|
Трудовая Коряжма
25 июля 2002 (80)
Анна РЫЖКОВА.
Сколько стоит... пиво для продавца?
Новый КоАП довольно сурово карает как предпринимателей, так к продавцов за
несоблюдение прав потребителя. Неснятая с реализации просроченная бутылка пива
может обойтись продавцу в две тысячи рублей.
Главный консультант - специалист отдела торговли и защиты прав потребителей
Галина ХУДЯКОВА.
Вступивший в силу с 1 июля новый Кодекс об административных правонарушениях в
главе 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской
деятельности" регулирует отношения продавца, владельца торговой точки и
покупателя, предусматривает и наказания за несоблюдение правил торговли. Поэтому
очередную нашу встречу с ведущим специалистом КУМИ по торговле и защите прав
потребителей Галиной Худяковой мы посвятили "разбору" различных ситуаций, в
которых оказываются покупатели, кто в них прав, кто виноват и какова "цена
вопроса" для предпринимателя или продавца.
Во-первых, о том, кому прежде всего стоит "опасаться" санкций нового документа.
Начнем с определения. "Должностное лицо, - гласит статья 2.4 административного
кодекса, - постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном
законом порядке распорядительными полномочиями. Административную ответственность
как должностное лицо несут лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, то есть предприниматели". Но в случаях, когда
виноват продавец, на него также налагается штраф. Поэтому им Галина Ивановна
тоже советует быть осмотрительными:
чтобы не получалось так, что вся зарплата ушла на штраф.
Так, продажа товара без чека гражданскому лицу, то есть продавцу, может быть
чревата административным наказанием в размере 15-20 минимальных размеров оплаты
труда (полторы-две тысячи рублей). По этому же 14.5 пункту "карается" отсутствие
установленной информации об изготовителе или продавце. Под эту "статью"
подпадают и всевозможные инструкции на иностранных языках, на которые нет
перевода. Например, в недавнем рейде на рынке, - говорит Худякова, - был
оштрафован продавец, реализующий джинсы с... иноязычной этикеткой, и самое
интересное, что он был искренне удивлен, разве может такое быть?.. Еще пример:
в ларьках зачастую продают просроченное пиво. Если раньше "продажа товаров,
выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества" (ст. 14.4 КоАП)
наказывались суммой от пятисот рублей, то теперь - от двух тысяч. Вот так одна
бутылка пива с истекшим сроком реализации, не изъятая вовремя из продажи, может
"вылиться" продавцу аж в две тысячи рублей!
Накануне нашего разговора Галине Ивановне позвонили: купили магнитофон,
сломался, в магазине его забрали на ремонт, какое-то время поработал, та же
история, снова отремонтировали. Интересно, сколько же раз могут они его
ремонтировать -постоянно ломается, значит, он "некачественный"? Худякова
поясняет, что по Правилам торговли отдельными видами товаров не все товары можно
сразу заменить. Холодильники, стиральные машины-автоматы, автомобили, другие
дорогостоящие товары (аудио-, видео-, телеаппаратура) подлежат обмену только при
наличии существенного недостатка, который трактуется как "повторяющийся,
неустранимый". Если недостаток (поломка) незначительны, допускается ремонт. То,
что магнитофон за короткий срок приходилось уже не раз ремонтировать, говорит о
том, что, вероятно, его можно обменять или вернуть. Но для этого необходимы
документальные подтверждения повторности поломки. В гарантийном же талоне
информацию о предпринятых мерах, то есть ремонте товара, продавец не
зафиксировал. Новым КоАП такое попустительство со стороны продавца, фирмы в
целом тоже не приветствуется, возможный штраф для должностного лица:
от 5 до 10 "минималок", для юридического - от 50 до 100.
Худякова демонстрирует мне гарантийный талон одной из коряжемских торговых фирм.
В нем написано, что фирма производит бесплатный ремонт товара, если в нем
обнаруживается какой-либо дефект, может заменить товар только в период ею
установленного (14 дней) гарантийного срока, а по истечении гарантии продавец не
несет ответственности за проданный товар. Получается, фирма установила "свои"
правила, вопреки Закону "О защите прав потребителей". Ведь здесь речь идет,
скажем, не о царапине на автомобиле, - поясняет Галина Ивановна. -Предположим, у
машины вышел из строя двигатель. Он может выйти из строя не сегодня, не завтра,
а этак через полгода. Это тот самый "существенный" дефект. Опять-таки фирма уже
самой трактовкой гарантийного талона нарушает права потребителя: "Включение в
договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до
двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до
двухсот минимальных размеров оплаты труда" (ст. 14.8 п.2 КоАП).
Также административным кодексом предусматриваются наказания за обмеривание,
обвешивание, обсчет, введение в заблуждение покупателя относительно свойств,
качества товаров или услуги. Самые существенные штрафы - за несоблюдение правил
продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции:
четыре-пять тысяч рублей - для должностных лиц и аж 40-50 тысяч - для
юридических. Под этим подразумевается наличие должным образом оформленных
товарно-транспортных, сертификационных документов на алкогольную продукцию. По
словам Худяковой, зачастую при проверках, особенно в ларьках, их не
обнаруживается: продавец заверяет, что они есть в другой торговой точке этого же
предпринимателя. В большинстве случаев они действительно есть (все ли в них в
порядке - это уже другой разговор), но почему бы этим документам не быть, как
положено, и в этом ларьке или магазине.
По своей сути административный кодекс определяет санкции за несоблюдение все тех
же основополагающих торговых документов, о которых мы постоянно ведем речь со
специалистом отдела торговли - Закона "О защите прав потребителей" и Правил
торговли. В общем-то, их знание и применение в своей работе могли бы избавить
многих предпринимателей и продавцов от познания "на своей шкуре" Кодекса об
административных правонарушениях, тем более что штрафы в новом КоАПе значительно
возросли.
Потому и затеяли мы сегодня этот разговор. Считаю, людям, занимающимся
торговлей, лучше вовремя освоить теорию, - подытоживает Галина Ивановна, -чтобы
не набивать слишком большой ценой шишки. А покупателю важно помнить, что во
многих случаях закон на его стороне, только нужно знать о своих правах.
Анна РЫЖКОВА.
| |