Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
24 сентября 2002 (106)
Александр СУББОТИН.

Процесс воспитания - ДОРОГА БЕЗ КОНЦА

Начало нового года всегда приносит новые надежды и веру в лучшее. Но люди опытные никогда не отбрасывают и опыт прошлого. Так, в городском методическом объединении были обобщены материалы воспитательной работы в школах Коряжмы за прошлый учебный год. Это должно помочь учителям в их настоящей и будущей деятельности.

В прошлом году классные руководители самыми актуальными проблемами воспитания считали: профилактику наркомании, работу с детьми в классах коррекционно - развивающего обучения, адаптацию выпускников девятых классов, проведение ролевых игр, экологическое воспитание, применение правозащитных методик в воспитании. Если вдуматься в суть этих задач, все они замыкаются на едином конечном результате. Юный человек, которому в процессе воспитания была привита способность критично относиться к ярким "рекламным" посулам взрослого мира, который знает, что надо делать и как по закону надо делать, станет со временем хорошим гражданином. Не собьется в жизни и в итоге устроит свою судьбу. В то же время любая недоработка по этим направлениям может привести к тяжелым последствиям как для конкретного человека, так и для общества. Одним из важнейших условий для достижения желаемого результата является сотрудничество родителей, детей и учителей. Иначе трудно добиться чего- либо позитивного. Перед педагогами дополнительного образования стоят не менее важные цели, но трудности их поджидают даже большие, чем у школьных учителей. Дополнительное образование, как известно, не обязательно, и удержать ребенка в кружке или секции можно лишь настоящей заинтересованностью в деле. Как в таких стесненных обстоятельствах добиться качества обучения? Методисты считают, необходимо активнее использовать последние научные разработки, расширить спектр предлагаемых детям занятий, чтобы ребенок мог найти то, что ему нравится, у педагога, а не у дворовых товарищей. Наверняка будут интересны и результаты социологического опроса заместителей директоров всех городских школ по воспитательной работе на тему "Эффективность воспитательной работы в учреждении". Будем говорить так: именно эти люди управляют процессом воспитания на местах и от них многое зависит. Сферу воспитания (напомним, что есть еще образовательная составляющая) определили как значимую в деятельности школы 80% опрошенных. Большинство видит процесс воспитания как взаимное развитие личностей школьника и педагога.

Интересные ответы педагоги представили на вопрос о том, с чем у них ассоциируется процесс воспитания. 71% представляют его в виде живого развивающего растения, а 29 - с зеркалом и дорогой без конца. Как дерево растет и набирает силу, так и процесс воспитания приводит к формированию развитой, образованной личности. Сравнение с бесконечной дорогой говорит о широких, практически неограниченных возможностях воспитания. В нем, как в зеркале, отражается наша действительность. Ни один из опрошенных не сравнивает воспитание с кнутом и пряником, лабиринтом и белым листом. Человека нельзя заставить быть воспитанным, необходимо сформировать необходимость быть таким.

Большинство руководителей оценивает эффективность воспитательной работы своих учреждений на "хорошо". Но есть и недостатки. Нет должного финансирования воспитания и дополнительного образования. В этом процессе педагоги не могут опереться на сколько-нибудь приличное материально-техническое оснащение. При двухсменном режиме обучения вторая смена как бы "выпадает" из поля зрения воспитателей. Педагогические коллективы в большинстве своем состоят из специалистов пенсионного и предпенсионного возраста, что создает определенные трудности в контактах с современными "продвинутыми" учащимися. Низкая оплата за классное руководство не способствует заинтересованности педагогов в этой деятельности. Большое количество проблемных семей, практически не принимающих участие в воспитании собственных детей.

Способствовать повышению эффективности воспитательного процесса, по мнению школьного начальства, могли бы следующие меры. Следует повысить роль классного руководителя, увеличить оплату его труда. Возможно, стоит даже ввести в общеобразовательные учреждения должность "освобожденный классный руководитель". Необходимо стимулировать активных педагогов. Для классных руководителей надо проводить специальную курсовую подготовку. Сеть школьных кружков и секций нуждается в расширении, а различные формы самоуправления школьников - в поддержке и развитии.

В целом мнение педагогов по проблеме воспитания - оптимистическое. Хотя за сухими строчками исследований скрывается обеспокоенность за будущее поколение. Привычный воспитательный процесс: семья, школа, ребенок - сломан. В дело активно включились телевидение с программами сомнительного качества и улица. В то же время многие родители самоустранились от обязанности хоть как-то влиять на формирование маленького человека. Педагог остается один на один с проблемами ученика. А если из-за каких-то материальных неурядиц учитель что-то упустит? Надо, чтобы система воспитания снова стала многогранной и многоступенчатой. Делать человека человеком надо и в школе, и в семье, и на занятиях в кружке или секции. Только так недоработка одного педагога не скажется на результате, и в конечном итоге в жизнь выйдет достойный гражданин.

Александр СУББОТИН.

(По материалам городского методического центра).



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя