Трудовая Коряжма
1 июня 2002 (58)
Владимир НОГОВИЦЫН.
Мать дитя качает, песню напевает...
Другие времена - и песни иные. А те, в старину бытовавшие, всё реже и реже
вспоминаются. Одних колыбельных, говорят, раньше было пруд пруди. А теперь
какая-нибудь молодая мамаша и одной-то до конца не знает. Не знает - и всё
тут... Впрочем, кому это сейчас нужно?! Примерно с такого вопроса и началась
когда-то наша встреча с преподавателем Санкт-Петербургской консерватории,
большим знатоком устного народного творчества, автором многих статей и книг по
фольклору Е.И. Мельник.
-Елена Ивановна, не кажется ли вам странным, что большинство колыбельных несут,
так сказать, бытовой оттенок? Ну зачем, скажите на милость, ребенку-несмышлёнышу
про крестьянскую "долю" напевать?
-А чему удивляться? Весь этот мир сызмала окружал селян. Труд - изо дня в день.
Пели: "Нам чужая работка не по силе, с той работушки рученьки болят". Как было -
так и певалось. И маленький человечек, не сознавая того, уже с пеленок привыкал
к деревенскому образу жизни. Что в детстве услышано - не забудется. В душу
проникло, вот ведь как!
Косят старшие траву, обязательно инструмент подержать дитяти сунут: привыкай!
"На работку отведут, в руки косоньку дадут..." Это ж семейные устои, куда ж без
них-то! Кстати, начало покоса всегда считалось торжеством из торжеств. Воистину
- на работу как на праздник! Даже костюм шился для этого первого дня... А вообще
народ русский испокон веку стремился к красоте.
-И в песнях?
-В них - тем более. Очень важным считалось то, о чем поют ребятёнку. Во всех
колыбельных непременно присутствует человеческий идеал. Для сравнения:
"Спи-ка, ягодка-малинка. Принаписана картинка. Принаписанный портрет. Лучше
нашей Раи нет! Баю-баю, баю-бай..." Буду! малышу петь про доброе - добрым
вырастет.
-Но обязательно ли обращания использовать?
-Такой же вопрос я задала когда-то одной женщине-северянке. "А как же? -
удивилась она. - Ты для того и поёшь песни, чтобы лишний раз его имя
произнести". И то правда. Нынче вон про биотоки говорят, про положительные
эмоции. Упоминание имени - тот самый благотворный заряд, передаваемый близким
человеком - матерью или отцом -потомку. И поэтому это важная сторона в
исполнении. Малыш тоню чувствует интонацию. Назвать все равно что приласкать...
В городе уменьшительно-ласкательное встречается в обиходе крайне редко. То ли
дело в деревне! "Марьюшка, здравствуй, а пойдем-ка ко мне!" - само собой
разумеющееся. Жива еще традиция Так же и песня народная. Да, претерпевает она
давление времени, но тем не менее у нее остается огромный заряд прочности. Она
приспосабливается к обстоятельствам, на все случаи жизни годна. Но это уже
другая тема.
Кстати, об именах. Самые распространенные в наших местах Анна, Иван. Николай
частенько встречается, Мария - тоже... Эти из колыбельной в колыбельную идут, из
песни в песню...
-Но я знаю примеры, когда детям исполняли страшные вещи типа: "Баю-баю, баю-бай,
поскорее умирай. Тятька сделает гробок из осиновых досок". И далее в том же
духе. Как же это объяснить?
-Да очень просто. Таким образом взрослые пытались обмануть нечистую силу.
Пропоем, мол, такое, насулим всего и всякого своему дитя, чтоб вышло наоборот.
-Ничего себе!.. А почему в наших северных колыбельных почти не встречается
упоминание домашних животных, как в сказках, к примеру?
-Значит, они ушли из быта. Ведь в народном творчестве всё отражается. Стоило
исчезнуть условиям... Видимо, назрело петь о другом, вот и стали петь...
-Может, и колыбельные нынче не нужны?
-Что вы! Очень даже необходимы, уж поверьте на слово. Попробуйте что-то спеть
своим детишкам, как сможете. Всем советую.
А если и впрямь попробовать?..
Беседовал Владимир НОГОВИЦЫН.
|