Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
18 апреля 2002 (42)
Владимир НОГОВИЦЫН.

Как начинался бизнес

Жить хорошо хочется всегда... Лучше, чем при царизме, хотелось жить многим гражданам новой России. Но манны небесной им по-прежнему не сыпалось, реки текли совершенно не молочные, кисельных берегов также не наблюдалось. И при на родном строе нужно было работать не покладая рук ...

Гражданская война и ее последствия повлияли на развитие торговых отношений. Дабы не пропасть, советская власть пошла на сделку с мелким капиталом, попутно давая развиваться потребкооперации и предпринимательству, которые, по разумению вождей, должны были насытить рынок необходимым товаром. И тем самым укрепить экономическую базу страны. Если торгаши и спекулятивные элементы драли шкуру с трудового народа, то государство пыталось поиметь свой интерес и с тех, и других. Нередко случались перехлесты. Подчас доходило до стычек, которые, бывало, перерастали в ярость, отнюдь не благородную. Выходило так кто кого переломит. В выигрыше, как правило, оставалось государство.

О развитии этого процесса можно проследить по документам и прессе тех лет. Все происходило, как в жизни хорошее чередовалось с плохим, трагическое соседствовало с комическим. Не поймешь, чего больше.

Помимо, так сказать, высоких идей, в воздухе витал и дух наживы. Так, в великоустюжской газете "Советская мысль" 3 января 1920 года мелькнуло следующее сообщение. Дескать, несмотря на то, что есть запрет на скупку и продажу меховых изделий, начальник Сольвычегодской милиции Воскресенский и милиционер Чупраков "практикуют это". А в Сольвычегодской "Борьба и Труд" (21 августа 1921 г) "пропесочили" потребительское общество "Эконом", пекущее хлеб, от которого, как замечено, "даже свиньи ворочат морду". Первые примеры защиты потребительских прав! "Конечно, у "Эконома", как всегда, найдется в свое оправдание "масса уважительных" причин, мешавших ему кормить граждан доброкачественным хлебом, но можно ли потребителям "Эконом" прощать такую бесхозяйственность безнаказанно?" - риторическим вопросом заканчивалась заметка. Только, похоже, никудышная работа пекарей продолжалась по-прежнему. В сентябре они снова удостоились критики. "... Выдавали такой детский хлеб, что если и взрослый человек поест, то и тот "впадает в детство" и вспоминает мать родную. Ну настоящий "вяземский пряник". Только если этим "пряником" покормить бы заправил "Эконома", то им бы не поздоровилось - и желудок подвело бы, и кишечник свернуло. Бедные детки Сольвычегодска!" Примеров хищений также хватало. В конце 1921 года в районе Котласского вокзала обнаружено 100 пудов закопанной в землю муки - "в казенных мешках". Явно продукт предназначался на продажу. Среди встречающихся сообщений - и "отлов" торговцев самогонкой и самих производителей сивухи.

Однако положительных моментов было больше. К примеру, в стране не отказались от ярмарочной торговли. В той же Северо-Двинской губернии в начале двадцатых годов их насчитывалось десятки. Так, в Сольвычегодском уезде проходило 3 ярмарки, в Великоустюгском - 9, а в Никольском - аж 22. "Количество сырья, обращавшееся на ярмарках губернии, довольно значительно, -указывалось в одном издании (см. "Бюллетень С. -Двинского губернского статистического бюро", N1, январь 1923 г.), - и первое место занимает льняное семя которого на все ярмарки свозилось в общей сложности 200 тысяч пудов". На втором месте по обороту стояла куделя -около 70- ти тысяч пудов. Причем, как замечалось в сносках, учтено далеко не все. Никто не считал торжки - одно- и двухдневные распродажи, а также летние ярмарки. А поскольку сведения о крупных населенных пунктах - Сольвычегодске, Великом Устюге, Яренске и Никольске не были поданы вовремя, то они в этот список просто не попали.

В 1922 году в Котласе преобладала рыночная торговля "с места". Если на 1 января ею официально занимались всего 2 человека, то через 6 месяцев - на 95 больше, в 3 раза больше стало и разносчиков товара - 6. (При том, что население города не превышало 3-х тысяч человек). Неразворотливый Сольвычегодск, похоже, тоже потянуло в бизнес на 1 июля здесь приторговывали 5 кооператорщиков (в январе - 1) и 4 продавца - из "частных лиц и компаний" (против 1-го полгода назад). Тут даже всех перещеголяли, открыв частную столовую-чайную. Впрочем, частный капитал покамест неуверенно прокладывал себе дорогу. Даже государственная новая экономическая политика не пробуждала в народе смелость. Он осторожно присматривался к ситуации.

Анализируя ход предпринимательской деятельности в крае, статистики подчеркивали "...подавляющее большинство - универсальные лавочки, миниатюрные "мюрмерилизы", торгующие не одним определенным товаром, а всем, что попало под руку". Преимущество же оставалось за кооперацией. Как же "90 проц. всех патентов, выбранных на торговлю в закрытых помещениях..."

А уже через пару лет именно о Котласе заговорили как о развивающемся центре торговли. Не забывая при сем блеснуть эпитетами "привилегированный соперник", "счастливый сосед" Великого Устюга. Ближайшая и единственная железнодорожная дорога где? То-то! Понятно, почему тут располагались агентства, представительства, многие базисные склады различных трестов и синдикатов. Отмечалось, что в сравнении с ним, Сольвычегодск и Никольск смотрятся как-то бледновато, поскольку торговый оборот двух городов строится на рознице. В денежном же отношении это выглядело так Котлас, имевший в первой половине 1924- 25 хозяйственного года 75 торговых заведений (2, 1 - на 100 жителей), давал на душу населения общего оборота на 966 рублей 69 копеек. Сольвычегодск, где торговых точек на полсотни меньше (1, 4 - на сотню горожан), имел в общем обороте лишь 110 рублей 27 копеек. Какое уж тут соперничество!

...С них, двадцатых годов, начинались первые навыки "цивилизованной" торговли и торговых отношений. И тогда же первые свои шажки в самостоятельный бизнес делали российские предприниматели. Правда, тогда их, почти ругательно, называли "нэпманами"...

Владимир НОГОВИЦЫН.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя