|
|
Лесные новости
Чем глубже реформы, тем больше вопросов Период реформирования лесного хозяйства затянулся на долгие годы, при этом каких-либо положительных сдвигов в лесной отрасли от этих реформ пока не наблюдается, а вот вопросов к реформаторам возникает всё больше. До сих пор нет чёткой государственной программы развития лесного хозяйства и лесной отрасли в целом. Какую цель преследуют реформы? Не ясно. Какие права и обязанности берёт на себя федеральный центр, а что делегируется субъектам федерации, в законодательстве чётко не прописано. Великомученик последних лет - новый Лесной кодекс так и не доработан, до сих пор не внесён в Госдуму. Бесчисленные проекты Лесного кодекса не вызывают восторга ни у специалистов лесного хозяйства, ни у лесопромышленников. Впрочем, правительство клятвенно обещает, что в самое ближайшее время документ будет-таки передан на рассмотрение законодателям, но будет ли он от-вечать интересам отечественной лесной промышленности? В первых проектах ЛК - умышленно или по ошибке - даже не упоминается главная структурная единица лесного хозяйства - лесхоз. Будет он существовать после вступления в силу ЛК или будет погребён под обломками реформ - не ведомо. А если лесхозы останутся, то из каких источников будут финансироваться? К примеру, уже в настоящее время задержки по выплате зарплаты работникам лесхозов составляют несколько месяцев. Весьма туманной выглядит и перспектива сельских лесхозов. Не в лучшем положении могут оказаться и региональные власти. Проект ЛК лишает их полномочий управлять и контролирровать использование лесфонда. Местные власти не смогут оказывать какого-либо влияния на органы лесного хозяйства и лесопромышленников. Ещё до принятия ЛК федеральная власть приступила к централизации полномочий. Госдумой 5 августа 2004 года принят закон N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в Российской Федерации в связи с принятием законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (печально известный закон "О монетизации льгот"). Дать краткий анализ этого законодательного акта мы попросили консультанта департамента ЛПК администрации Архангельской области, канди-дата сельскохозяйственных наук Дмитрия Трубина (на фото). - На первый взгляд, Закон N 122 исключает областные органы власти из субъектов лесных отношений. Статья 47 "Полномочия субъектов Российской Федерации" исключена из Лесного кодекса. Основные полномочия по лесоуправлению передаются от области федеральному органу лесного хозяйства или его территориальным органам. В компетенции области остались такие функции как установление ставок лесных податей, информационное обеспечение, экологическое образование, а все главные распорядительные функции концентрируются у собственника лесов - Российской Федерации. Однако из заявления руководителя Федеральной службы лесного хозяйства Валерия Рощупкина ("Лесная газете", N 74 от 18 сентября 2004 года) следует, что "сохранение федеральной собственности на лес не означает устранение органов государственной власти субъектов от полномочий в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом, который в соответствии со статьёй 72 Конституции РФ находится в совместном ведении". Значит, федеральные органы власти открыты для диалога с регионами, нужны новые формы взаимодействия. Наверное, это касается и изменения системы финансирования лесного хозяйства. Статья 108 действующего ЛК раньше предусматривала, что субъекты Федерации должны финансировать лесовосстановление, а федеральный центр брал на себя все остальные расходы: тушение пожаров, профилактические мероприятия, защиту лесов, уход за лесами, их охрану. С принятием Федерального Закона N 122 все расходы возлагаются на собственника лесных ресурсов. Однако не следует к этому положению подходить буквально. Ведь никто из жителей области не откажется сказать, что это наши леса, что это наш ресурсный и экологический потенциал. Никто не пересадит наши боры и согры в федеральный центр. Все лесные ресурсы остаются в пользовании у областных лесопромышленников и местного населения. Соответственно, и в областном бюджете 2005 года должны быть предусмотрены расходы на ведение лесного хозяйства. В 2004 году разработан оптимальный механизм, позволяющий получать дополнительные лесные доходы и направлять их через областной бюджет на нужды лесного хозяйства. Такую схему целесообразно повторить и в областном бюджете 2005 года. Это послужило бы хорошей площадкой для развития конструктивного взаимодействия региональной и федеральной властей в условиях административной реформы. Можно смело сказать - от решений, принятых депутатами облсобрания, во многом будет зависеть судьба лесного хозяйства края. При первом прочтении ФЗ N 122 может показаться, что область как субъект Федерации с 1 января 2005 года полностью лишена возможности участвовать в распределении лесного фонда. Это не так. Действующим Лесным кодексом предусмотрено, что председателем конкурсной комиссии по передаче лесов в аренду должен быть представитель субъекта Федерации. Надо надеяться, что взаимопонимание и взаимодействие между территориальным органом федерального агентства лесного хозяйства и областью сохранится. Что касается лесопользователей, то ФЗ N 122 не внесёт существенных изменений в их деятельность. Сохраняются все формы предоставления лесных ресурсов в пользование: аукционы, аренда по конкурсу и аренда по решению органа исполнительной власти (правда, не регионального, а федерального). Что касается перспективы лесхозов, то здесь вселяет надежду другое заявление Валерия Рощупкина о том, что "единственной и реальной юридической единицей управления лесами России остаются лесхозы с лесничествами". Реформы безболезненными не бывают, и хочется надеяться, что и лесное хозяйство, и лесопромышленный комплекс переживут нынешние реформы с наименьшими потерями.
|
Лесные новости: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |