|
Трудовая Коряжма
30 мая 2002 (57)
Раиса СПИРИХИНА.
Прошлый год прожили с дефицитом
О том, как верстался бюджет прошлого года, "ТК" писала не раз: в отчетах с
сессий Городской Думы, когда обсуждался вопрос или вносились какие-либо
изменения и дополнения, в различных комментариях.
Казалось бы, год давно позади -зачем еще раз возвращаться к "старому" бюджету?
Наверное, повод все-таки есть: совсем недавно депутаты приняли отчет об
исполнении бюджета 2001 года. А поскольку принцип формирования "общего кошелька"
города остается постоянным, интересно посмотреть, из чего складывались доходы и
худа тратились средства в прошлом году.
О доходах
Доходная часть бюджета-2001 (с учетом "переходящего" остатка на начало года)
составила 241 млн. 758 тыс. руб. Напомним, что бюджет планировался с дефицитом
20, 6 млн. руб.
Из каких поступлений формировался бюджет?
-собственные доходы составили 189 млн. 907 тыс. рублей;
-субвенции из федерального и областного бюджетов на реализацию социальных льгот
- 23 млн. 783 тыс. руб., из них на выплату субсидий малоимущим - 5, 8 млн. руб.,
остальные -на реализацию льгот по социальным законам;
-дотации на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы - 2 млн. руб.;
-возврат средств по взаимным расчетам - 4, 5 млн. руб.
"Собственные доходы" - это прежде всего налоговые поступления, их доля составила
86%, или 181 млн. 646 тыс. рублей. Именно на эти деньги город жил, платил
зарплату бюджетникам, заботился о детях и помогал бедным, содержал социальную
сферу и жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт и многое другое.
Из всех налогов весомей всего -налог с доходов физических лиц (35, 8% от всех
поступлений) - 75 млн. 564 тыс. рублей. И чем богаче и зажиточнее будут
Коряжемцы, тем больше отчислений пойдет в городскую копилку. Затем идет налог на
прибыль предприятий и организаций (20, 7%), его собрано 43, 6 млн. рублей. На
третьем месте - налог на имущество (13%) - 27, 5 млн. рублей. План по сборам
этого налога перевыполнен больше всего, аж на 12, 5%. Причины две: в связи с
изменениями налогового законодательства увеличилась налого-облагаемая база, а
кроме того, с внедрением технологии бесхлорной отбелки целлюлозы на КЦБК
"подорожали" его основные фонды. Платежи за использование природных ресурсов
составили 14, 4 млн. рублей. Еще одно крупное поступление в бюджет дает налог на
содержание жилищного фонда- 13, 3 млн.руб.
Дальше идет всякая "мелочь" из платежей, которые к налогам не относятся, но все-
таки приносят в казну дополнительную денежку: доходы от сдачи в аренду
муниципального имущества и его продажи, аренда земли и ее продажа, штрафы и т.д.
За счет всего этого в казну еще "легло" свыше семи миллионов. Но при этом,
говорится в отчете, доходов
можно было получить и больше:
план по некоторым "источникам" недовыполнен. К примеру, не дотянули до расчетной
цифры со сбором на содержание милиции, меньше, чем ожидалось, поступлений от
лицензионного сбора за право торговли спиртными напитками, а также от аренды
муниципального имущества. Не красит бюджет и недоимка налогоплательщиков,
которая, по данным налоговой инспекции, на начало этого года составляла (с
учетом пени и штрафов) 6 млн. 822 тыс. рублей.
Да, еще были возвращены долги в сумме 25 млн. рублей - это за выданные в свое
время ссуды. Не полностью погашена ссуда МУП "ПУ ЖКХ": срок погашения остатка в
размере 2, 9 млн. руб. отодвинут до декабря 2003 года.
Итак, в общем-то понятно, из чего складывается доходная часть бюджета и какие
резервы не использованы. Остается только добавить, что почти 70% общего объема
налоговых поступлений идут от Котласского ЦБК. В прошлом году в городскую казну
комбинат заплатил 145, 5 млн. рублей.
О расходах
Список расходов очень длинный, поскольку бюджетные траты многолики и кому-то
могут показаться мелочными. Если
доходную часть бюджета можно сравнить с водохранилищем, в которое через узкий
глубокий канал поступает свежая вода, то расходную - с широкой дельтой реки,
уносящей по тысячам рукавов эту воду. Всем надо -и всем не хватает, вот обычная
логика бюджетных расходов. Но остановимся на самых заметных, что называется,
"принципиальных" тратах прошлого года.
Во-первых, напомним, что расходная часть бюджета исполнена только на 96, 1
процента:
дефицит, заложенный при его формировании, как и ожидалось, преодолеть не
удалось. 54% расходов составляет выплата заработной платы работникам бюджетной
сферы, на это ушло 116 млн. 805 тыс. рублей. Значительные суммы потрачены на
оплату продуктов питания (учащимся из малообеспеченных семей, детям-сиротам,
детям в дошкольных учреждениях, больным и т.д.) - 6, 7 млн. рублей. Более двух
миллионов пошло на оплату медикаментов, более 18 млн. рублей - на предоставление
льгот по закону "О ветеранах" и другим социальным законам. На реализацию целевых
программ (социальная поддержка малоимущих; планирование семьи;
борьба с преступностью; развитие общественных работ и т.д.) потребовалось 3, 2
млн.рублей.
Расходы на образование составляют 35% от общего объема расходов и, как
отмечается, ассигнования по сравнению с 2000 годом увеличились на 10%. Всего
израсходовано 83, 8 млн.рублей, но это 96% от запланированного. А вот сметы
расходов на культуру выполнены на 92%. Весомый процент затрат составляют расходы
на здравоохранение и физкультуру (19%), реальное финансирование составило 95, 5
процента от запланированного.
Одна из самых затратных статей местного бюджета - расходы на жилищно-
коммунальное хозяйство. В бюджете 2001 года было утверждено по этой статье
расходов 57, 7 млн. рублей, профинансировано - 56, 7 млн. руб., то есть на 98,
3%. А фактические расходы, судя по предоставленной ПУ ЖКХ отчетности, составили
77, 7 миллиона. Больше, чем планировалось, ушло средств на благоустройство,
капремонт, реконструкции ул. Кирова, а также на возмещение льгот по оплате жилья
и коммунальных услуг. В результате -рост кредиторской задолженности, общая сумма
которой к началу этого года составила 54, 6 млн. рублей, в том числе Котласскому
ЦБК как поставщику энергоресурсов - 45, 9 млн. руб.
По-прежнему затратным и убыточным остается городской транспорт. Из бюджета на
пассажирские перевозки было перечислено 6, 6 млн. руб., из них 5, 2 млн. руб. -
на возмещение расходов по социальным льготам. А из федерального бюджета
возмещение составило 248 тыс. рублей. Всего же в прошлом году автотранспортники
понесли убытков на 10, 2 млн. руб., причем 3, 5 млн. "повисли в воздухе": бюджет
не смог профинансировать предприятие полностью. Считается, что затраты возросли
из-за того, что "льготников" стало на 23% больше, а перевозки "платных"
пассажиров снизились на 4 процента.
Еще одна статья расходов традиционно не остается без внимания читателей:
содержание органов местного самоуправления. Напомним, что сюда входят не только
чиновники администрации города, но и комитет по управлению имуществом, Гордума,
финансовое управление. Доля расходов на оплату аппарата в общем объеме затрат
составляет 6, 5%, а средств было выделено 96, 3% от запланированных. В прошлом
году штатная численность (включая обслуживающий персонал) уменьшилась на девять
единиц.
Раиса СПИРИХИНА.
| |