|
Трудовая Коряжма
24 сентября 2002 (106)
Александр СУББОТИН.
Процесс воспитания - ДОРОГА БЕЗ КОНЦА
Начало нового года всегда приносит новые надежды и веру в лучшее. Но люди
опытные никогда не отбрасывают и опыт прошлого. Так, в городском методическом
объединении были обобщены материалы воспитательной работы в школах Коряжмы за
прошлый учебный год. Это должно помочь учителям в их настоящей и будущей
деятельности.
В прошлом году классные руководители самыми актуальными проблемами воспитания
считали: профилактику наркомании, работу с детьми в классах
коррекционно - развивающего обучения, адаптацию выпускников девятых
классов, проведение ролевых игр, экологическое воспитание, применение
правозащитных методик в воспитании. Если вдуматься в суть этих задач, все они
замыкаются на едином конечном результате. Юный человек, которому в процессе
воспитания была привита способность критично относиться к ярким "рекламным"
посулам взрослого мира, который знает, что надо делать и как по закону надо
делать, станет со временем хорошим гражданином. Не собьется в жизни и в итоге
устроит свою судьбу. В то же время любая недоработка по этим направлениям может
привести к тяжелым последствиям как для конкретного человека, так и для
общества. Одним из важнейших условий для достижения желаемого результата
является сотрудничество родителей, детей и учителей. Иначе трудно добиться чего-
либо позитивного. Перед педагогами дополнительного образования стоят не менее
важные цели, но трудности их поджидают даже большие, чем у школьных учителей.
Дополнительное образование, как известно, не обязательно, и удержать ребенка в
кружке или секции можно лишь настоящей заинтересованностью в деле. Как в таких
стесненных обстоятельствах добиться качества обучения? Методисты считают,
необходимо активнее использовать последние научные разработки, расширить спектр
предлагаемых детям занятий, чтобы ребенок мог найти то, что ему нравится, у
педагога, а не у дворовых товарищей. Наверняка будут интересны и результаты
социологического опроса заместителей директоров всех городских школ по
воспитательной работе на тему "Эффективность воспитательной работы в
учреждении". Будем говорить так: именно эти люди управляют процессом воспитания
на местах и от них многое зависит. Сферу воспитания (напомним, что есть еще
образовательная составляющая) определили как значимую в деятельности школы 80%
опрошенных. Большинство видит процесс воспитания как взаимное развитие личностей
школьника и педагога.
Интересные ответы педагоги представили на вопрос о том, с чем у них
ассоциируется процесс воспитания. 71% представляют его в виде живого
развивающего растения, а 29 - с зеркалом и дорогой без конца. Как дерево растет
и набирает силу, так и процесс воспитания приводит к формированию развитой,
образованной личности. Сравнение с бесконечной дорогой говорит о широких,
практически неограниченных возможностях воспитания. В нем, как в зеркале,
отражается наша действительность. Ни один из опрошенных не сравнивает воспитание
с кнутом и пряником, лабиринтом и белым листом. Человека нельзя заставить быть
воспитанным, необходимо сформировать необходимость быть таким.
Большинство руководителей оценивает эффективность воспитательной работы своих
учреждений на "хорошо". Но есть и недостатки. Нет должного финансирования
воспитания и дополнительного образования. В этом процессе педагоги не могут
опереться на сколько-нибудь приличное материально-техническое оснащение. При
двухсменном режиме обучения вторая смена как бы "выпадает" из поля зрения
воспитателей. Педагогические коллективы в большинстве своем состоят из
специалистов пенсионного и предпенсионного возраста, что создает определенные
трудности в контактах с современными "продвинутыми" учащимися. Низкая оплата за
классное руководство не способствует заинтересованности педагогов в этой
деятельности. Большое количество проблемных семей, практически не принимающих
участие в воспитании собственных детей.
Способствовать повышению эффективности воспитательного процесса, по мнению
школьного начальства, могли бы следующие меры. Следует повысить роль классного
руководителя, увеличить оплату его труда. Возможно, стоит даже ввести в
общеобразовательные учреждения должность "освобожденный классный руководитель".
Необходимо стимулировать активных педагогов. Для классных руководителей надо
проводить специальную курсовую подготовку. Сеть школьных кружков и секций
нуждается в расширении, а различные формы самоуправления школьников - в
поддержке и развитии.
В целом мнение педагогов по проблеме воспитания - оптимистическое. Хотя за
сухими строчками исследований скрывается обеспокоенность за будущее поколение.
Привычный воспитательный процесс: семья, школа, ребенок - сломан. В дело активно
включились телевидение с программами сомнительного качества и улица. В то же
время многие родители самоустранились от обязанности хоть как-то влиять на
формирование маленького человека. Педагог остается один на один с проблемами
ученика. А если из-за каких-то материальных неурядиц учитель что-то упустит?
Надо, чтобы система воспитания снова стала многогранной и многоступенчатой.
Делать человека человеком надо и в школе, и в семье, и на занятиях в кружке или
секции. Только так недоработка одного педагога не скажется на результате, и в
конечном итоге в жизнь выйдет достойный гражданин.
Александр СУББОТИН.
(По материалам городского методического центра).
| |