Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
25 июля 2002 (80)
Анна РЫЖКОВА.

Сколько стоит... пиво для продавца?

Новый КоАП довольно сурово карает как предпринимателей, так к продавцов за несоблюдение прав потребителя. Неснятая с реализации просроченная бутылка пива может обойтись продавцу в две тысячи рублей.

Главный консультант - специалист отдела торговли и защиты прав потребителей Галина ХУДЯКОВА.

Вступивший в силу с 1 июля новый Кодекс об административных правонарушениях в главе 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" регулирует отношения продавца, владельца торговой точки и покупателя, предусматривает и наказания за несоблюдение правил торговли. Поэтому очередную нашу встречу с ведущим специалистом КУМИ по торговле и защите прав потребителей Галиной Худяковой мы посвятили "разбору" различных ситуаций, в которых оказываются покупатели, кто в них прав, кто виноват и какова "цена вопроса" для предпринимателя или продавца.

Во-первых, о том, кому прежде всего стоит "опасаться" санкций нового документа. Начнем с определения. "Должностное лицо, - гласит статья 2.4 административного кодекса, - постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями. Административную ответственность как должностное лицо несут лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть предприниматели". Но в случаях, когда виноват продавец, на него также налагается штраф. Поэтому им Галина Ивановна тоже советует быть осмотрительными: чтобы не получалось так, что вся зарплата ушла на штраф.

Так, продажа товара без чека гражданскому лицу, то есть продавцу, может быть чревата административным наказанием в размере 15-20 минимальных размеров оплаты труда (полторы-две тысячи рублей). По этому же 14.5 пункту "карается" отсутствие установленной информации об изготовителе или продавце. Под эту "статью" подпадают и всевозможные инструкции на иностранных языках, на которые нет перевода. Например, в недавнем рейде на рынке, - говорит Худякова, - был оштрафован продавец, реализующий джинсы с... иноязычной этикеткой, и самое интересное, что он был искренне удивлен, разве может такое быть?.. Еще пример: в ларьках зачастую продают просроченное пиво. Если раньше "продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества" (ст. 14.4 КоАП) наказывались суммой от пятисот рублей, то теперь - от двух тысяч. Вот так одна бутылка пива с истекшим сроком реализации, не изъятая вовремя из продажи, может "вылиться" продавцу аж в две тысячи рублей!

Накануне нашего разговора Галине Ивановне позвонили: купили магнитофон, сломался, в магазине его забрали на ремонт, какое-то время поработал, та же история, снова отремонтировали. Интересно, сколько же раз могут они его ремонтировать -постоянно ломается, значит, он "некачественный"? Худякова поясняет, что по Правилам торговли отдельными видами товаров не все товары можно сразу заменить. Холодильники, стиральные машины-автоматы, автомобили, другие дорогостоящие товары (аудио-, видео-, телеаппаратура) подлежат обмену только при наличии существенного недостатка, который трактуется как "повторяющийся, неустранимый". Если недостаток (поломка) незначительны, допускается ремонт. То, что магнитофон за короткий срок приходилось уже не раз ремонтировать, говорит о том, что, вероятно, его можно обменять или вернуть. Но для этого необходимы документальные подтверждения повторности поломки. В гарантийном же талоне информацию о предпринятых мерах, то есть ремонте товара, продавец не зафиксировал. Новым КоАП такое попустительство со стороны продавца, фирмы в целом тоже не приветствуется, возможный штраф для должностного лица: от 5 до 10 "минималок", для юридического - от 50 до 100.

Худякова демонстрирует мне гарантийный талон одной из коряжемских торговых фирм. В нем написано, что фирма производит бесплатный ремонт товара, если в нем обнаруживается какой-либо дефект, может заменить товар только в период ею установленного (14 дней) гарантийного срока, а по истечении гарантии продавец не несет ответственности за проданный товар. Получается, фирма установила "свои" правила, вопреки Закону "О защите прав потребителей". Ведь здесь речь идет, скажем, не о царапине на автомобиле, - поясняет Галина Ивановна. -Предположим, у машины вышел из строя двигатель. Он может выйти из строя не сегодня, не завтра, а этак через полгода. Это тот самый "существенный" дефект. Опять-таки фирма уже самой трактовкой гарантийного талона нарушает права потребителя: "Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда" (ст. 14.8 п.2 КоАП).

Также административным кодексом предусматриваются наказания за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение покупателя относительно свойств, качества товаров или услуги. Самые существенные штрафы - за несоблюдение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции: четыре-пять тысяч рублей - для должностных лиц и аж 40-50 тысяч - для юридических. Под этим подразумевается наличие должным образом оформленных товарно-транспортных, сертификационных документов на алкогольную продукцию. По словам Худяковой, зачастую при проверках, особенно в ларьках, их не обнаруживается: продавец заверяет, что они есть в другой торговой точке этого же предпринимателя. В большинстве случаев они действительно есть (все ли в них в порядке - это уже другой разговор), но почему бы этим документам не быть, как положено, и в этом ларьке или магазине.

По своей сути административный кодекс определяет санкции за несоблюдение все тех же основополагающих торговых документов, о которых мы постоянно ведем речь со специалистом отдела торговли - Закона "О защите прав потребителей" и Правил торговли. В общем-то, их знание и применение в своей работе могли бы избавить многих предпринимателей и продавцов от познания "на своей шкуре" Кодекса об административных правонарушениях, тем более что штрафы в новом КоАПе значительно возросли.

Потому и затеяли мы сегодня этот разговор. Считаю, людям, занимающимся торговлей, лучше вовремя освоить теорию, - подытоживает Галина Ивановна, -чтобы не набивать слишком большой ценой шишки. А покупателю важно помнить, что во многих случаях закон на его стороне, только нужно знать о своих правах.

Анна РЫЖКОВА.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя