|
Трудовая Коряжма
30 июля 2002 (82)
Владимир НОГОВИЦЫН.
Тик-так ходики. Пробегают годики...
Тик-так - тикают старенькие ходики на стене. Домашнее тепло, русской печкой
пахнет и уютом большого деревенского дома. Круглый стол, на окне - герань... А в
раме, там, за стеклами - почти сельский пейзаж... Деревня Слободка. Точнее,
бывшая Слободка...
Тик-так, тик-так - проходит время.
Вениамин Павлович Попов -из коряжемских старожилов. Мог бы поправить: из
слободских. В этой вот Спасской церкви его еще успели окрестить. Потом ее
закрыли Сказывает: родился 29 августа, а 31-го родители понесли младенца в храм.
Тем числом и записан в метрике. С этой датой в паспорте и живет. Впрочем, у них,
бывало, день рождения от настоящего просрочивали на месяц, а то и два, Коль
родится слабое потомство -погодят с записью-то (чего бумаги впустую марать!).
Тянули, пока дитя не окрепнет. А коль не суждено... Что ж - на все воля Божья...
Всякое бывало. Многое из той прежней жизни поросло травою-муравою. И у него,
Павлыча, из памяти повыветрилось. Так, эпизодами-сутемками пробрезживает она,
прежняя жизнь: как радовалось, как бедовалось..
И у него на все свое мышление имеется. На свой манер вывернул: оттого, стало
быть, Слобода, потому как земля не занятой, всем доступной была. "Приезжайте,
живите!" К здешней обители и притулилась, приросла деревенька. Старопрежние-то
фамилии какие? Шушковы да Дерягины, Софроновы да Лобанцевы. Ну и Поповы,
вестимо. "Пять семей, потом расплодились...", - как-то по-простецки бает
Вениамин Павлович. Мол, знаю. Велик был Метлинский сельсовет: и на той стороне
Вычегды, и на этой - он. Некоторые нынешние Котласские с Вилегодскими деревнями
сюда территориально входили. Вот какое пространство: лес-деревня, деревня -
лес... Дорога да тропки... И вновь чащобы. Кто ж думал,
что такое громадное комбинатовское строительство затеется...
Бесхозно стояли монастырские строения. Трогать там - ничего не трогали. Грех.
Но... "стройка изломала храм". Зато появилась двухэтажная школа. В ней, еще
недостроенной, Венька учился. Бывало, во время урока какой-нибудь мастер
"колотился" в коридоре, вставлял в двери замки или еще чего-то там плотничал...
Но самым интересным было, когда у "маленькой" церкви, Спасской, строители вырыли
пожарный водоем. Аккурат по кладбищу прошлись. Порушили, повсковыривали могилки
и ужас - "гроб на гробе". Две домовины оказались древние, из долбленого
лиственничного дерева. Потом гроб дощатый, с отделкой дорогою. Его и вскрыли. И
сразу все любопытные в стороны отпрянули. Кто что кричит: "ай!", "ой!". Боязно,
потому что там, по словам Вениамина Павловича, "поп, как живой, лежал, в
золоченой ризе". Минут пятнадцать минуло - и все, и ничего -осело все в
домовине, будто бумага, что от огня превращается в пепел... Одни черные кости
остались...
В храме - наверху - устроили контору Котласстроя. А нижний предел отвели под
столовую. Теперь в алтаре правили не священники, а директорат. И народу
понаехало отовсюду порядком - семейного и одинокого Пришлось слободчанам
потесниться. К ним в избу, к примеру (а жили Поповы втроем - матушка да двое
сыновей), приквартировали еще четырех строителей. "Хочешь-не хочешь - потеснись.
А платили за постой копейки". Однако строительство "не пошло"... Тем не менее на
все последующее бытование местных поселений оно сильно повлияло...
А как было в Коряжме до того, мать рассказывала с оглядкою. Как "забирали"
приезжие уполномоченные коряжемских монахов ("верхушку"), как на расстрел в
сторону Сольвычегодска повезли. И что старший над теми военными -свой,
поздышевский житель, прихватил из монастыря железную кровать с золочеными
шишками. Да только, сказывали, не спалось ему на ней сладко. Кошмары мучили. В
ярости бросил, утопил старшой эту кровать в лесной речке, что в двух шагах от
избы протекала. Долго виднелась она там, на дне, пугая местных жителей и
напоминая о земляке- "убивце"...
Однажды и к ним во двор нагрянули трое мужчин. Власть! Без объяснений вывели они
из стаи лошадь, телушку и корову дойную, все имевшееся зерно забрали. Венька с
братом в окно за всем этим наблюдали... Молчала, сдерживалась мать на улице, а
дома запричитала так, что стены задребезжали: "Чем я вас кормить буду?!" И
пацаны заревели следом, поняв: случилось непоправимое. А вскоре и стайку, и
зимнюю избу, принадлежавшую Поповым, те же люди разобрали, пустив доски на
колхозный коровник Коллективному хозяйству нужно было жить. Всем остальным -
выживать. Денег в колхозе не видывали. Расчет - зерном. Картошку же местные
жители сажали мало. Да и что посадишь, коль земли - клочок при доме. Всё
остальное - не свое, обобществленное' сенокосы, поля (они, кстати, тянулись по
берегу до нынешней улицы Пушкина, с другой стороны - занимали территорию
теперешней школы-интерната).
...В Спасской церкви устроили колхозный склад. Однажды мать отправилась туда за
ячменем. Кладовщиком работал там песчанский житель Амосов. Издали заметила: три
женщины нагребают в мешки рожь и - взвешивать. Она пристроилась за ними. Из той
же кучи набрала. А мужик волком на нее: где берешь? Это ж семенной. Возразила:
так те же бабы здесь набирали. Не слушает. На другую кучу показывает. А там сор
один, не рожь... С отчаянья кинулась мама в сельсовет, на собрание. К
председателю: мол, смотри, что дают... А тот черпнул из мешка горсть, скривил
рот, плечами пожал и ничего не ответил... Из ржи той после помола варили кашу -
"пресекалинку". Вкуса никакого, зато в животе не пусто. Живем!
Матушка еще подрабатывала в детском доме-коммуне: где полы помоет, где баню
истопит. Тем и перебивались...
...Тикают ходики. Ходко идут часы и годы. В избе, предками строенной, Попову по-
прежнему приютно, хотя и мечтает он пожить в нормальной городской квартире. "С
удобствами".
Тикают часы. А на колоколенке бьют колокола. Как в старь...
Владимир НОГОВИЦЫН.
| |