Трудовая Коряжма
4 апреля 2002 (36)
Александр СУББОТИН
...А на каком основании?
В газету пришло письмо от группы предпринимателей, в котором - ряд вопросов,
касающихся их непосредственной деятельности.
"Почему так резко возросли цены на прохождение медосмотра в поликлинике по
санитарным книжкам? В частности, дерматолог "стоил" 48 рублей, теперь - 82.
Проходим мы его через 3 месяца, хотя в Ленинградской области, например, через
полгода.
С этого года действует закон "О защите прав предпринимателей", в котором четко
указаны сроки плановых проверок магазинов контролирующими органами: не чаще
одного раза в два года. Так почему же наша Дума не пересмотрит свое решение об
утверждении ассортиментного перечня для торговых точек через год? Ведь это идет
вразрез с новым законом. В основном в магазине один и тот же ассортимент, а если
его необходимо изменить, предприниматель сам идет в ЦГСЭН.
Хочется подробнее узнать о работе контролирующего отдела при ГОВД. Почему при
проведении проверки не предъявляется распоряжение об осуществлении этих действий
и не обосновывается причина? Хотелось бы услышать разъяснения от компетентных
лиц со ссылкой на соответствующие законодательные акты.
От группы предпринимателей Т.Н. Чебыкина".
По порядку, как поставлены вопросы, я с помощью компетентных лиц - главного
бухгалтера городской больницы Натальи Сугак, санитарного врача Коряжемского
ЦГСЭН Людмилы Весниной, инспектора милиции Марины Губернаторовой - и буду
отвечать. Начнем с медосмотров. Городская больница является унитарным
муниципальным предприятием и не вправе самостоятельно регулировать цены на
предоставляемые услуги Цены, по предоставленным расчетам, утверждаются в
администрации города. В этом году бюджетное финансирование значительно
сократилось, и медикам приходится в какой-то мере рассчитывать на
самоокупаемость. Некоторые службы полностью переведены на хозрасчет.
Периодичность согласования ассортиментного перечня определена в дополнении к
Правилам торговли на территории муниципального образования, которые были приняты
Городской Думой постановлением N197 от 29.04.99 г.
Порядок внесения изменений в постановления городских властей определен
регламентом. Для изменения, неправильного с вашей точки зрения, положения
необходимо действовать через ваших депутатов. Они внесут вопрос
в повестку дня сессии, и после соответствующей процедуры изменение может быть
принято.
Федеральный закон N134 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля" от 14.07.01 г.
регулирует отношения сторон при проведении проверок. К деятельности милиции по
выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений данный
закон отношения не имеет. Отдел внутренних дел не является органом
государственного контроля и надзора, а является правоохранительным органом, на
который Федеральным законом "О милиции" от 18.04.91 г возложена задача по
предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, в
том числе и в сфере потребительского рынка, товаров и услуг. Во исполнение своих
обязанностей указанным законом сотрудникам милиции предоставлены права, в
частности, ст.11 п.25.
Различия между правоохранительными и контролирующими органами в том, что
последние имеют узкую административную юрисдикцию в пределах своей компетенции,
а также право на издание специальных нормативных актов и осуществление контроля
за их исполнением. Правоохранители таких полномочий не имеют, зато имеют право
на применение мер государственного принуждения (изъятие вещей и документов,
задержание и пр.).
В постановлении правительства N987 от 20.12.2000 г содержится перечень органов
государственного контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых
продуктов. Естественно, милиция в нем отсутствует. Но именно этот перечень
необходимо применять к Федеральному закону N134, таким образом, его действие на
правоохранителей не распространяется.
Деятельность сотрудников милиции в данном направлении носит характер оперативных
мероприятий (в том числе и проведение проверочных закупок, направленных на
выявление и пресечение правонарушений), и к плановым проверкам не относится. При
непосредственном обнаружении неблаговидных фактов милиционер обязан принять меры
к его пресечению и документированию. Документом является рапорт о выявленном
правонарушении на основании которого составляется протокол. Пакет документов
(сертификат соответствия, товарная накладная, лицензия и т.д.), запрашиваемых в
этом случае, имеет право потребовать любой покупатель. Соответственно, под
действие ФЗ N134 эти действия не попадают.
Неповиновение сотруднику милиции (только сотруднику милиции) предусматривает
ответственность по статье N165 Административно-процессуального кодекса. Так, в
начале марта 2002 года сотрудниками ППСМ ОВД составлен административный протокол
на продавца одного из торговых киосков. Она отказалась открыть киоск и
предоставить необходимые документы сотрудникам милиции после выявления нарушения
правил торговли при визуальном осмотре. Материалы направлены в городской суд для
решения вопроса о наложении административного взыскания.
Александр СУББОТИН
|