Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Трудовая Коряжма
5 апреля 2005 (37)
Александр СУББОТИН

Кто выиграет "похоронное" дело?

Только суд поможет установить, какие ритуальные услуги могут оказывать предприниматели

Комиссия по социальным вопросам Городской Думы совместно с коллегами из комиссии по экономике, хозяйственной и предпринимательской деятельности рассмотрела ситуацию на рынке ритуальных услуг Коряжмы. И, в частности, застарелый конфликт между специализированным муниципальным предприятием "Коряжем-ское бюро ритуальных услуг" и частной предпринимательницей Еленой Каревой.

Острая конкуренция на похоронном рынке развернулась еще до вступления в должность нынешнего руководителя КБРУ Галины Трубачевой. Предпринимательница Елена Карева, действуя активно и грамотно, обеспечила себе большие обороты не только в торговле ритуальными принадлежностями, но и в предоставлении полного набора услуг по захоронению. Работникам муниципального бюро, по словам Трубачевой, достаются лишь самые затратные, но низкооплачиваемые работы. Такие, к примеру, как копка могил.

В феврале предпринимательница обслуживала 27 похорон, а муниципальное предприятие-только 15. Причем часть из тех, кому КБРУ организовывало проводы в последний путь, были так называемые "невостребованные трупы", то есть у почивших не было родственников, либо родные не могли или не хотели заниматься похоронами. Деньги за эту незавидную обязанность КБРУ подолгу "выбивает" из областного бюджета, нередко через суд. Плюс к этому совершенно неравнозначное налогообложение у предприятия и предпринимателя - в результате КБРУ едва сводит концы с концами.

Вместе с тем федеральный закон о похоронном деле фактически запрещает оказание услуг по погребению коммерческим структурам. Во всяком случае, в нем сказано: "Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления". Закон действует с 1996 года, требованиям, указанным в нем, соответствует лишь муниципальное предприятие "Коряжемское бюро ритуальных услуг" (КБРУ). Указанный закон дает четкое определение понятия "погребение": "обрядовые действия по захоронению тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)"...

Можно предположить, почему закон столь строго ограничил участие коммерческих структур в похоронном деле. С одной стороны - государство пытается оградить эту деликатную процедуру от криминализации: не дать возможности криминалитету "прятать концы" под землю. С другой - таким образом пытаются препятствовать взвинчиванию цен на ритуальные услуги (по минимуму их оплачивают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и областные бюджеты, в которых и без того денег не густо).

У Елены Каревой пару-тройку лет назад была своя торговая точка по продаже похоронных принадлежностей неподалеку от городского морга. Договор с ней расторгли, и на это место "поселилась" аналогичная торговая точка КБРУ.

На основании федерального закона Городская Дума приняла соответствующее положение, которое регламентировало оказание похоронных услуг на территории Коряжмы. Но прокуратура опротестовала нормативный акт местной власти, обнаружив в нем незначительные огрехи. Что не меняло суть документа: его исправили и приняли вновь.

Тем временем Елена Карева попыталась установить павильон по продаже цветов, венков и пр. траурного ассортимента за пределами больничного городка (на саму территорию ее не захотел пускать главный врач). Предпринимательница купила киоск и сгрузила его у забора больницы. Но и здесь возникли проблемы с выделением земли в аренду.

Площадку для отвода участка определили, но против выступили жильцы ближайшего дома. Они не захотели столь мрачного соседства. Мэр встал на сторону жильцов. Елена Павловна попыталась арендовать участок подальше от "несогласного" дома, но и тут что-то не получилось. Карева склонна считать, что жалобы мэру были инициированы специально работниками администрации. В конечном счете павильон убрали с "временной стоянки". Но и это не обеспечило КБРУ "перевеса сил".

По утверждению Галины Трубачевой, на предпринимательницу работают информаторы: когда в больнице кто-то умирает, коммерческое предложение о похоронах поступает родственникам умершего быстрее, чем успевают "пошевелиться" муниципалы. Наличие павильона вблизи городского морга, по мнению руководительницы КБРУ, обеспечило бы Каревой еще большие преимущества.

Больше всего руководителя муниципального предприятия возмущает, что частница продолжает, вопреки требованиям федерального закона, оказывать услуги по перевозке и захоронению тел. Но при этом не несет никаких расходов по содержанию территории кладбища в надлежащем порядке. Хлопотное хозяйство требует достаточных денежных вливаний, а где их взять, если все самое доходное достается конкуренту?

По мнению Елены Каревой, она не нарушает никаких законов, так как в свое время получила соответствующую лицензию, которую с начала 2005 года отменили вовсе. Комиссию Елена Павловна с этой лицензией не познакомила, поэтому сложно говорить о том, что ей разрешали лицензионные органы...

Во всяком случае, та и другая сторона уверены в своей правоте, обе - читают закон по-своему. В связи с этим комиссия (председатель Галина Половко) посоветовала конфликтующим обратиться в суд, который бы расставил все точки над i. По мнению Галины Федоровны, закон четко разграничивает полномочия и обязанности муниципальной службы и коммерческих структур. И КБРУ должно защищать свои интересы на основании закона, даже странно, что муниципальное предприятие до сих пор само не обратилось в суд. Это предложение поддержала и комиссия по экономике и предпринимательству (председатель Сергей Дорофеев).

Как сказал Дорофеев, вопрос не требует депутатского вмешательства. Достаточно четко исполнить закон. Никаких двусмысленностей в нем нет. Нормативный акт даже не разрешает образовывать на базе специализированных похоронных предприятий 000 (общества с ограниченной ответственностью), а земля кладбищ не подлежит приватизации или акционированию. То есть государство не хочет пускать в похоронное дело частный капитал, и на это у него есть право.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета