Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
28 сентября 2002 (108)
Наталья ЖИХАРЕВА.

Талоны и "поклонники"

Болеть во все времена было невыгодно. Среди пациентов даже афоризм родился: чтобы болеть в нашей стране, нужно быть абсолютно здоровым. Вы с этим согласны? Я, пожалуй, тоже соглашусь, потому что совсем недавно была в роли пациента и сама прошла все круги больничного пространства.

"Даже очередь выстоять не могут..."

Небольшая картинка. Утренний прием. У кабинета терапевта как всегда очередь. У меня талон на 9 часов, очередь N6 - пришлось вставать рано утром, чтобы талон добыть. Аккуратно так справляюсь: мол, кто передо мной, под N5. И тут происходит неожиданная метаморфоза. Все те больные, которые сидят рядком у кабинета, в один голос заявляют, что все без исключения идут в "общую" очередь и у нее, то бишь очереди, нет никакого желания пропускать кого бы то ни было, даже по каким-то там талонам.

Выслушав довольно грозную тираду, разделенную на несколько солирующих голосов, я была вынуждена принять "правила игры" очереди (нарываться на скандал не было ни сил, ни желания), поинтересовавшись, какая очередность мне теперь причитается. На что и получила однозначный ответ:"... вон, закрасней кофточкой будете". Женщина в красном оказалась седьмой. Значит, я стала уже восьмой. На часах было около девяти - время моего талона. Через минуту открылась дверь кабинета и медсестра пригласила пройти пациента, у которого на талоне значится 9 часов, то есть меня. Очередь тихо запротестовала, сопровождая меня бурчанием типа: "...совсем обнаглели, даже очередь выстоять не могут", "... ни стыда, ни совести, только над стариками издеваются". Остальные эпитеты в мой адрес я недослушала: закрыла дверь.

И вот вам ситуация. Как вы думаете: действительно лия поступила неправильно, не по-людски? С какой целью тогда в поликлинике введена талонная система? Я не оправдываюсь, я хочу разобраться, чтобы и вы не попали в похожую ситуацию. Поэтому, вылечившись и выйдя на работу, я на другой же день напросилась на интервью к заведующей городской поликлиникой Наталье Булыгиной. Надеюсь, что разговор с ней будет полезен для многих наших читателей.

Единый талон пациента - вещь не пустая

Талонная система введена в поликлинике более десяти лет назад. Вначале по талонам принимали только узкие специалисты, а когда эта система себя успешно зарекомендовала и оправдала, то на такую практику приема пациентов перешла и терапевтическая служба. И сейчас все врачи поликлиники работают только по предъявлению этого "жетона".

Полтора года назад медики перешли еще и на единый талон амбулаторного пациента. Кто часто болеет, знает, что перед приемом необходимо взять в регистратуре "корешок", на котором записаны все ваши данные. Чем была вызвана такая необходимость? Оказывается, элементарным учетом больных, который теперь фиксируют на магнитные носители, а не на бумагу, как было прежде. Это требования ФОМСа - для систематизации потока пациентов.

По существующим нормативам, терапевты в течение часа должны принять пять человек. Получается, что на каждого обратившегося терапевт, инфекционист, уролог, невропатолог затрачивают до 12 минут. Дерматолог, лор, окулист - 7 минут. Хирург - 6. Представляете, какая нагрузка на специалиста? А ведь за это время хирург, например, должен не только осмотреть больного и назначить ему лечение. Он успевает поработать и в перевязочной, и в гипсовой, а также оказать пострадавшему экстренную помощь.

Кардиологу и пульмонологу в этом смысле полегче, потому что у них специализированные приемы, при которых на каждого человека отпускается до 20 минут. Таковы нормативы, и если специалисты будут принимать за отведенное время меньшее количество людей - сократится количество талонов. И это снова приведет к нервозности и скандалам по поводу их нехватки. Пока, по мнению медиков, единый талон пациента - оптимальный вариант. Он создан еще и для того, чтобы врачи не отвлекались на лишнюю бумажную работу, а все положенное время занимались обследованием и лечением больных. По единому талону пациента работают все медицинские службы страны.

"Талон заполняется в регистратуре в считанные минуты, -поясняет Наталья Ивановна, -но вы сэкономите это время на более тщательное обследование у вашего доктора. Талонной системой мы однозначно разгрузили объем работы наших врачей. Не знаю, как к этому относятся пациенты, но явных недовольств по этому поводу не было, как, впрочем, и восторгов. Но сейчас горожане принимают талонную систему как должное. Скажу больше - с 1 октября такая система вводится в поликлинике ЦБК и в женской консультации. В будущем мы планируем перевести на талонную систему и детскую поликлинику.

Признаюсь, медики ее не сразу приняли. Я несколько раз ездила в Котлас, присматривалась, как котлашане работают по единому талону. В свое время у них были неимоверные очереди к специалистам, и только за счет этой системы они смогли упорядочить наплыв пациентов".

Невыдачу "больничного" можно опротестовать

-Рискну предположить, что среди нас все-таки есть люди, которые, к их счастью, болеют крайне редко. И, представьте себе, такой человек все же заболел. Вызвать врача на дом даже при высокой температуре не каждый отважится: что если до прихода доктора температура спадет? Тогда такой человек направляется в поликлинику, а тут его ждет множество сюрпризов, начиная с талона и заканчивая общей очередью...

-Если человек плохо себя чувствует: повысилось или понизилось давление, другое недомогание, он может вызвать врача на дом (до 14 часов) или воспользоваться услугами скорой помощи на дому. Для этих целей у нас выделена машина и бригада врачей. Если больной нуждается в неотложной помощи, она ему будет оказана, но врачи этой службы не имеют права выдавать больничные листы. За бюллетенем все равно придется идти к терапевту, который в любом случае примет больного, даже если тот не позаботился с утра о талоне.

-И все же мне хочется поставить точку в талонном вопросе. Больной должен придерживаться указанного на талоне времени или же дожидаться приема в порядке "живой" очереди?

-Безусловно, по талонам. Те, кто без талона, должны ожидать, когда возникнет "окно" между приемами. Только так. Я в свое время заметила, что при такой системе как бы сталкиваются между собой две человеческие психологии: первичного и повторного пациента.

Обычно, когда человек первый раз идет на прием по талону, он придерживается психологии первичного пациента. Он убежден, что талоны - это самая разумная система: не нужно выжидать в очереди, можно подойти ко времени, указанному на талоне. Когда же такой человек, но уже с больничным листом в кармане, приходит на прием во второй или третий раз, он психологически переходит на сторону тех, у кого нет талонов и которые вынуждены какое-то время ожидать приема в очереди, нервничать, а иногда и скандалить.

Сейчас терапевты назначают находящимся на "больничном" время во второй половине приема, и это в некоторой степени тоже "разгружает" очередь.

-А достаточное ли количество в поликлинике терапевтов?

-Нет. Потому что никто не идет в терапевты. Из 18 терапевтических участков (четыре из них находятся в поликлинике ЦБК) терапевтами укомплектовано лишь восемь. На остальных участках работают совместители. А некоторые вообще не укомплектованы. Хотя по нормативам нам положено 20 терапевтов.

-Значит ли, что и больничные листы работники ЦБК получают только в поликлинике комбината?

-Если работник комбината направлен своим терапевтом на прием к узким специалистам: эндокринологу, хирургу, невропатологу, окулисту, то больничный лист выдают непосредственно в городской поликлинике. Также, если человек вызвал врача на дом (а цеховые врачи на домашние вызовы не ходят), его опять обслуживает наша терапевтическая служба. В принципе мы никому не отказываем в приеме.

-А сколько положено по нормативам дней для излечения, например, ОРЗ, бронхита, гриппа в амбулаторных условиях, дома?

-От 6 до 8 дней, иногда до 14. Это усредненные сроки. Такие нормативы нам дает область.

-Какие аргументы должны быть у врача для отказа пациенту в больничном листе? - Когда нет явных признаков болезни: температуры, повышенного или пониженного давления и катаральных явлений. Бывают исключения, когда пациент очень плохо себя чувствует без явных выраженных признаков болезни. Тогда это дистония, и нужно обращаться к невропатологу или психиатру. А направить больного к этим или другим специалистам может только терапевт. Невыдачу "больничного" терапевтом можно опротестовать. Тогда "больного" осмотрит заведующий терапевтической службой и примет верное решение. Такие случаи были. У человека, например, нет температуры, а он из-за постоянной слабости не может нормально жить и работать. Тогда пациента обследуют, он сдает анализы, и только после этого выясняется причина его болезненного состояния. Есть заболевания, которым трудно сразу поставить правильный диагноз.

Наталья ЖИХАРЕВА.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя