). Вот как об этом заявляет
вице-мэр столицы Валерий Шанцев в газете "Московский комсомолец": "...Жилищно-
коммунальная реформа проводится по всей стране уже три года. И в Москве она идет
гораздо мягче, чем в других регионах. Если россияне уже платят от 60 до 70
процентов себестоимости жилищно-коммунальных услуг, то москвичи - 44. Если в
других регионах порог удельного веса коммунальных платежей в доходах - 24
процента, то в Москве - 13. И это несмотря на то, что доходы москвичей выше, чем
у остальных россиян (подчеркнуто мной. - Р.С.). Мы, когда проводим какие-то
преобразования, не ставим себе цели вытянуть как можно больше из карманов
москвичей и заменить ими расходы из бюджета".
Вот так-то. Госпоже Матвиенко, отвечающей за социальный блок в правительстве (а,
значит, и по всей России), волноваться не приходится: через полгода столичная
мэрия предполагает еще снизить планку удельного веса платежей в семейном
бюджете: с 13 до 8 процентов. Впрочем, у них там, наверное, совсем другая
реформа идет. У нас же - жесткий бюджет и жесткие правила: не давать Коряжме ни
копейки из областного бюджета, если не перейдем на следующую ступень платежей. В
2002-м перешли на 90%. Привыкаем? Привыкаем. И к 100 процентам привыкнем на
следующий год, причем без всяких там столичных "штучек" вроде добровольного
участия. В целом у нас выбора нет. Но есть хороший способ взять хотя бы то, что
положено по закону: если есть у вас право на субсидию, не поленитесь ее
оформить.
Раиса СПИРИХИНА.
| |