|
Трудовая Коряжма
10 августа 2002 (87)
Владимир НОГОВИЦЫН.
Дела идут, контора пишет...
Дела идут, контора пишет... Вообще-то писала не контора, а грамотей - дьячок, с
рьяной скрупулёзностью заносивший все монастырские расходы в большую "амбарную
книгу" (впрочем, в то время правильным было "аНбар"). Восемнадцатый век стоял на
пороге обители, даже более того - скоблился в углу, как настырная серая мышь...
А где-то, возможно, в одной из келий сопел от чрезмерного усердия монах. Гусиное
перо, зажатое в руке, слегка поскрипывало, и на бумаге появлялись буквы и целые
фразы. Потом писанное им отправится в казенную палату Вологодского
наместничества. Из Соли Вычегодской округи, из трехклассового Николаевского
Коряжемского монастыря -ведомость о допустимых тратах...
1782 год мало чем отличался от предыдущих. Разве что новыми расходами... Их
требовала покупка "деревянного" масла, проданного усольским купцом Иваном
Свиньиным за 2 рубля 76 копеек. И тут же сообщение о расписке: "велением сын ево
Федор росписался". Заплатили положенную сумму в уездную контору "за подьячего и
слуг" ("половину подушных собранных денег") - и также: "имеется от того
казначейства квитанция". Учёт - прежде всего!
Чаще снабженцами монастыря бывали устюжские торговые люди. Вроде тамошнего купца
Афанасия Шишманова, поставившего на двор бумагу ("для разных монастырских
письменных дел") и воск для свечей. Да еще красное вино, правда, немного -
всего-то полведра, в уплату которого ушло "два рубли медью". Кстати, чуть более
той суммы - на 40 копеек - монастырь выплатил вдове Марии Калининской за три
пуда пшеничной муки, купленной на "печение просфир". Столько же пудов
приобретено у Лазаря Булатова - "по осмидесять копеек дано два рубли сорок
копеек", при том, как явствует из ведомости, продавец "оные денги...принял и
росписался". Прикупали монахи винишко и у другого устюжанина -купца Федора
Ерыкалова. "Куплено на церковныя потребы ...
вина красного три четверти ведра три рубли"...
Но что продукты и напитки! Дороже ценился квалифицированный труд. Так, столяр
Иван Глотов "с товарищы" получили
"по договору в доплату" 50 рублей. И это за "зделание столярного в
Благовещенскую церковь иконостаса". Однако мастера не смогли подписаться под
ведомостью, скорее всего, из-за своей неграмотности, поэтому "устюжский мещанин
Петр Моисеев руку приложил".
И такие автографы "за кого-то" бывали в порядке вещей. То за устюжского
мещанина- Кирилла Телегина поставил "закорючку" ученый крестьянин Яков Трубачев,
то Иван Хохлов - за усольского (читай: Сольвычегодского) мещанина Алексея
Выдрина, то Степан Нюхин подписывается под договором за Якова Ядрихинского и его
сподручников, подвязавшихся выполнить резьбу иконостаса для Благовещенской
церкви. А то Иван Семёнов приложился под прошением часовщика (иначе -
"часоводителя") Якима Пустынникова:
"в заведение часов - целых три рубля - заработок! Полтора рубля срукоделила
Евдокия Задорина, починив церковные одеяния. Короче, монастырь предоставлял
возможность заработать сторонним людям. Так, благодаря этой хозяйственной
ведомости, сохранены фамилии жителей примонастырской и ближайшей округи,
возможно, предков нынешних жителей. Скажем, до сих пор в коряжемской Слободке
живут Дерягины. Как знать, может к ним и имеет отношение ямщик Иван Дерягин, с
которым ровно 220 лет назад монастырь имел деловые связи. Та временная "шабашка"
(это уже современный термин) помогла остановись имя северного крестьянина в
истории. А ведь не Бог весть чем занимался: всего-то круглый лес с реки вывез,
заслуженно получив за сделанное 3 рубля. Однако ж... Каменщик Михаил Чекмарев
также увековечился тем, что отремонтировал в Спасской церкви печь и произвел
побелку стен. Монахи рассчитались с ним той же привычной суммой - хватило
трёшки...
Обычно исследователи не затрагивают эту - бытовую - сторону жизни Николо-
Коряжемского монастыря. Их больше привлекает ее парадная часть. Но именно быт
служителей веры демонстрирует то, что их повседневность проходила отнюдь не в
одних лишь литургиях и служении Господу. По сути же своей чернецы мало
отличались от местных крестьян. И земной труд им был близок и привычен. Когда же
им что-то было не по силе, они прибегали (это ж элементарно!) к помощи
специалистов. Так что первые торгово-предпринимательские отношения (и, выходит,
бухгалтерские) возникли "на Коряжеме" задолго до нашей действительности.
Опередили монахи!
Владимир НОГОВИЦЫН.
| |