|
Трудовая Коряжма
28 сентября 2002 (108)
Наталья ЖИХАРЕВА.
Талоны и "поклонники"
Болеть во все времена было невыгодно. Среди пациентов даже афоризм родился:
чтобы болеть в нашей стране, нужно быть абсолютно здоровым. Вы с этим согласны?
Я, пожалуй, тоже соглашусь, потому что совсем недавно была в роли пациента и
сама прошла все круги больничного пространства.
"Даже очередь выстоять не могут..."
Небольшая картинка. Утренний прием. У кабинета терапевта как всегда очередь. У
меня талон на 9 часов, очередь N6 - пришлось вставать рано утром, чтобы талон
добыть. Аккуратно так справляюсь: мол, кто передо мной, под N5. И тут происходит
неожиданная метаморфоза. Все те больные, которые сидят рядком у кабинета, в один
голос заявляют, что все без исключения идут в "общую" очередь и у нее, то бишь
очереди, нет никакого желания пропускать кого бы то ни было, даже по каким-то
там талонам.
Выслушав довольно грозную тираду, разделенную на несколько солирующих голосов, я
была вынуждена принять "правила игры" очереди (нарываться на скандал не было ни
сил, ни желания), поинтересовавшись, какая очередность мне теперь причитается.
На что и получила однозначный ответ:"... вон, закрасней кофточкой будете".
Женщина в красном оказалась седьмой. Значит, я стала уже восьмой. На часах было
около девяти - время моего талона. Через минуту открылась дверь кабинета и
медсестра пригласила пройти пациента, у которого на талоне значится 9 часов, то
есть меня. Очередь тихо запротестовала, сопровождая меня бурчанием типа:
"...совсем обнаглели, даже очередь выстоять не могут", "... ни стыда, ни
совести, только над стариками издеваются". Остальные эпитеты в мой адрес я
недослушала: закрыла дверь.
И вот вам ситуация. Как вы думаете: действительно лия поступила неправильно, не
по-людски? С какой целью тогда в поликлинике введена талонная система? Я не
оправдываюсь, я хочу разобраться, чтобы и вы не попали в похожую ситуацию.
Поэтому, вылечившись и выйдя на работу, я на другой же день напросилась на
интервью к заведующей городской поликлиникой Наталье Булыгиной. Надеюсь, что
разговор с ней будет полезен для многих наших читателей.
Единый талон пациента - вещь не пустая
Талонная система введена в поликлинике более десяти лет назад. Вначале по
талонам принимали только узкие специалисты, а когда эта система себя успешно
зарекомендовала и оправдала, то на такую практику приема пациентов перешла и
терапевтическая служба. И сейчас все врачи поликлиники работают только по
предъявлению этого "жетона".
Полтора года назад медики перешли еще и на единый талон амбулаторного пациента.
Кто часто болеет, знает, что перед приемом необходимо взять в регистратуре
"корешок", на котором записаны все ваши данные. Чем была вызвана такая
необходимость? Оказывается, элементарным учетом больных, который теперь
фиксируют на магнитные носители, а не на бумагу, как было прежде. Это требования
ФОМСа - для систематизации потока пациентов.
По существующим нормативам, терапевты в течение часа должны принять пять
человек. Получается, что на каждого обратившегося терапевт, инфекционист,
уролог, невропатолог затрачивают до 12 минут. Дерматолог, лор, окулист - 7
минут. Хирург - 6. Представляете, какая нагрузка на специалиста? А ведь за это
время хирург, например, должен не только осмотреть больного и назначить ему
лечение. Он успевает поработать и в перевязочной, и в гипсовой, а также оказать
пострадавшему экстренную помощь.
Кардиологу и пульмонологу в этом смысле полегче, потому что у них
специализированные приемы, при которых на каждого человека отпускается до 20
минут. Таковы нормативы, и если специалисты будут принимать за отведенное время
меньшее количество людей - сократится количество талонов. И это снова приведет к
нервозности и скандалам по поводу их нехватки. Пока, по мнению медиков, единый
талон пациента - оптимальный вариант. Он создан еще и для того, чтобы врачи не
отвлекались на лишнюю бумажную работу, а все положенное время занимались
обследованием и лечением больных. По единому талону пациента работают все
медицинские службы страны.
"Талон заполняется в регистратуре в считанные минуты, -поясняет Наталья
Ивановна, -но вы сэкономите это время на более тщательное обследование у вашего
доктора. Талонной системой мы однозначно разгрузили объем работы наших врачей.
Не знаю, как к этому относятся пациенты, но явных недовольств по этому поводу не
было, как, впрочем, и восторгов. Но сейчас горожане принимают талонную систему
как должное. Скажу больше - с 1 октября такая система вводится в поликлинике ЦБК
и в женской консультации. В будущем мы планируем перевести на талонную систему и
детскую поликлинику.
Признаюсь, медики ее не сразу приняли. Я несколько раз ездила в Котлас,
присматривалась, как котлашане работают по единому талону. В свое время у них
были неимоверные очереди к специалистам, и только за счет этой системы они
смогли упорядочить наплыв пациентов".
Невыдачу "больничного" можно опротестовать
-Рискну предположить, что среди нас все-таки есть люди, которые, к их счастью,
болеют крайне редко. И, представьте себе, такой человек все же заболел. Вызвать
врача на дом даже при высокой температуре не каждый отважится: что если до
прихода доктора температура спадет? Тогда такой человек направляется в
поликлинику, а тут его ждет множество сюрпризов, начиная с талона и заканчивая
общей очередью...
-Если человек плохо себя чувствует: повысилось или понизилось давление, другое
недомогание, он может вызвать врача на дом (до 14 часов) или воспользоваться
услугами скорой помощи на дому. Для этих целей у нас выделена машина и бригада
врачей. Если больной нуждается в неотложной помощи, она ему будет оказана, но
врачи этой службы не имеют права выдавать больничные листы. За бюллетенем все
равно придется идти к терапевту, который в любом случае примет больного, даже
если тот не позаботился с утра о талоне.
-И все же мне хочется поставить точку в талонном вопросе. Больной должен
придерживаться указанного на талоне времени или же дожидаться приема в порядке
"живой" очереди?
-Безусловно, по талонам. Те, кто без талона, должны ожидать, когда возникнет
"окно" между приемами. Только так. Я в свое время заметила, что при такой
системе как бы сталкиваются между собой две человеческие психологии: первичного
и повторного пациента.
Обычно, когда человек первый раз идет на прием по талону, он придерживается
психологии первичного пациента. Он убежден, что талоны - это самая разумная
система: не нужно выжидать в очереди, можно подойти ко времени, указанному на
талоне. Когда же такой человек, но уже с больничным листом в кармане, приходит
на прием во второй или третий раз, он психологически переходит на сторону тех, у
кого нет талонов и которые вынуждены какое-то время ожидать приема в очереди,
нервничать, а иногда и скандалить.
Сейчас терапевты назначают находящимся на "больничном" время во второй половине
приема, и это в некоторой степени тоже "разгружает" очередь.
-А достаточное ли количество в поликлинике терапевтов?
-Нет. Потому что никто не идет в терапевты. Из 18 терапевтических участков
(четыре из них находятся в поликлинике ЦБК) терапевтами укомплектовано лишь
восемь. На остальных участках работают совместители. А некоторые вообще не
укомплектованы. Хотя по нормативам нам положено 20 терапевтов.
-Значит ли, что и больничные листы работники ЦБК получают только в поликлинике
комбината?
-Если работник комбината направлен своим терапевтом на прием к узким
специалистам: эндокринологу, хирургу, невропатологу, окулисту, то больничный
лист выдают непосредственно в городской поликлинике. Также, если человек вызвал
врача на дом (а цеховые врачи на домашние вызовы не ходят), его опять
обслуживает наша терапевтическая служба. В принципе мы никому не отказываем в
приеме.
-А сколько положено по нормативам дней для излечения, например, ОРЗ, бронхита,
гриппа в амбулаторных условиях, дома?
-От 6 до 8 дней, иногда до 14. Это усредненные сроки. Такие нормативы нам дает
область.
-Какие аргументы должны быть у врача для отказа пациенту в больничном листе? -
Когда нет явных признаков болезни: температуры, повышенного или пониженного
давления и катаральных явлений. Бывают исключения, когда пациент очень плохо
себя чувствует без явных выраженных признаков болезни. Тогда это дистония, и
нужно обращаться к невропатологу или психиатру. А направить больного к этим или
другим специалистам может только терапевт. Невыдачу "больничного" терапевтом
можно опротестовать. Тогда "больного" осмотрит заведующий терапевтической
службой и примет верное решение. Такие случаи были. У человека, например, нет
температуры, а он из-за постоянной слабости не может нормально жить и работать.
Тогда пациента обследуют, он сдает анализы, и только после этого выясняется
причина его болезненного состояния. Есть заболевания, которым трудно сразу
поставить правильный диагноз.
Наталья ЖИХАРЕВА.
| |