Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
31 августа 2002 (96)
Наталья ЖИХАРЕВА.

Чтобы учение не было мучением

Завтра 1 сентября - один из самых замечательных праздников детства. Что нужно сделать для того, чтобы этот день остался в памяти первоклашек светлым и незабываемо прекрасным? Как оградить наших маленьких учеников от школьного стресса, чтобы они не боялись, а желали учиться?

На эти и другие не менее важные вопросы, которые по "прямой линии" "ТК" задали горожане, отвечают специалисты диагностико-коррекционного центра (ДКЦ) отдела образования города. И начнем мы, пожалуй, с вопросов, которые были адресованы дефектологу центра Наталье Федоровне АН (на снимке).

Для справки. Дефектолог изучает все проблемы развития детей, связанные с обучением их в школе. Проводит диагностику (если есть нарушения устной или письменной речи; другие нарушения, например, интеллекта). Проводит коррекцию: смягчение, исправление дефектов развития.

- Мой сын сейчас пойдет уже в 7-й класс, но он до сих пор не избавился от привычки "жевать" слова. Когда его вызывают к доске или просят ответить с места, его речь как бы "парализует". Я несколько раз разговаривала с классным руководителем, чтобы его заставляли отвечать письменно. Тогда он отлично справляется с заданием. Но это не может длиться бесконечно. В старших классах ему придется неимоверно трудно. А потом наступает время, когда уже нравятся девочки. Помогите найти ему себя. Посоветуйте, что можно предпринять в такой ситуации. Дома у него все хорошо, а вот в школе - как язык проглотил.

- В вашем случае налицо проблемы взаимоотношений вашего ребенка со сверстниками либо с учителями. Высокая тревожность, страх публичных выступлений, неуверенность в себе порождают такое поведение, как вы описали. Следовательно, необходима беседа с психологом школы, в которой учится ваш сын. Психолог подскажет, как изменить ситуацию в лучшую сторону: как преодолеть страх публичного выступления, почувствовать уверенность в своих силах. А вам необходимо провести работу по повышению самооценки вашего сына, чаще поощрять его. Хорошо бы направить его в ДКЦ для консультации с дефектоло-гом и психологом.

- Наша Татьяна - очень подвижная девочка. Раньше мы радовались ее энергии, а сейчас уже не до этого. В этом году она пойдет в первый класс, и нам страшно, что она не сможет высидеть на месте даже пяти минут. Значит, ее будут наказывать или "укрощать". А мы ее по-другому воспитывали: только добротой и любовью. Прямо не знаю, что с ней и делать. Может, нам какие-нибудь успокаивающие препараты принимать. А может, вы подскажете что-нибудь действенное. Уж лучше мы сами ее попробует утихомирить, чем это сделают другие и не так, как надо. Очень нужен ваш совет.

- Ваша Таня, скорее всего, абсолютно нормальный ребенок. И "укрощать" ее в школе не будут, а неуемной энергии найдут достойное применение. Никаких успокаивающих препаратов ей, конечно, не нужно. Больше внимания уделяйте взаимоотношениям с учителем: необходимо наладить доверительное отношение, не забыть и с праздником поздравить, чаще бывать в школе, участвовать в работе родительского комитета. Вы должны понимать, что учитель отвечает за целый класс, и подвижный ребенок - это всегда хлопотно.

Если Таня, при всей ее подвижности, будет усваивать школьную программу, больших проблем с ребенком ни в 1-м классе, ни в последующие годы у вас не будет.

А вот если учеба не заладится (по причине неустойчивого внимания), то вашу девочку необходимо будет показать невропатологу и, если понадобится, назначить лечение. Чрезмерная непоседливость может быть сигналом серьезного заболевания, которое нужно как можно раньше начать лечить.

...говорите с ребенком о школе, терпеливо поправляя детские "я не помню", "у меня не получается" на "я постараюсь" и "я попробую".

- У нас проблема. Мальчик до сих пор не выговаривает букву "Р". В свое время запустили. А теперь он не хочет идти в школу, говорит, что его там будут дразнить. Расскажите,

как к вам попасть и есть ли в школах специалисты, которые могли бы с моим ребенком позаниматься.

- Коррекцию звука "р" я провожу в любом возрасте, если ваш сын и вы настроены серьезно этим заняться. Необходимо, прежде всего, подойти к школьному логопеду на прием.

- Объясните, пожалуйста, что для ребенка может являться явным дефектом. Может, и у нас есть такое, но мы не знаем...

- Вам нужно подойти к дефек-тологу на прием и поведать ему все, что вас тревожит в вашем ребенке. Вместе мы обязательно во всем разберемся.

- Сын во втором классе. При письме допускает много ошибок. До школы два года посещал логопедическую группу по коррекции звукопроизно-шения. Слышала, что вы помогаете детям с нарушениями письма и чтения...

- Действительно, если ваш ребенок не выговаривал много звуков и с ним до школы занимался логопед, то, возможно, у такого ребенка будут проблемы с русским языком. Часто дети, имевшие нарушения устной речи, допускают большое количество специфических ошибок в письменных работах: пропуски букв, слогов, перестановки, замены букв. Чтобы это исправить, необходимы специальные занятия.

- У моего ребенка - ученика 3-го класса - много ошибок в работах по русскому языку. Учитель направляет нас к школьному логопеду. Зачем?

- Если ошибки стойкие, исправлению традиционными способами не поддаются и сохраняются, когда навык автоматизированного письма уже сформирован, пора обращаться к логопеду: возможно, у ребенка специфическое нарушение письма - дисграфия. То же самое касается и нарушений чтения - аналогичное расстройство называется дислексией.

- Мой ребенок медленно выполняет домашнее задание. Я с ним совсем измучилась. Он какой-то тупой. Что мне делать?

- По всей вероятности, ваш сын не тупой - он медлительный. И воспитатели, и учителя, и родители именно медлительных детей часто считают ленивыми, неспособными, тупыми. Как показывает опыт исследований, умственное развитие этих детей - совершенно нормальное. Некоторые задания они выполняют даже лучше сообразительных. Вот что верно, то верно: делают они все медленно и времени на выполнение задания уходит больше. Но за одно это "тупыми" их назвать никак нельзя. Можно ли заставить их работать быстрее? Прежде всего, нужно вспомнить, что темп в любых занятиях человека определяется особенностями психики, подвижностью нервных процессов. Следовательно, с медлительностью ребенка не надо бороться, с этим качеством нужно уметь считаться. Впрочем, надо не упустить из виду: не все медлительные дети одинаковы. Есть дети медлительные из категории часто болеющих, со сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью. По этом и всех других случаях необходимо обратиться к дефектологу ДКЦ и получить соответствующие рекомендации по воспитанию.

- У моего ребенка возникли трудности в школе. Им недоволен учитель. Он часто пи-

шет замечания в дневнике и приглашает меня в школу. Что делать?

... появление нового учителя - повод для волнений в любом | классе. Но тут как раз нет ничего страшного, подобные переживания даже помогут ребенку лучше приспособиться к новому педагогу. Можно при случае заметить, что ведь вы тоже на работе себе начальника не выбирали.

- Отношение к детям в школе может оказать сильное влияние на их самооценку. Если учитель постоянно недоволен ими, они приходят домой недовольные собой. Заметив это, родителям необходимо принять соответствующие меры:

- понять, почему их ребенку труднее приспосабливаться к школе, чем другим детям;

- поговорить с учителем и уточнить сущность проблем ребенка;

- помочь ребенку изменить поведение учителя на положительное.

На учителе лежит ответственность за весь класс, а поэтому он не в состоянии уделять много внимания одному ребенку. Каждый ученик должен сам уметь приспособиться к тому, как осуществляется руководство классом. Другого пути нет. Болезненность адаптации для ребенка во многом зависит от того, насколько школьный опыт напоминает домашний. Обычно ребенок приспосабливается с легкостью, если нормы поведения, устанавливаемые учителем, похожи на те, к которым ребенок привык дома.

Такой ребенок спокойно реагирует на требования учителя, учитель доволен реакциями ребенка, и их отношения прекрасно развиваются. Как только учитель почувствует в ученике положительную перемену, он начнет к нему лучше относиться. Но если ребенок (по неизвестным причинам) изменить свое отношение к школе и учителю не сможет, то в этих случаях необходимо обратиться в наш центр к соответствующим специалистам для консультации.

- Мой сын сейчас пойдет во второй класс. Прошлый год мы все время вместе с ним готовили уроки. А теперь желание учиться у него пропало. Думаю, что виной этому я сама: он очень медленно делал домашние задания, а я ему помогала. Посоветуйте, как исправить положение?

- Родители, выступая в роли учителей, часто довольно бесчувственны к самолюбию ребенка. Стоит человеку освоить какой-то навык или что-то понять - и он начисто забывает, с каким трудом этого добился. Сидя рядом с первоклассником, который медленно делает домашнее задание, родители часто не понимают причину его затруднений -ведь им задание кажется легким. Что же случилось с ребенком? Да ничего. Просто родители забыли свой школьный опыт. Им давно уже неведомы приступы страха, которые преследуют сейчас их ребенка. Поощряя ребенка учиться, родители должны иметь в виду трудности, которых сами уже не помнят. Учение должно быть безопасно. Есть несколько способов, которыми родители могут воспользоваться для того, чтобы помочь своему ребенку создать это чувство безопасности:

- расценивать любые ошибки как попытки: "Попытка не пытка. Попробуй еще разок".

- с пониманием относится к тому, что ребенок чувствует себя круглым дураком: "Всегда страшно браться за то, с чем никогда раньше не имел дела".

- восхищаться тем, что ребенок не боится выглядеть глупо в глазах сверстников: "Какой ты молодец, что на виду у всего класса просишь объяснить задание".

Подготовила Наталья ЖИХАРЕВА.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя